Премьера недели: рецензия на фильм «Молочные зубы»

В российский прокат вышла одна из самых ярких картин прошлогоднего Венецианского фестиваля. Полнометражный дебют австралийки Шэннон Мерфи («Убивая Еву») посмотрела Ева Иванилова.

Дебютный полный метр Шэннон Мерфи (сериалы «Рейк», «Убивая Еву») сильно лукавит перед настраивающимся на просмотр зрителем. Синопсис обещает неуклюжую любовь наркомана и школьницы-скрипачки, а название «Молочные зубы» и всюду мелькающий тэг «комедия» поощряют предвкушать легкий фильм на вечер. Тем ярче будет (раз)очарование: «Молочные зубы» — вовсе не история леди и бродяги, а наэлектризованная драма о первых чувствах, раке и бессмысленной тяжести ярлыков.

К слову, об электричестве. Однажды отец Миллы — тяжелобольной школьницы, у которой выпали волосы и погасли глаза, — заходит к беременной соседке вкрутить лампочку. Ради этого он бросает пациентку посреди психотерапевтического сеанса — лишь бы разрядиться самому; классическая история сапожника без сапог. Соседкина лампочка шарахает врача электросудорожной терапией, и, неловко повалявшись в коробке, он снова возвращается (точнее, думает, что возвращается) в колею. Эта сцена, напоминающая о баумбаковской «Брачной истории», — выразительная метафора здешней центральной темы: ни в одной форме побега от реальности нет надежного приюта — ни в парике, ни в псевдо-интрижке с соседкой, ни в кубках с собачьих выставок, ни в морфии, на котором сидит психотерапевт, ни в «Золофте» с «Ксанаксом», верных спутниках его жены. Не поможет и оборонительная сила ярлыков — когда на семейном ужине появляется Мозес (Тоби Уоллес), обкорнавший Миллу (Элайза Сканлен) машинкой для пуделей, родители без доли сомнения решают, что перед ними наркоман, проблемный парень и Милле с таким не по пути. Мозес — действительно проблемный наркопотребитель, который может ночью вломиться в дом, угрожая разделочной вилкой, но это не исчерпывает его мотивы и широту сердца. В фильме Шэннон Мерфи вообще мало истоптанных тропок, поэтому ни торжественного разочарования в подлеце, ни его волшебного превращения в хорошего парня без вредных привычек здесь, к счастью, не будет.

Объемная драматургия «Молочных зубов» (в основе сценария — пьеса Риты Калнеяс, которую она же и адаптировала для экрана) держится на постоянном совпадении символического и буквального: взросление — это безголовое панибратство со смертью, с раковой же опухолью взрослеть приходится буквально при риске умереть. Жажда момента умножается втрое, как и родительский страх за судьбу дочери, в котором к тому же аукается ужас перед собственным старением. Нелинейный нарратив щелкает словно в такт фотоаппарата, на который отец маниакально фотографирует Миллу, а резкие переходы от одной главки к другой напоминают картинки в ленте: умирание от рака в подростковом возрасте, как написал один из критиков, можно было бы назвать insta-oncology. Но фотографии, как и «Ксанакс», — плохая панацея от неизбежных потерь.

«Молочные зубы» ровно затем и полны неловких сцен, смешных соседей, комичных центрированных кадров с симметрией — не во имя банального «жизнь все равно прекрасна», а ради киногении изменчивости, невозможности ничего объять одним определением и удержать в постоянном качестве. Визуально и настроенчески фильм напоминает картину-погодку «Волны» Трея Эдварда Шульца, подростковую драму о том, что вода точит любой камень. Столь же (или близко) сентиментальное кино Шэннон Мерфи говорит о неумолимом движении и само переливается как живая материя — Моцарт безоценочно соседствует с инди-попом (в Венеции фильм получил приз за саундтрек), свет меняет границы предметов и лиц.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
Статьи
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
В прокат выходит «Рыжая Соня» - новая экранизация фэнтезийной классики о храброй и сильной женщине, взявшей в руки меч, чтобы бороться против тирании. Когда-то она была одной из первых героинь, бросивших вызов миру, где безраздельно правили мужчины, и доказавших, что фэнтези и феминизм никак не конфликтуют. KNMN рассказывает о богатом историческом наследии, стоящем за фигурой девы-воительницы в книгах, комиксах и, наконец, фильмах
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Рецензии
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Рецензии
Встреча со старыми друзьями и крюком в «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Статьи
«Когда мне было 11 лет, в нашей школе установили компьютер». Какие воспоминания разлочил ререлиз фильмов «Питер FM» и «Прогулка»?