Сало или 120 дней Содома Salò o le 120 giornate di Sodoma

Рейтинг
-
Оценок:
2
6.0
Ваш рейтинг
0 0 из 10
Сало или 120 дней Содома /Salò o le 120 giornate di Sodoma/

Обзор

  • Страна: Италия, Франция
  • Год: 1975
  • Жанр: военный, драма
  • Продолжительность: 116 минут (1:56)
  • Премьера (мир): 22.11.1975
  • Возраст: 18+
В ИЗБРАННОЕ

О фильме:

Последняя инфернальная работа Пьера Паоло Пазолини, увидевшая свет уже после безвременной и загадочной смерти своего создателя. Вольная интерпретация произведения маркиза Де Сада, сделанная великим итальянским режиссером превратилась, вероятно, в самый скандальный фильм в истории кино, на долгие годы запрещенный в большинстве стран мира. В этой беспредельно шокирующей и невероятно жестокой картине Пазолини исследовал самые низменные и отталкивающие свойства человеческой натуры, безжалостно распахнув врата ада и разыграв душераздирающую трагедию смерти. Будто предчувствия свою близкую гибель, режиссер отбросил все существующие моральные условности и превратился в ангела Апокалипсиса, обрушившего весь свой гнев на ничего не подозревающего зрителя.
  • Рецензия Киномании

    Станислав Никулин

    "Сало или 120 дней Содома" - последняя, и самая скандальная работа Пазолини, вышедшая на экраны после трагической гибели режиссёра от рук убийцы. Слишком многим не нравились его взгляды на окружающую действительность. Экранизируя роман маркиза де Сада, Пазолини переносит действие в 1944-45-е годы, в фашистскую "республику Сало" на севере Италии, где группа лиц из высшего общества во главе с принцем унижает, издевается, мучает, пытает юношей и девушек, собранных для услаждения извращённой элиты, чувствующей свою погибель. Четыре месяца длится эта экзекуция. Для взрослых это последняя возможность удовлетворить свои низменные инстинкты, для молодых людей - расплата за свою юность и желание жить.

    Из-за несвоевременной смерти режиссёра фильм сразу же записали в разряд "завещаний" будущим поколениям, забывая при этом, что для Пазолини "Сало" был скорее киноманифестом, нежели инструкцией к действию или наставлением. После знаменитой "Трилогии жизни", в которую входят экранизации "Кентерберийских рассказов", "Декамерона", "Тысячи и одной ночи", Пазолини экранизирует прямо противоположный литературный источник. Будучи социалистом, режиссёр хочет показать всю неприглядность фашистского режима. В помощь себе, он призывает аллегории, метафоры, иносказательность. Как известно, "Сало или 120 дней Содома" вызвал огромный скандал не только в Италии, но и в Европе. Большинство кинотеатров отказали фильму в прокате, мотивируя своё решение наличием садомазохистских сцен в картине. И правда, наблюдение за коллективным употреблением человеческих фекалий, уроками мастурбации, изнасилованиями, вряд ли может доставить удовольствие. При этом все эти эпизоды сняты невозмутимо, отчуждённо, бесстрастно. По Пазолини, четыре месяца в Сало - это новые Содом и Гоморра, предвестники Апокалипсиса, Страшного Суда, божьей кары за свершённые злодеяния.

    Насилие у Пазолини выступает, как парадигма всего существования и мироощущения фашистской "знати". Без оного они просто не могут, не умеют, не хотят жить. В начале фильма, когда идёт отбор юношей и девушек для жестоких и беспощадных утех, мы видим нескрываемую радость на лицах детей. Муссолини мёртв, но они по прежнему верят в правильность и истинность его идей. Всё меняется во дворце. Взрослые уничтожают не только физическую девственность ребят, но и духовную чистоту, что намного страшней. Обратного пути нет. Они приехали во дворец, чтобы умереть. Последние пятнадцать минут - подробнейшая панорама массового убийства, торжествующий гимн смерти.

