Известный музыкант Абель Тесфайе (выступающий под сценическим псевдонимом The Weeknd) неожиданно теряет голос прямо во время концерта перед огромной толпой зрителей. В панике сбежав за кулисы, Абель знакомится с таинственной девушкой Ани (Дженна Ортега), и вместе с нею отправляется гулять по ночному городу. Проснувшись следующим утром, Абель обнаруживает, что от его новой подруги так легко не избавиться, а после ссоры с Ани попадает в круговорот жутких видений, из которого не может выбраться.
«Последнее завтра» - проект своеобразный, и прежде чем рассказать о нем самом, необходимо пояснить контекст его возникновения. В начале 2020-х The Weeknd выпустил три концептуально связанных альбома: «After Hours», затем «Dawn FM» и «Hurry Up Tomorrow». Весь цикл выстроен как движение от психологического и творческого кризиса к восстановлениюi. Последний альбом в трилогии создавался во многом под влиянием инцидента, случившегося с The Weeknd на концерте в Лос-Анджелесе в 2022-м: певец потерял голос прямо перед многотысячной толпой. После лечения Абель всерьез задумался о том, чтобы сделать «Hurry Up Tomorrow» своего рода прощанием со сценическим образом The Weeknd, и осмыслить в формате фильма историю своих тревог за голос и вообще за продолжение карьеры. Таким образом, «Последнее завтра» представляет собой дополнение к релизу альбома, рассказывающее о борьбе с депрессией, самообмане и тяжелой цене, которую необходимо платить за гигантский успех.
Для реализации проекта важен не только The Weeknd, но и режиссер Трей Эдвард Шульц. Хотя широкая публика помнит его по атмосферному (пусть и затянутому) хоррору «Оно приходит ночью», в его активе есть куда более мощные драмы «Волны» и «Криша» (впечатляющий дебют Шульца, получивший приз Большого жюри на фестивале South by Southwest). Выбор постановщика в данном случае определяет и основные акценты: «Последнее завтра» стилизован как вязкий психологический триллер с элементами сюрреализма. Хотя зарубежные критики вовсю оттоптались на фильме, называя его полным тщеславия, а самого Тесфайе называя эгоцентриком, столь холодный прием удивляет своей близорукостью. Да, в центре фильма находится частная история отдельно взятого музыканта, однако его тревоги насчет собственной креативной состоятельности будут легко понятны любому творческому человеку, а кроме того, «Последнее завтра» отнюдь не лишен ни атмосферы, ни продуманной эстетики, даже если ощутимо проседает по части сценария.
Слабая проработка сюжета – самый серьезный недостаток фильма. Темп событий в первой трети остается низким, поэтому следить за злоключениями Абеля не то чтобы дико интересно. К тому же, в этих сценах редко происходит что-то реально захватывающее: кутёж друзей на вечеринках и тихие страдания главного героя заполняют слишком много экранного времени. После встречи с Ани ритм плавно ускоряется, и в драме появляется все больше тревожных нот, а видеоряд все чаще пестрит сюрреалистическими сценами.
Здесь дает о себе знать вторая проблема фильма – обилие символизма, который не всегда облегчает восприятие. Некоторые сцены (например, прогулка по пустому отелю) выглядят простовато, но запоминаются хотя бы из-за умело выдержанного настроения фоновой тревоги. А некоторые – вроде встречи с жуткой женщиной в темном туннеле – и вовсе сделали бы честь любому голливудскому мистическому хоррору. В то же время встреча Абеля с молодой версией себя, или драка его менеджера (его играет Барри Кеоган) с Аниiв отеле могли бы быть оформлены поярче. Хотя общий смысл образов более-менее понятен – человек ищет ответ на кризис внутри себя – не все визуальные решения работают настолько эффектно, насколько могли бы, учитывая степень творческой свободы и режиссёра, и вдохновителя проекта. Впрочем, хромающий темп и смутный символизм неплохо компенсированы тремя ключевыми достоинствами.
Во-первых, Шульц умеет нагнетать атмосферу тревоги с первых кадров, и даже яркий поп-концерт в его режиссерской оптике выглядит фестиваль затаенного страха. Разумеется, музыка синхронизирована с сюжетом и концепцией. В открывающей сцене The Weeknd поет о страхе иллюзий, намекая на развитие событий, а дальнейшая логика сюжета соотносится с рядом важных для его карьеры песен. Пусть не все сцены с видениями впечатляют богатой фантазией, но все выстраиваются во вполне целостный художественный ряд, пронизанный нарастающими тревогой, растерянностью и страхом.
Во-вторых, в фильме (ожидаемо) отличный саундтрек. Причем за музыку отвечал не только The Weeknd, но также Дэниэл Лопатин (композитор «Неогранённых алмазов»), и коллаборация у них получилась достойная. Минималистичный бит в отдельные моменты сменяется резкими риффами, а меланхоличные мелодии – нервной электроникой. Учитывая тему фильма, звуковое оформление здесь столь же важно, как и визуальное, так что саундтрек отвечает за львиную долю той самой мрачной атмосферы.
В-третьих, финальная конфронтация Ани и Абеля затмевает все проблемы по части сумбурного нарратива в начале. Здесь между Ортегой и Тесфайе ощущается яркая «химия», а обаяние главной женской звезды фильма хлещет через край, когда она допрашивает привязанного к кровати певца под его собственные песни. Здесь же рельефно выражена сквозная мысль фильма – о том, что творчество зачастую связано со страданиями, как своими, так и своих близких. Но признать это мешают либо страх, либо гордость – которые, в свою очередь, рано или поздно ведут к подрыву творческих способностей. А выход из этой трагической диалектики лежит лишь в том, чтобы быть предельно честным, прежде всего с самим собой.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Так что, если помнить, что «Последнее завтра» — авторский проект, построенный на сюрреалистической эстетике, а вовсе не привычный триллер на избитую тему о звезде и фанатке, то работа Шульца и Тесфайе способа доставить удовольствие и стать питательной пищей для размышлений.