В издательстве «Новое литературное обозрение» в серии «Кинотексты» вышла книга американского антрополога Гордона Грея «Кино: Визуальная антропология». Одной из главных задач, которую автор ставил перед собой во время написания, была ликвидация «недостатка кино в антропологии и антропологии в кино».
Книга хорошо структурирована, и если первые две главы — «История кино» и «Теория кино» — представляют собой беглый пересказ азбучных истин, то две последующие — «Контекст производства, проката и демонстрации фильмов» и «Контекст рецепции» — по-настоящему интересны. Грей совершенно справедливо замечает, что на наше восприятие фильма влияют не только культурные контексты (глупо спорить с тем, что в Азии и Африке голливудские картины воспринимают иначе, чем в Европе или России), но и условия просмотра. Очевидно, что такая «банальность» как продажа попкорна в кинотеатрах серьёзно изменила восприятие картин и, соответственно, отношение к ним.
Много внимания уделено т.н. Третьему кинематографу. Сам термин впервые был использован аргентинскими режиссёрами Соланасом и Хетино в 1969 году. Модель Первого кинематографа — Голливуд (Грей, к слову, полемизирует с известной точкой зрения о том, что Голливуд снимает «универсальное кино», рассчитанное на всех), Второй кинематограф — европейское арт-кино, а Третий — это протестное кино, которое помогало бы освободительным движениям в странах третьего мира. Другими словами, это некоторое переосмысление идей Франкфуртской школы (работы Адорно и Хоркхаймера), рассматривающей кино как идеологическое оружие господствующего класса. В этом смысле очень интересен анализ индийской, нигерийской и африканской кинематографий, существующих по своим законам и правилам.
Вообще, центральная мысль книги — для анализа кино необходимо привлекать категориально-понятийный аппарат антропологии — не вызывает никаких вопросов и возражений. Тут, правда, как и во всём остальном, важно, что называется, единство времени и места. Если использовать, то по делу, имея ответы на вопросы «зачем?» и «для чего?».
В качестве наглядного доказательства некоторых тезисов Грея можно использовать старт индийского триллера «Байкеры 3» в прокате США: $3,3 млн заработаны 236 копиями. Результат фантастический! И вполне очевидно, что дело тут не в качестве фильма как такового.
В конце книги шикарный библиографический список литературы на английском. Впрочем, даже без него «Визуальная антропология» Грея заслуживает пристального внимания и прочтения.