    Тема смерти занимало не последнее место в творчестве Пазолини. Он обращался к ней и как писатель, и как философ. Смерть подобно монтажу в кино помогает нам трезво посмотреть на то, что было сделано до этого. Оглянуться назад, проанализировать. Символично, что именно эта лента стала последней в карьере режиссёра. За страшной, неприглядной, по настоящему скандальной (а Пазолини знал, на что шёл) содержательной стороной картины многие не видят смыслового стержня. Сегодня, пожалуй как и в 70-х, ужасы Второй Мировой войны представляются с позиций освободителей при чётком ранжировании "добра" и "зла". Но ведь чтобы победить нужно понять. Понять не для оправдания зверских деяний, а для самих себя. Дабы разобраться в причинах повлёкших такие последствия. Гитлер и Муссолини не захватывали власть, они пришли к ней законным путём при огромной поддержки народов Германии и Италии.

    "Сало или 120 дней Содома" кино, прежде всего, социально направленное. Нацеленное на интеллект, разум и только потом на чувства. Картина Пазолини сегодня является чуть ли не единственным (наравне с "Гибелью богов" Висконти) художественным документом, показывающим обратную сторону зла, без "красок" и "грима".

  • P
    "Сало или 120 дней Содома" - последний фильм классика итальянского кинематографа Пьера Паоло Пазолини, снятый в 1975 году по мотивам повествований Маркиза Де Сада. В том же году Пьер Паоло Пазолини трагически погибает, как подозревалось, от рук четверых подростков. Истинные убийцы, как и мотив преступления, до сих пор остаются одной из самых больших загадок прошлого века. После создания картину несколько раз официально запрещали к показу, как пропагандирующую извращенные формы сексуальных удовлетворений, насилие, садизм, как подрывающую моральные устои общества. В конце концов, в 1978 году картина, по решению Кассационного суда восстанавливается до первоначального состояния и окончательно разрешается к показу. Снятый по произведениям Маркиза Де Сада фильм рассказывает о нескольких месяцах жизни группы итальянских подростков, юношей и девушек, которых по мимо их воли привозят на виллу четыре аристократа – магистр, банкир, герцог и монсеньор. На вилле они вынуждены подчиняться придуманным для них законам: гетеросексуальные отношения и религиозные отправления караются смертью. Каждый из аристократов может по своему желанию вступать с сексуальную связь с любым членом маленькой группы, включая своих партнеров. Сексуальная связь строится на принципах содомии и гомосексуализма, включает в себя групповой секс, вуайеризм и прочие виды нетрадиционного секса, а также копрофилию. Спустя короткое время насилие над подростками достигает апогея и приводит к убийствам в особо изощренной форме. Говорить об этой картине сложно, ее нужно или принимать полностью или отрицать вовсе. Идея Маркиза Де Сада о том, что только вседозволенность в наслаждении может придать ему наивысшую прелесть является негласным девизом в фильме. Но это на первый взгляд. Как на первый взгляд кажется, что сюжет картины лежит на поверхности и заключается только в "цитировании" Маркиза Де Сада. На мой взгляд, Пазолини не был бы великим режиссером, если бы сузил идею фильма до идеи сюжета. Ведь не зря же он перенес действие в фашистскую Италию, в республику Сало, существование которой ограничилось всего полутора годами. Спор о том, соотносит ли Пазолини принципы содомии с принципами фашизма, зачастую представляется, как я думаю, не всегда в точном ракурсе. Было бы очень соблазнительным просто сравнить эти два явления – содомию и фашизм, – провести аналогию и закончить спор. Но быть может, Пазолини уравнивал эти понятия в каком-то ином смысле? Возможно. И не по принципу аналогии, а по принципу единородности явлений, несмотря на то, что насильственная содомия – зло психологически-сексуального характера, а фашизм – зло социально-политическое. Понимание этой проблемы представляется следующим образом: и фашизм, и насильственная содомия имеют один общий источник своего возникновения – разум, больной разум; в своем апогее проявление наиболее типичных принципов и стремлений в содомии и фашизме наблюдаются наиболее ярко, они ясно демонстрируют суть одного