Посмотрел «Лобстера» Йоргоса Лантимоса. Пузатый и усатый Колин Фаррелл после расставания с супругой (семейный стаж — 12 лет) отправляется в отель, где за месяц с небольшим должен найти себе новую пару. В обратном случае он будет превращён в животное, на выбор. Выбор падает на лобстера. Каждый день постояльцы отеля (среди них — шепелявый Джон С. Райли и хромой Бен Уишоу) ездят на охоту в близлежащий лес. Там они отстреливают одиночек, ряды которых возглавляет Леа Сейду. Один убитый — один бонусный день в отеле. Тех хитрецов, кто захочет обмануть администрацию отеля, выдав фальшивые чувства за настоящие, ждёт суровая кара...
Режиссёр Лантимос создаёт очень подвижную систему координат, где очевидные фантастические детали соседствуют с приметами обыденной жизни. Сюжетный зачин содержит в себе такую долю абсурда (абсурда совершенно восхитительного), что этого топлива хватает на весь хронометраж картины. Грек очень быстро объясняет правила затеянной им игры, каждые 15-20 минут выкладывая на стол новые козыри.
Не трудно увидеть смысловую перекличку между «Лобстером» и «Молодостью» Паоло Соррентино. Однако же если итальянец мудро рефлексирует об увядании жизни, то Лантимос формулирует грустные вопросы о тотальном одиночестве всяк и каждого. Он умышленно избегает необходимых пояснений, создавая лакуны, в которых можно сыскать разные варианты ответа, и выбрать подходящий для себя.
Лантимос с удивительной лёгкостью переключает жанровые регистры, балансируя в диапазоне от абсурдистской комедии до почти что древнегреческой трагедии. На базовом, фундаментальном уровне он несерьёзен, но постепенно градус уныния (если не сказать отчаяния) начинает повышаться, достигая к финалу пиковых величин. Сиё жонглирование происходит, что называется, на глазах, но по большому счёту незаметно. «Лобстер», в этом смысле, похож на матрёшку, где в каждой новой кукле меньшего размера может оказаться всё что угодно.
Но главное достоинство фильма, пожалуй, в другом. На непривычном (как по части формы, так и содержания) для большинства языке Лантимос говорит об очень простых и очень важных вещах. Он никого не высмеивает, и никого ни к чему не призывает. Его «Лобстер» — красивейшая, тонкая и глубокая притча о каждом отдельно взятом человеке, то есть о всех нас. Осталось лишь решить, каким именно животным стать спустя оговорённый в договоре срок.
Этот фильм всюду дефицит.