НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Блог
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,
    Про уродов без людей
    Про уродов без людей

    По субъективным причинам объективного характера рецензия на «Кочегара» Алексея Октябриновича так и не появилась на наших просторах, поэтому придется здесь, в блоге, обо всем случившимся повздыхать.

    О сюжете, в данном случае, рассказывать нелепо. Балабанов умышленно всю драматургию до каких-то совсем азбучных истин доводит. Есть кочегар, у него есть дочь, у дочери есть любовник-бандит, у любовника-бандита есть хозяин, у хозяина есть дочь. Всё, на этом круг замыкается. Примерно 80% экранного времени герои ходят по улицам окраины Петербурга под струнные переборы гитариста ДиДюЛи (это, к слову, одно из магических сочетаний «Кочегара»: Алексей Октябринович и гитарист ДиДюЛя. Мы с коллегой Молчановым, например, после пресс-показа договорились отныне всё творчество Балабанова называть «полной дидюлей». Коротко, но ёмко). Диалоги в фильме имеются, но они здесь какого-то совсем потустороннего свойства. В том смысле, что, с одной стороны, они есть, а с другой – можно было бы и без них.

    При этом, в «Кочегаре», как в «Грузе 200» или в «Морфии», тебя не сразу по морде с размаху бьют, а присматриваются, хлопают, так сказать, ладошкой по щекам. А потом уже – да! По всей строгости закона. В какой-то момент становится не по себе, а чуть позже и вовсе страшно. Притом что какой-либо радикальности в «Кочегаре» ноль целых ноль десятых. Балабанов все-таки удивительным образом всю скверну этого мира на экране отображать умеет.

    Говоря о «Кочегаре», тянет поговорить о творчестве Балабанова в целом. Это вообще редкая штука. Алексей Октябринович ведь что делает: создает на наших глазах (уже не первый год, кстати) собственную систему координат и обживает её. У него, что не фильм – то высказывание на тему. Причем высказывания разные, а тема одна. Поэтому от одной его ленты к другой ниточки сами собою тянутся, плетут в режиссерской фильмографии замысловатую паутинку. Гадать, что там на самом деле Балабанов думает, дело бессмысленное. Честнее просто из художественной логики его фильмов исходить. И вот тут всё более-менее понятно. Алексей Октябринович посредством обнажения и обнаружения болевых точек, всех нас к настоящему катарсису тянет. Когда всё плохо-плохо-плохо, а потом ррррраз! – и уже хорошо. И дышится легче. А то, что было, лучше не вспоминать.

    Забавно, что мы здесь, в России, на Балабанова прежде всего как на режиссера-идеолога смотрим, а уже потом как на режиссера-художника. При этом все мои иностранные друзья-киношники в один голос утверждают, что Алексей Октябринович – мощнейший, выдающийся кинематографист. С позиций режиссуры как таковой. Большое, как известно, видится на расстоянии.

    Ну а «Кочегара» смотреть, конечно, надо. Звонкая такая оплеуха. А это порой крайне полезно.

    КОММЕНТАРИИ 8
    Блин, расстроен... Но посмотреть все равно придется...
    Балабанов, на мой непритязательный взгляд, - Достоевский Ф. М. наших дней, только от кинематографа. Несмотря на внешнюю простоту и, я бы сказал, даже аскезу визуального ряда многие его картины можно, как говорится, "ставить на repeat". И, что интересно, хуже они от этого не становятся, и не приедаются. А это уже о многом говорит. Хотя, конечно, многим он не по нраву. Проще говоря, словами классика - "нет пророка в своём Отечестве".
    Интересная мысль. А не расшифруете? Вы имеете в виду, что, как и у Достоевского у Балабанова идея важнее содержания?
    > его картины можно, как говорится, "ставить на repeat"

    Ага. Груз 200.
    При всем уважении к Балабанову, такую чушь я давно не смотрел. Да и "мне не больно" не блещет ни идеей, ни содержанием.
    Но за известную диалоги простить можно всё.

    To Ripper.

    С удовольствием.

    Я имел в виду, что Балабанов как и Достоевский в своё время в своих произведениях, умело изобличает людские пороки и, при этом, ярко (я бы даже сказал, чрезмерно, т.е. в аллегоричной форме) рисует антураж, в котором они (т.е. эти самые пороки) рождаются и существуют. При этом многих (не всех, конечно), порою, даже самых отвратительных Балабановских персонажей чисто по-человечески жалко, т.е. они не однобокие и не плоские, а многогранные и выпуклые. Я не знаю, ставил ли Балабанов перед собой такую задачу, но его персонажи производят впечатление, что вылеплены с любовью.

    Что же касается идеи и содержания, то идея в картинах Балабанова всегда видна, и при том очень отчётливо (здесь надо сказать, что его идеи почти всегда тривиальны, но хуже от этого не становятся), а вот содержание порой неоднократно дублируется, я бы даже сказал - утрируется, и утрируется, наверное, лишь с целью наиболее ярко подчеркнуть концепцию фильма, т.е. опять же - идею. Проще говоря, видимо, Балабанов своим творчеством отчасти доказывает общую априористическую концепцию о том, что идея - от Всевышнего, а содержание, во многом, - от лукавого.

    P.S. Извиняюсь за объём ответа - это не от особого ума - просто вопрос Вы задали не простой.

    2Dalko: Спасибо за развернутый ответ. Согласен с Вами. Не уверен только насчет "вылепленных с любовью" героев Балабанова. На мой взгляд, Балабанов совершенно беспристрастен.

    Заметил, что Станислав рецензирует практически каждый фильм Балабанова, это Ваш любимый российский режиссер постсоветской эпохи?
    >> это Ваш любимый российский режиссер постсоветской эпохи?

    У меня, к сожалению или счастью, нет любимых режиссеров. К Алексею Октябриновичу отношусь с искренним уважением.

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.