Уроки истории и монументальные пейзажи в «Магеллане» с Гаэлем Гарсиа Берналем

В рамках открывающегося на этой неделе в ГЭС-2 Фестиваля обретённых фильмов в России пройдёт премьерный показ костюмированного байопика, снятого признанным киноавтором из Филиппин. KNMN рассказывает, чего ждать от эпоса на два с половиной часа о легендарном первооткрывателе

«Всё, что не занимает годы вашей жизни и не может довести вас до самоубийства, вряд ли стоит делать». Этот творческий принцип, когда-то сформулированный писателем Кормаком Маккарти, неплохо подходит и к филиппинскому режиссеру Лаву Диасу.

 

Он посвятил около семи лет исследованию истории Фердинанда Магеллана, дабы снять картину об испанском и португальском конкистадоре, который совершил первое кругосветное путешествие, открыл Тихий океан и навсегда изменил мир. «Сложно объяснить, как мы это закончили, — говорил о работе над фильмом Диас. Я чуть не умер».

Во время монтажа «Магеллана» у Лава Диаса на почве пневмонии развился туберкулёз, и он думал, что не успеет закончить фильм. «Я чуть не умер от туберкулеза. Я четыре раза блевал кровью. Это было страшно», — признаётся режиссёр.
Во время монтажа «Магеллана» у Лава Диаса на почве пневмонии развился туберкулёз, и он думал, что не успеет закончить фильм. «Я чуть не умер от туберкулеза. Я четыре раза блевал кровью. Это было страшно», — признаётся режиссёр.

Когда проживаешь внутри какой-либо истории столько времени, начинаешь видеть то, что до тебя никто не замечал или не хотел обращать внимание. Опираясь на исторические записи, устные предания и неочевидные архивы с Филиппин, из Испании и Португалии, режиссер смог найти новый угол зрения для событий, который вряд ли обнаружишь в филиппинских школьных учебниках, где история Магеллана представлена как «открытие» нации и становление католицизма, до сих пор преобладающей религии на Филиппинах.

 

В первую очередь, Диас ставит под сомнение существование Лапу-Лапу, убийцы Магеллана. Надо сказать, это неоднозначный, дерзкий жест. Например, в 2019 году анимационный фильм «Кругосветное путешествие Элькано и Магеллана» попал под волну хейта из-за неправильного, по мнению филиппинцев, позиционирования национального героя их страны.

Для съёмок фильма использовался настоящий отреставрированный корабль «Виктория», вернувшийся в Испанию. Сейчас он как музей пришвартован к берегу Кадиса
Для съёмок фильма использовался настоящий отреставрированный корабль «Виктория», вернувшийся в Испанию. Сейчас он как музей пришвартован к берегу Кадиса

Если на уроках истории в школе вы сладко спали, то фильм Диаса, наверное, не лучший способ легко заполнить пробелы в среднем образовании. Если вкратце: Фердинанд Магеллан был мореплавателем, который регулярно участвовал в различных экспедициях Португалии в Индию, Африку, на Малайский полуостров и в другие регионы. После конфликта с королем Португалии он убедил Испанию профинансировать морскую экспедицию к Молуккским островам, минуя контролируемый португальцами маршрут вокруг Южной Африки.

 

Первоначальная цель — помочь Испании закрепиться в торговле пряностями с Молуккских островов. Но по достижению островов Малайского архипелага (в частности, Филиппин, которые стали отклонением от маршрута) Магеллана начинают занимать другие задачи: завоевание и обращение в христианство местного населения.

Диас и продюсеры сумели сохранить в секрете пребывание Гаэля Гарсиа Берналя на Филиппинах во время съёмок фильма
Диас и продюсеры сумели сохранить в секрете пребывание Гаэля Гарсиа Берналя на Филиппинах во время съёмок фильма

«Магеллан» идет три часа — вполне себе приемлемый хронометраж для исторического эпоса. Но в случае с Лавом Диасом разговоры и шутки про время возникают неизбежно. Его самый длинный фильм занимает около одиннадцати часов, самый короткий — одну минуту. У «Магеллана» есть и режиссерская версия в девять часов, которая, будем надеяться, тоже дойдет до экранов. Впрочем, судя по некоторым сводкам из кинотеатров, современному неподготовленному зрителю и 165 минут диас-кора выдержать трудно.

