Музыкальные страхи The Weeknd в фильме «Последнее завтра»

В прокат вышел психологический триллер о том, как The Weeknd теряет голос и уверенность в себе, став заложником своей поклонницы. KNMN рассказывает об авторском проекте, незаслуженно разгромленном критиками

Известный музыкант Абель Тесфайе (выступающий под сценическим псевдонимом The Weeknd) неожиданно теряет голос прямо во время концерта перед огромной толпой зрителей. В панике сбежав за кулисы, Абель знакомится с таинственной девушкой Ани (Дженна Ортега), и вместе с нею отправляется гулять по ночному городу. Проснувшись следующим утром, Абель обнаруживает, что от его новой подруги так легко не избавиться, а после ссоры с Ани попадает в круговорот жутких видений, из которого не может выбраться.


«Последнее завтра» - проект своеобразный, и прежде чем рассказать о нем самом, необходимо пояснить контекст его возникновения. В начале 2020-х The Weeknd выпустил три концептуально связанных альбома: «After Hours», затем «Dawn FM» и «Hurry Up Tomorrow». Весь цикл выстроен как движение от психологического и творческого кризиса к восстановлениюi. Последний альбом в трилогии создавался во многом под влиянием инцидента, случившегося с The Weeknd на концерте в Лос-Анджелесе в 2022-м: певец потерял голос прямо перед многотысячной толпой. После лечения Абель всерьез задумался о том, чтобы сделать «Hurry Up Tomorrow» своего рода прощанием со сценическим образом The Weeknd, и осмыслить в формате фильма историю своих тревог за голос и вообще за продолжение карьеры. Таким образом, «Последнее завтра» представляет собой дополнение к релизу альбома, рассказывающее о борьбе с депрессией, самообмане и тяжелой цене, которую необходимо платить за гигантский успех. 

The Weeknd (настоящее имя - Абель Тесфайе) — одна из крупнейших мировых музыкальных звезд, на счету которой 67 золотых и платиновых альбомов и синглов. Он стал первым артистом, чьи 25 песен набрали миллиард стримов на Spotify, включая «Blinding Lights» 2019 года, самую прослушиваемую песню платформы за все время - 4,6 миллиарда

The Weeknd (настоящее имя - Абель Тесфайе) — одна из крупнейших мировых музыкальных звезд, на счету которой 67 золотых и платиновых альбомов и синглов. Он стал первым артистом, чьи 25 песен набрали миллиард стримов на Spotify, включая «Blinding Lights» 2019 года, самую прослушиваемую песню платформы за все время - 4,6 миллиарда

Для реализации проекта важен не только The Weeknd, но и режиссер Трей Эдвард Шульц. Хотя широкая публика помнит его по атмосферному (пусть и затянутому) хоррору «Оно приходит ночью», в его активе есть куда более мощные драмы «Волны» и «Криша» (впечатляющий дебют Шульца, получивший приз Большого жюри на фестивале South by Southwest). Выбор постановщика в данном случае определяет и основные акценты: «Последнее завтра» стилизован как вязкий психологический триллер с элементами сюрреализма. Хотя зарубежные критики вовсю оттоптались на фильме, называя его полным тщеславия, а самого Тесфайе называя эгоцентриком, столь холодный прием удивляет своей близорукостью. Да, в центре фильма находится частная история отдельно взятого музыканта, однако его тревоги насчет собственной креативной состоятельности будут легко понятны любому творческому человеку, а кроме того, «Последнее завтра» отнюдь не лишен ни атмосферы, ни продуманной эстетики, даже если ощутимо проседает по части сценария. 


Слабая проработка сюжета – самый серьезный недостаток фильма. Темп событий в первой трети остается низким, поэтому следить за злоключениями Абеля не то чтобы дико интересно. К тому же, в этих сценах редко происходит что-то реально захватывающее: кутёж друзей на вечеринках и тихие страдания главного героя заполняют слишком много экранного времени. После встречи с Ани ритм плавно ускоряется, и в драме появляется все больше тревожных нот, а видеоряд все чаще пестрит сюрреалистическими сценами. 

 

Здесь дает о себе знать вторая проблема фильма – обилие символизма, который не всегда облегчает восприятие. Некоторые сцены (например, прогулка по пустому отелю) выглядят простовато, но запоминаются хотя бы из-за умело выдержанного настроения фоновой тревоги. А некоторые – вроде встречи с жуткой женщиной в темном туннеле – и вовсе сделали бы честь любому голливудскому мистическому хоррору. В то же время встреча Абеля с молодой версией себя, или драка его менеджера (его играет Барри Кеоган) с Аниiв отеле могли бы быть оформлены поярче. Хотя общий смысл образов более-менее понятен – человек ищет ответ на кризис внутри себя – не все визуальные решения работают настолько эффектно, насколько могли бы, учитывая степень творческой свободы и режиссёра, и вдохновителя проекта. Впрочем, хромающий темп и смутный символизм неплохо компенсированы тремя ключевыми достоинствами. 


Во-первых, Шульц умеет нагнетать атмосферу тревоги с первых кадров, и даже яркий поп-концерт в его режиссерской оптике выглядит фестиваль затаенного страха. Разумеется, музыка синхронизирована с сюжетом и концепцией. В открывающей сцене The Weeknd поет о страхе иллюзий, намекая на развитие событий, а дальнейшая логика сюжета соотносится с рядом важных для его карьеры песен. Пусть не все сцены с видениями впечатляют богатой фантазией, но все выстраиваются во вполне целостный художественный ряд, пронизанный нарастающими тревогой, растерянностью и страхом. 

The Weeknd давно вынашивал планы в области актерского мастерства и кинорежиссуры. Он рассказывал в интервью, что хочет однажды стать актером, а в юности планировал поступать в киношколу

The Weeknd давно вынашивал планы в области актерского мастерства и кинорежиссуры. Он рассказывал в интервью, что хочет однажды стать актером, а в юности планировал поступать в киношколу

Во-вторых, в фильме (ожидаемо) отличный саундтрек. Причем за музыку отвечал не только The Weeknd, но также Дэниэл Лопатин (композитор «Неогранённых алмазов»), и коллаборация у них получилась достойная. Минималистичный бит в отдельные моменты сменяется резкими риффами, а меланхоличные мелодии – нервной электроникой. Учитывая тему фильма, звуковое оформление здесь столь же важно, как и визуальное, так что саундтрек отвечает за львиную долю той самой мрачной атмосферы.


В-третьих, финальная конфронтация Ани и Абеля затмевает все проблемы по части сумбурного нарратива в начале. Здесь между Ортегой и Тесфайе ощущается яркая «химия», а обаяние главной женской звезды фильма хлещет через край, когда она допрашивает привязанного к кровати певца под его собственные песни. Здесь же рельефно выражена сквозная мысль фильма – о том, что творчество зачастую связано со страданиями, как своими, так и своих близких. Но признать это мешают либо страх, либо гордость – которые, в свою очередь, рано или поздно ведут к подрыву творческих способностей. А выход из этой трагической диалектики лежит лишь в том, чтобы быть предельно честным, прежде всего с самим собой.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

 
Так что, если помнить, что «Последнее завтра» — авторский проект, построенный на сюрреалистической эстетике, а вовсе не привычный триллер на избитую тему о звезде и фанатке, то работа Шульца и Тесфайе способа доставить удовольствие и стать питательной пищей для размышлений. 

Поделиться