На фестивале показали две последние документальные работы Вернера Херцога: «Пещера забытых снов» и «Счастливые люди: год в тайге» (снятый в со-авторстве с Дмитрием Васюковым).
«Пещера» рассказывает об уникальной пещере Шове, где в 1994 году были найдены наскальные рисунки, сделанные примерно 35 тысяч лет назад. Министерство культуры Франции разрешило съемочной группе Херцога там побывать (большое внимание уделяется микроклимату, и подобная возможность — редкая удача), чтобы заснять древнейшую в историю человечества живопись. Заснять, к слову, в формате 3D.
Прилежно задокументировав различных мамонтов, львов, медведей и носорогов, Херцог по традиции начинает предаваться пространным размышлениям о роли и значении искусства, в частности изобразительного, в жизни неандертальцев. Удивительным образом самой мощной частью картины оказывается постскриптум, посвященный аллигаторам, обитающим неподалеку от пещеры Шове. Снимая мутировавших крокодилов-альбиносов, Вернер пророчит их встречу с пещерой.
Куда более сильным высказыванием оказались «Счастливые люди», участвующие в программе документального кино. Дмитрий Васюков (Херцог был идеологом проекта и прочитал закадровый текст в своей неподражаемой манере) провел год с таежными охотниками, выясняя, чем живут эти святые люди. Суровый уклад жизни дарит им невероятную свободу. С одной стороны, множество необходимых для выполнения дел не позволяет расслабиться, но с другой — редчайшее единение с природой оставляет для осмысления каких-то важных вещей уйму времени. Осмысления не интеллектуального, а жизненного, бытового.
Готов поспорить, что многие зрители после просмотра «Счастливых людей» будут готовы бросить всё и махнуть в Сибирь.
Да, приезжайте к нам!