Дракула с бензопилой и утраченная любовь в романтическом сайфае «Сны о ней»

В прокат вышла трогательная драма об осознанных сновидениях, травме потери и самоотверженности любви. KNMN рассказывает все подробности о новой работе Начо Вигалондо («Петля времени», «Моя девушка – монстр»)

Николас (Генри Голдинг) потерял свою девушку Даниэлу (Беатриче Гранно) в автокатастрофе, и всецело поглощен горем. Чтобы избавиться от болезненной привязанности, Ник решает почувствовать в фокус-группе, испытывающей препарат, позволяющий человеку управлять сновидениями и тем самым преодолевать глубинные травмы психики. Получив запас таблеток на месяц, Николас каждую ночь погружается в комфортный мир, где Даниэла жива и счастлива с ним, а его воображение достраивает все необходимые детали – от домов на улице до времени суток. Но с каждым новым сном Николас все острее ощущает, что в их отношениях с Даниэлой что-то не так, и постепенно его ночные фантазии становятся всё более и более тревожными.

Режиссёр и актёры утверждают, что «Сны о ней» можно интерпретировать по-разному, как и многие картины, показанные в фильме

Режиссёр и актёры утверждают, что «Сны о ней» можно интерпретировать по-разному, как и многие картины, показанные в фильме

Начо Вигалондо давно зарекомендовал себя как специалиста по неординарной фантастике. За впечатляющим малобюджетным дебютом «Временная петля» у него последовали романтический сайфай «Пришелец из космоса», а позже была фантастическая комедия «Моя девушка – монстр» (в которой Энн Хэтэуэй бессознательно управляла кайдзю, разрушающим Сеул!). «Сны о ней», будучи по форме ромкомом в оболочке фантастической драмы, тоже под завязку набиты интересными идеями, но на этот раз Вигалондо в полной мере не реализовал потенциал ни одой из них. Тем не менее, даже касаясь многих заявленных тем вскользь, фильм оставляет приятное впечатление, главным образом из-за того, как в нем разыграна сквозная сюжетная линия с неожиданным любовным треугольником. 


Для начала, сценарий пестрит занятными концептами. Идея терапевтических снов (конструируемых с помощью видоизмененных воспоминаний) сама по себе могла бы стать основой для отдельного фильма или даже сериала, ведь типов сновидений и травматических опытов великое множество. Равно как и тема отношений с вымышленной проекцией человека из собственной памяти. Причем развернуть эти замыслы можно было бы в очень разных направлениях, от комедии до хоррора – и Вигалондо даже слегка касается подобных экспериментов.

Прорывной ролью для Беатриче Гранно стали съемки во втором сезоне сериала «Белый лотос»

Прорывной ролью для Беатриче Гранно стали съемки во втором сезоне сериала «Белый лотос»

Но, к сожалению, именно обилие заложенных идей приводит к расфокусировке сюжета. Начав с сильных заявок (Николас взмахом руки останавливает людской поток на улицах, управляет солнцем на небосводе и щелчком пальца отправляет в небытие всех ненужных участников сна), «Сны о ней» к середине начинают пробуксовывать, поскольку подлинного конфликта в драме все никак не проявляется. Фантазии же Ника хватает лишь на то, чтобы воссоздавать исключительно реальные объекты, а Даниэла долгое время остается пассивным персонажем (пусть этот ход и задуман как часть более сложной схемы), так что наблюдать за благостными сновидениями порой скучновато. Проработка деталей оставляет желать лучшего: например, не вполне понятно, почему разработавшая таблетки корпорация никак не следит за их приемом (например, оставив подопытного в своей лаборатории на первую пару дней, чтобы изучить эффект разработки). 

Чтобы запечатлеть изменения в реальности главного героя, режиссёр Вигалондо совмещал съёмку стандартными камерами со старой технологией Betamax SP, которую он использовал, ещё когда снимал короткометражные фильмы в старших классах

Чтобы запечатлеть изменения в реальности главного героя, режиссёр Вигалондо совмещал съёмку стандартными камерами со старой технологией Betamax SP, которую он использовал, ещё когда снимал короткометражные фильмы в старших классах

Положение усугубляется тем, что каждая вторая шутка в фильме просто не работает – никаких ярких уанлайнеров нет, а диалоги Ника с Даниэлой донельзя пресные, что логичнее списать на сценарную лень, чем на сюжетную задумку. Между Гранно и Голдингом (который к тому же не особенно старается изображать ни глубокую печаль, ни искреннюю радость) нет ощутимой «химии», из-за чего львиная доля эмоционально значимых сцен выглядит неловкой репетицией, а не фонтаном чувств. Потенциально ударная сцена в «комнате страха» (Дракула с визжащей бензопилой и акула с пистолетом устраивают эпический погром среди до смерти напуганных посетителей!) дана до обидного краткими фрагментами. А еще один выход Ника (в образе графа-кровососа) с Даниэлой (она – «акула с пушкой») в офисе корпорации мог бы стать отличным экшен-эпизодом с долей абсурда. Вообще, в настолько креативном по концепции фильме на удивление мало занятных визуальных находок. Одна из немногих удачных – разные форматы кадра для сна и бодрствования: когда Ник не спит, изображение стилизовано под VHS-запись с полосками помех и блеклыми цветами, а в его снах палитра красок сочная и края кадра шире. 

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

 

Но «Сны о ней», вопреки вороху мелких недостатков, все же работают в главном – это вовлекающая и в целом трогательная история о том, как переживается травма потери близкого человека. Начинаясь как романтическая комедия – со сцены знакомства – фильм переходит к фантастике и заканчивается духоподъемной драмой. Причем драматический компонент построен на нетривиальном любовном треугольнике, осознание которого ведет Николаса к логичному, но нелегкому решению, ломающему те самые шаблоны из ромкомов. Учитывая, что все события происходит в голове главного героя, «Сны о ней» столь же неплохо показывают, насколько важно избавиться от чувства вины, застрявшего в подсознании – иногда для этого необходима самоотверженность даже затухающей любви, не уступающая умению сохранять её тепло в дальних уголках памяти. 
 

Поделиться