и того же явления – больного разума и, как следствие, больной воли. Дифференциация же насильственных методов по различным категориям – психологически-сексуальная и социально-политическая имеют вторичный характер. "Мы бы хотели убивать вас вечно, раз за разом…" - говорит искалеченным юношам эта больная четверка, а герцог в одной из речей заявляет прямо: "Мы – фашисты". И мне представляется, что фашизм, оставленный будто бы за кадром картины, на самом деле никуда не исчез, он присутствует в каждой сцене фильма. Нелишним будет вспомнить, что содомия имеет тесную связь со своей обратной стороной – мазохизмом. Нередко оба эти понятия объединяются в одно – садомазохизм. Отсюда я вывожу неоригинальную мысль о том, что содомия сама по себе не является действием однонаправленного характера, но всегда, в конечном итоге, стремится проявить свой реактивный момент, свою обратную направленность к носителю этого действия. Вспомним, что в конце фильма сцена во дворе демонстрирует нам не только группу девушек и юношей, подвергающихся мучениям. Добровольному истязанию в легкой форме на удушающем стуле, ломающем шейные позвонки, подвергает себя и один из второстепенных членов "высшего сословия", он как бы пробует на себе эту смертельную идею. На мой взгляд, этот момент в фильме является одним из ключевых и способен говорить в пользу понимания фильма в свете вышеизложенного мной. Фашизм, как идея, направленная во вне, обладает упомянутым выше реактивным моментом и способна в своем апогее обратиться против себя самой, таким образом заключая в себе идею саморазрушения. Быть может, в фильме это и не представлено с достаточной очевидностью, но глубинный смысл кажется именно таким. Вспомним, что как таковая взаимосвязь социально-политических формаций с сексуальным имеет давнюю историю, пример тому – не такое уж давнее прошлое нашей страны, где социалистическая идеология не оставляла место ничему хотя бы отдаленно имеющему отношение к сексуальному. Заговорив в начале о разуме, теперь необходимо будет заметить, что в фильме несколько раз упоминается и цитируется Ницше, который с "легкой руки" фашистов стал считаться чуть ли не их предвестником. В частности, идея Ницше о Сверхчеловеке была трансформирована фашистской идеологией в свою пользу: слабые должны умереть. Между тем Сверхчеловек у Ницше является прежде всего созидательным началом, стоящим над природой человека. Разговоры горстки больных содомитов о Ницше и Сверхчеловеке – не является ли это натуральной иронией Пазолини, таким образом раскрывающего изнанку псевдофилософии содомии и фашизма? Лично для меня вопрос о том, считать ли "Сало" произведением искусства или нет, не стоит. Фильм страшный, крайне тяжелый, местами просто отвратительный. Но это нисколько не умаляет его художественной ценности. Сколько бы ни приводили хулители фильма доводов против этой картины, искусство не спрашивает ни у кого разрешения на право существовать.
  • Space_Odyssey
    Начал смотреть и с трудом осилил только для того, чтобы познакомиться с тем самым Пазолини, о котором много слышал, как о гении. Может быть в каких-то его фильмах присутствует талант. Но этот произвел отталкивающее впечатление. Бесчеловечный, глубоко аморальный и отвратительный фильм. Очень красивые девушки, но все так называемые оргии выглядят крайне неэротично и по большей части омерзительно. Грязная мешанина из порносцен с садизмом, которые могут возбуждать лишь извращенцев. Совсем коротко я бы назвал это эстетской рвотой. Ничего хоть сколько-нибудь позитивного или хотя бы умного. Этот фильм относится к искусству в той же мере, как инсталяции больных на голову псевдохудожников, которые публично испражняются. Вот он какой оказывается, великий Пазолини )
  • Юрик
    М-дя... Фильм без сомнения впечатлил... Такого откровенного издевательства давненько не видывал. Издевательства во всех смыслах этого слова... Всё время не оставляло впечатление, что это правда, что фильм документальный, что все дети - вовсе не актёры... Кроме некоторых извращенцев, берусь утверджать, что этот фильм своей реалистичностью мало кому понравится. А жаль...

Добавить рецензию:

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии