Посмотрел художественный фильм «Добро пожаловать в Нью-Йорк», где сошлись пути-дорожки Абеля Феррары и Жерара Депардье. Последний играет мсье Деверо (недвусмысленный намёк на Доминика Стросс-Кана), крупного французского финансиста, собирающегося участвовать в президентской гонке. Он на один день приезжает в Нью-Йорк, помимо решения рабочих вопросов и встречи с любимой дочкой, успевая закатить в отеле пару оргий с проститутками. Утром к нему в номер заглянет горничная, которая чуть позже обвинит Деверо в сексуальном домогательстве. Начнётся судебное разбирательство, а на политической карьере можно будет поставить жирный крест.
Предыдущая работа Феррары «Последний день на Земле», где все 85 минут экранного времени Уиллем Дефо слонялся по просторному лофту, не зная, чем занять себя и зрителя, оставила много вопросов, главный из которых сводился к творческой форме режиссёра. В этом смысле, «Добро пожаловать...» — пусть не возвращение к истокам, но живительный ручеек родниковой воды.
При том, что перед нами экранизация громкого скандала 2011 года, вполне очевидна одна простая вещь — Феррару мало интересует (если вообще интересует) Деверо-политик или Деверо-финансист, ему интересен Деверо-человек. И тут на арене появляется Депардье, который в кои-то веки решил выйти из спячки, и всё-таки сыграть, а не отбыть номер. Его Деверо — это чудовище и мерзавец, который, тем не менее, в какие-то моменты может быть очень трогательным субъектом. Есть подозрение, что Депардье во многом сыграл самого себя. Именно поэтому его герою хочется верить. И даже — сопереживать.
Возвращаясь к творческой форме неистового Абеля. При всех любопытных штришках «Добро пожаловать...», стоит признать, что головокружительного морока, каковой имел место в каждом фильме режиссёра в 1990-е, тут нет и в помине. Безусловно, это режиссёрское высказывание заслуживает внимания (а для поклонников Феррары просмотр и вовсе необходим), но оно, к сожалению, не сообщает ничего нового о самом авторе.
В конкурсе грядущего Венецианского кинофестиваля состоится премьера «Пазолини». Хочется верить, что он окажется чуть более близок тому самому Абелю Ферраре из 1990-х, в которого нельзя было не влюбиться.
ПС: Уголовное дело закрыли, а горничную поймали на лжи, и тем не менее продолжают «мочить» ... следующий Николя?
Ранний Абель, как и многие молодые, старается шокировать. Он вообще дитя своего времени, протестует и пытается разрушить, отвергнуть и начать заново, в то время. В этом периоде он сильно напоминает Кроненберга, его поиски формы и содержания. Но если канадец был далёк от навалившейся на США депрессии вьетнамской войны, вспоминая о ней под звуки «American Woman» родной The Guess Who, гуманизируя насилие в своих фильмах, то Феррара всецело погружённый в неспокойное состояние, с учетом статуса ньюёркера, наоборот, надрывает жилы, беспощадно и беспафосно, но КПД этих стараний равен нескольким удачным сценам из десятка картин.
А начиная с Короля можно констатировать переход к качественным категориям, за редким исключением, вплоть до прекрасной Марии. И во время, когда Кроненберг становится классиком, Абель остается атором, независимым, но не более. И последний, с Депардье, лишь расстроил за обоих, ибо без копаний, выводов, и главное вопросов.
А Кроненберг в Космополисе потерпел фиаско? Или…?
ПС: «Зелёная карта» один из самых ожидаемых.
ППС: Ветка затянулась, не правдали?)