Наконец-то добрался до «Дороги» Джона Хиллкоата, фильма, который в прошлом году понравился, кажется, абсолютно всем, но по каким-то не совсем очевидным причинам так и не добрался до оскаровской гонки. А козырей у картины, хоть отбавляй. Проза Пулитцеровского лауреата Кормака МакКарти, саундтрек Ника Кейва, изумительная актерская работа Вигго Мортенсена, ну и режиссер Хиллкоат, прямо скажем, не последний человек.
Сюжет «Дороги», особенно в пересказе, из разряда «проще не придумаешь». На Земле произошла какая-то глобальная катастрофа, выжившие занимаются каннибализмом. По безлюдным дорогам в сторону океана идут отец и сын. По ходу продвижения к заветной цели им кто-то встречается, они что-то находят и т.д. Всё. Экшена в привычном понимании в картине Хиллкоата нет вовсе. То есть, ожидать, что кто-то там каждые десять минут на мальчика с мужчиной из кустов выскакивать будет совершенно бессмысленно.
Я, признаться, год назад прочитал роман МакКарти и, прекрасно зная, как там в общих чертах всё развиваться будет, следил больше за тем, как Хиллкоат почти хэмингуэевский (строгий, лаконичный, сухой, безэмоциональный) слог писателя на экран перенес. Перенес хорошо. В «Дороге» есть атмосфера. Атмосфера полной безнадежности и бессмысленности дальнейшего существования. Без классических голливудских притопов и прихлопов, мол, апокалипсис конечно случился, но мы вам всё равно happy end сорганизуем. Тут достаточно один раз посмотреть на морщинистое, худое, заросшее и грязное лицо Мортенсена, чтобы понять – радостных вестей не будет, Господь по-прежнему временно не доступен или же просто отказывается снимать трубку. И, думается, если на Земле и правда когда-нибудь случится один большой бадабум, то выглядеть в итоге это будет именно так, как показано в «Дороге».
При этом хочется ещё что-нибудь о Хиллкоате сказать. Тут вырисовывается почти классическая ситуация. Человек снял две полнометражных ленты, одна лучше другой. Все аплодируют, хлопают по плечу, нахваливают, но, строго говоря, по-прежнему не замечают. То есть, режиссер Хиллкоат конечно есть, но его как бы и нет. Прежде всего, для широких зрительских масс. Нужен ли он широким зрительским массам – вопрос для большой дискуссии. Думается, что даже и не нужен. Но немного всё-таки обидно за человека. Есть же примеры, в конце концов. Взять того же Аронофски. Но самому австралийцу об этом лучше не думать, не тратить силы. Лучше пусть работает, снимает. У него это отлично получается.
МакКарти - гений.
Рада,что дождалась.