Николас (Генри Голдинг) потерял свою девушку Даниэлу (Беатриче Гранно) в автокатастрофе, и всецело поглощен горем. Чтобы избавиться от болезненной привязанности, Ник решает почувствовать в фокус-группе, испытывающей препарат, позволяющий человеку управлять сновидениями и тем самым преодолевать глубинные травмы психики. Получив запас таблеток на месяц, Николас каждую ночь погружается в комфортный мир, где Даниэла жива и счастлива с ним, а его воображение достраивает все необходимые детали – от домов на улице до времени суток. Но с каждым новым сном Николас все острее ощущает, что в их отношениях с Даниэлой что-то не так, и постепенно его ночные фантазии становятся всё более и более тревожными.
Начо Вигалондо давно зарекомендовал себя как специалиста по неординарной фантастике. За впечатляющим малобюджетным дебютом «Временная петля» у него последовали романтический сайфай «Пришелец из космоса», а позже была фантастическая комедия «Моя девушка – монстр» (в которой Энн Хэтэуэй бессознательно управляла кайдзю, разрушающим Сеул!). «Сны о ней», будучи по форме ромкомом в оболочке фантастической драмы, тоже под завязку набиты интересными идеями, но на этот раз Вигалондо в полной мере не реализовал потенциал ни одой из них. Тем не менее, даже касаясь многих заявленных тем вскользь, фильм оставляет приятное впечатление, главным образом из-за того, как в нем разыграна сквозная сюжетная линия с неожиданным любовным треугольником.
Для начала, сценарий пестрит занятными концептами. Идея терапевтических снов (конструируемых с помощью видоизмененных воспоминаний) сама по себе могла бы стать основой для отдельного фильма или даже сериала, ведь типов сновидений и травматических опытов великое множество. Равно как и тема отношений с вымышленной проекцией человека из собственной памяти. Причем развернуть эти замыслы можно было бы в очень разных направлениях, от комедии до хоррора – и Вигалондо даже слегка касается подобных экспериментов.
Но, к сожалению, именно обилие заложенных идей приводит к расфокусировке сюжета. Начав с сильных заявок (Николас взмахом руки останавливает людской поток на улицах, управляет солнцем на небосводе и щелчком пальца отправляет в небытие всех ненужных участников сна), «Сны о ней» к середине начинают пробуксовывать, поскольку подлинного конфликта в драме все никак не проявляется. Фантазии же Ника хватает лишь на то, чтобы воссоздавать исключительно реальные объекты, а Даниэла долгое время остается пассивным персонажем (пусть этот ход и задуман как часть более сложной схемы), так что наблюдать за благостными сновидениями порой скучновато. Проработка деталей оставляет желать лучшего: например, не вполне понятно, почему разработавшая таблетки корпорация никак не следит за их приемом (например, оставив подопытного в своей лаборатории на первую пару дней, чтобы изучить эффект разработки).
Положение усугубляется тем, что каждая вторая шутка в фильме просто не работает – никаких ярких уанлайнеров нет, а диалоги Ника с Даниэлой донельзя пресные, что логичнее списать на сценарную лень, чем на сюжетную задумку. Между Гранно и Голдингом (который к тому же не особенно старается изображать ни глубокую печаль, ни искреннюю радость) нет ощутимой «химии», из-за чего львиная доля эмоционально значимых сцен выглядит неловкой репетицией, а не фонтаном чувств. Потенциально ударная сцена в «комнате страха» (Дракула с визжащей бензопилой и акула с пистолетом устраивают эпический погром среди до смерти напуганных посетителей!) дана до обидного краткими фрагментами. А еще один выход Ника (в образе графа-кровососа) с Даниэлой (она – «акула с пушкой») в офисе корпорации мог бы стать отличным экшен-эпизодом с долей абсурда. Вообще, в настолько креативном по концепции фильме на удивление мало занятных визуальных находок. Одна из немногих удачных – разные форматы кадра для сна и бодрствования: когда Ник не спит, изображение стилизовано под VHS-запись с полосками помех и блеклыми цветами, а в его снах палитра красок сочная и края кадра шире.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Но «Сны о ней», вопреки вороху мелких недостатков, все же работают в главном – это вовлекающая и в целом трогательная история о том, как переживается травма потери близкого человека. Начинаясь как романтическая комедия – со сцены знакомства – фильм переходит к фантастике и заканчивается духоподъемной драмой. Причем драматический компонент построен на нетривиальном любовном треугольнике, осознание которого ведет Николаса к логичному, но нелегкому решению, ломающему те самые шаблоны из ромкомов. Учитывая, что все события происходит в голове главного героя, «Сны о ней» столь же неплохо показывают, насколько важно избавиться от чувства вины, застрявшего в подсознании – иногда для этого необходима самоотверженность даже затухающей любви, не уступающая умению сохранять её тепло в дальних уголках памяти.