Итальянская забота: рецензия на фильм «Вся жизнь впереди»

Стример Netflix выпустил экранизацию романа Ромена Гари с 86-летней Софи Лорен в главной роли. Впечатлениями от возвращения легендарной актрисы в большое кино (пусть и на малом экране) делится Кирилл Горячок.

На окраине прибрежного городка в Италии живет пожилая мадам Роза (Софи Лорен). Бывшая проститутка, она содержит и воспитывает нежеланных детей коллег по цеху и других несчастных сирот. Однажды знакомый доктор просит ее взять к себе 12-летнего Момо (Ибрагима Гуэйе), с характером которого старик не справляется. Мадам Роза узнает в мальчике уличного воришку, который недавно украл у нее сумку на рынке. После долгих уговоров женщина оставляет у себя хулигана, но сперва понимания между ними не возникает. Вскоре пережившая холокост бабушка и иммигрант-сирота проникаются друг к другу сочувствием.

Картина «Вся жизнь впереди» интересна прежде всего тем, что главная роль в ней досталась легендарной Софи Лорен — актрисе, чья карьера в кино продолжается уже 70 лет. Лорен в ее преклонном возрасте согласилась на участие в фильме, по всей видимости, по просьбе режиссера и по совместительству родного сына Эдоардо Понти. Вместе они уже работали над драмой «Только между нами» в 2002 году и короткометражкой «Человеческий голос» в 2014-м. И «Вся жизнь впереди» одновременно наследует тому же сентиментальному и драматическому стилю и традициям старого итальянского кино, к которому Лорен имеет непосредственное отношение.

Сюжет картины основан на одноименном романе Ромена Гари, получившем в 1975 году Гонкуровскую премию. Как и в первоисточнике, экранизация Понти разворачивается на пересечении разных миров, на руинах постколониального мира. На узких итальянских улочках живут люди самых разных национальностей, верований и гендеров. Герои «Вся жизнь впереди» — преимущественно маргиналы, отщепенцы, отринутые обществом по разным причинам. Таким же чужаком чувствует себя Момо, родившийся в Африке и вынужденный искать себе пропитание на поприще криминала. Мадам Роза тоже пережила многое в жизни, чуть не погибла от рук фашистов, много лет зарабатывала на хлеб проституцией, теперь еле сводит концы с концами благодаря оставшимся друзьям. Женщина хорошо понимает малыша Момо, но и ее глубокое страдание все-таки вызывает в непокорном хулигане жалость и эмпатию. Понти очень точно проводит параллели между нацизмом прошлого и отношением современников к иммигрантам, трансгендерам и другим «не таким». Кроме того, проблемы постколониализма, описанные в книге Гари, в новой экранизации приобрели иной, более современный контекст — мальчик Момо из араба превратился в черного африканца, а действие из Франции переместилось в Италию.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

«Вся жизнь впереди», конечно, похожа на множество других социальных драм и поставлена не так бойко, как последние работы Аки Каурисмяки, посвященные проблемам иммигрантов. Но выделяет фильм Понти то, что режиссер явно смотрел на эту историю под углом итальянского неореализма, в котором тоже главная роль всегда отводилась ребенку — одинокой душе посреди жестокого мира. Лорен тоже прекрасно почувствовала эту интонацию, в ее мадам Розе можно узнать многих ее героинь из 1950-х, переживших войну, голод и насилие. Кроме того, она играет с куда менее драматичным накалом, нежели Симона Синьоре, исполнившая роль мадам Розы в первой экранизации «Вся жизнь впереди» в 1977 году. Лорен делает акцент на строгости и внутренней боли героини, передает ее страдания скромнее, но не менее ярко.

Несмотря на перекресток ассоциаций, который предлагает фильм Понти, стоит признать, что он целиком был поставлен для Лорен, и без нее здесь смотреть особенно не на что. Развязку «Вся жизнь впереди» можно предугадать без труда, а драматические коллизии заметно упрощены, в сравнении с первоисточником. Впрочем, его гуманистический пафос Понти успешно сохранил. Под будущей счастливой жизнью подразумевается даже не судьба одного ребенка, а вообще мир, в котором однажды все, наконец, станут друг другу братьями и сестрами.

Поделиться