 

И это при том, что «Магеллан» постоянно называют самым доступным фильмом Лава Диаса (к слову, Филиппины выдвинули картину как кандидата на «Оскар»). По формальным признакам все так. «Магеллан», в отличие от многих предыдущих картин режиссера, цветной. И не просто цветной — такого визуального лоска у Диаса не было никогда. Бюджет «Магеллана», конечно, не голливудский, но очевидно режиссеру вверили куда большие суммы, чем он привык тратить на свои лоуфай-картины.

В ходе постпродакшена отснятый материал был разделен на два полнометражных фильма, первым из которых стал «Магеллан», а второй фильм, пока не имеющий названия, будет состоять из девятичасовой версии, в которой будет представлена история с точки зрения жены Магеллана, Беатрис
В ходе постпродакшена отснятый материал был разделен на два полнометражных фильма, первым из которых стал «Магеллан», а второй фильм, пока не имеющий названия, будет состоять из девятичасовой версии, в которой будет представлена история с точки зрения жены Магеллана, Беатрис

Бог свидетель, каждый доллар виден на экране: наверное, это самый красивый фильм Диаса. Он отказался от постановки дорогостоящих экшен-сцен, вроде бы обязательных для жанра, и сосредоточился на монументальных пейзажах. Это почти что живопись, такой фильм мог бы снять Гойя, будь он именно режиссером, а не художником. За камерой, к слову, стоял сам Диас, его постоянный оператор Ларри Манда и Артур Торт, соратник Альберта Серры, продюсера «Магеллана», чье влияние при желании тоже нетрудно обнаружить.

 

Кроме того, впервые у режиссера сыграла мировая кинозвезда — Гаэль Гарсиа Берналь. И это выдающаяся работа, где актер не старается демонстрировать так называемое высокое мастерство, а вдыхает в своего героя подлинную жизнь, превращает картинку из книг по истории в реального человека.

Режиссёр Альберт Серра устраивал ретроспективу фильмов Лава Диаса в Барселоне и сказал, что сможет помочь получить финансирование для фильмов Диаса, если он найдёт материал, который связывает Филиппины и Испанию. У Диаса такой материал уже был готов
Режиссёр Альберт Серра устраивал ретроспективу фильмов Лава Диаса в Барселоне и сказал, что сможет помочь получить финансирование для фильмов Диаса, если он найдёт материал, который связывает Филиппины и Испанию. У Диаса такой материал уже был готов

Магеллан в его исполнении — человек без свойств, бросивший вызов безумной стихии, которая в конечном итоге сожрала его без остатка. Причем еще до физической смерти: мы видим, как он тоскует в разлуке со своей женой Беатрис, как неуверенно просит помощи в поиске предателей на корабле у священника, как несет христианство туда, где его, в общем-то, не ждут. Величие определяется в том числе и тем, что ты готов отдать за свое место в вечности, и по версии Диаса, конкистадор платит непомерную цену.

 

Разумеется, не только он. Вся история Магеллана неразрывна связана с насилием. Диас постоянно переключает внимание на малайские народы Филиппин, Малайзии и Индонезии, показывая, чем для них обернулись попытки колонизации. Империи губят и слуг своих: в изнурительных плаваниях бесконечно гибли люди. Диас демонстрирует жестокость событий без особых прикрас, но гениально чувствует моменты, когда нужно чуть-чуть отвести глаза, дабы не пересечь черту, где температура его холодного взгляда рискует упасть до нуля.

 

При всей своей новообретенной «доступности» Диас ни на минуту не изменяет себе. И «Магеллан» меньше всего на свете похож на протокольный урок истории с обязательной моралью в конце. Несмотря на антиколониальную оптику, неизбежную для филиппинского режиссера, десятилетиями снимающего о родной земле, Диас отказывается от очевидных выводов. Он приглашает нас к диалогу, и его главная цель — посмотреть на прошлое трезвым взглядом, дабы двигаться вперед, не повторяя ошибок. «Этот фильм не научит вас истории: он заставит вас почувствовать историю». 

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram