Аналоговые плёнки, 8-битные игры и самодельные спецэффекты: Чудесный и пугающий мир Альберта Бирни

Зачем режиссёру нашего времени использовать старые технологии и рукотворные эффекты? Альберт Бирни уверен: только так можно передать на экране ощущение настоящего волшебства. KNMN предлагает погрузиться в его фильмы, похожие одновременно на уютные сказки и странные кошмары, которые можно перемотать назад, но невозможно забыть
Аналоговые плёнки, 8-битные игры и самодельные спецэффекты: Чудесный и пугающий мир Альберта Бирни

Один из лучших фильмов 2025 года снял режиссёр Альберт Бирни. Фильм называется «OBEX» и рассказывает о затворнике Конноре, который зарабатывает на хлеб тем, что «рисует» на заказ портреты из символов. Однажды он покупает себе видеоигру OBEX, которая обещает полное погружение в процесс — буквально. Оказавшись внутри видеоигры, Коннор, впрочем, не особо впечатляется. Иконка идет под снос, но после этого начинают твориться неприятные события. В частности, пропадает его любимая собака Сэнди. Коннору предстоит отправиться в волшебное, но опасное путешествие.

Действие фильма «OBEX» происходит в 1987 году, до появления интернета и цифровых технологий, и этот период в фильме искусно воссоздан аналоговыми методами. Бирни приобрёл два старых компьютера Мак в лавке старьёвщика за десять баксов
Действие фильма «OBEX» происходит в 1987 году, до появления интернета и цифровых технологий, и этот период в фильме искусно воссоздан аналоговыми методами. Бирни приобрёл два старых компьютера Мак в лавке старьёвщика за десять баксов

Прежде чем ещё поговорить об «OBEX», предлагаем вам погрузиться в лор Альберта Бирни. Это тоже будет напоминать магическое путешествие или даже видеоигру. Пройдя по всем уровням, вы встретите много фантастических существ, погуляете по чужим снам, узнаете, что бывает после смерти, и больше никогда не будете чувствовать себя одинокими.

 

Вставляем картридж  

 

На свой седьмой день рождения Альберт Бирни получил в подарок от бабушки Nintendo Entertainment System, 8-битную игровую консоль, прогремевшую в 1980-х. Его первой игрой стала Super Mario Bros, которая захватила мальчика настолько, что они с друзьями часами рисовали новые уровни, которые хотели бы видеть в игре, и даже отправляли некоторые из них в журнал Nintendo Power. В общем, это была любовь с первого взгляда и, как показало время, на всю жизнь.

 

Когда Бирни был еще маленьким, его родители разошлись. Отец женился снова и у будущего режиссера появилось два сводных брата. А трое — уже банда. Бирни нравилось собирать коллекцию игр вместе с братьями, а позже они начали вместе заниматься музыкой и снимать фильмы на семейную видеокамеру. В какой-то момент кинопроизводство увлекло Альберта всерьез.

Он поступил в киношколу и видеоигры предсказуемо отошли на второй план. К тому же новое поколение игр с более реалистичной графикой уже меньше вдохновляло его. Если он и возвращался к своему былому увлечению, то нырял в шедевры все тех же Nintendo. По словам Бирни, в старых играх было что-то, дающее больше простора для воображения.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

 

Его первые киноработы были анимационными и влияние на них классических 8-битных игр, особенно в жанре point-and-click, очевидно при просмотре даже тем, кто до недавнего времени думал, что Nintendo — это альтер-эго рэпера Басты. Под короткометражкой «Hickory» (2002) в социальной сети для синефилов Letterboxd можно найти емкую рецензию: «nintendo flipnote studio energy»i. Вряд ли эту безмолвную зарисовку о жизни синего человечка можно описать лучше.

 

Старые видеоигры — это ностальгия, комфорт, это что-то из детства, когда фантазия была безгранична, а «каждый картридж служил волшебным порталом в другую вселенную». Бирни умудрился сохранить в себе этого маленького восторженного геймера. Он даже сделает свою игру — но об этом чуть позже.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

 

К эстетике 8-битных игр режиссер будет обращаться на протяжении всей своей карьеры. Например, гомерически смешная короткометражка «Tank Fantasy» (2025) сконструирована как игра для приставки Sega. А в фильме «Melody Electronics» (2024) вам необходимо «кликать» по разным бытовым предметам, чтобы лучше познакомиться с девушкой по имени Мелоди.

 

Уровень 1. Нарисованные миры  

 

Скорее всего вы видели как минимум один фильм, к которому причастен Альберт Бирни. Картина идет всего минуту и называется «Peter’s Computer - Desktop Cleanup». В нем пожилой мужчина переносит иконку My computer в корзину и…компьютер исчезает в реальной жизни. Он растерянно поворачивается и зовет жену. Конец.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

 

Сейчас у этой короткометражки больше пяти миллионов просмотров на YouTube. Получается, Бирни — легенда интернета, о которой никто не знает? Отчасти это действительно так, ведь помимо «Peter’s Computer» у него есть еще один проект, который стал культовым в сети.

 

Бирни начал делать анимационный веб-сериал «Тукс и Фанни» в 2018 году. Коротенькие эпизоды о двух друзьях, живущих в лесу, выглядели как ожившие рисунки подростка с буйной фантазией, которому дали все фломастеры на планете. Герои могли, например, напоить паука слезами, поселить в организме божью коровку или вообще скинуть с себя всю плоть.  

Полнометражный «Тукс и Фанни» представляет собой компиляцию одноминутных анимаций, которые Альберт Бирни публиковал в Instagram (принадлежит компании Meta, признанной в РФ экстремистской), начиная с июня 2018 года
Полнометражный «Тукс и Фанни» представляет собой компиляцию одноминутных анимаций, которые Альберт Бирни публиковал в Instagram (принадлежит компании Meta, признанной в РФ экстремистской), начиная с июня 2018 года

Оно пропитано искренним любопытством к каждой травинке и зверьку на Земле. Сериал очень интересно смотреть, поскольку невозможно угадать, куда повернет сюжет. И будет ли вообще какой-то сюжет.  

 

Ах да. Самое шокирующее в сериале — он на русском языке. Не спрашивайте, просто так получилось. Поскольку Бирни не то чтобы россиянин, реплики героев сгенерированы. Иногда перевод куда-то сползает и диалоги становятся абсолютно сюрреалистическими.

 

Если вы начнете изучение «айсбергов» необычного контента в интернете, особенно в русскоязычном сегменте ютуба, то будете регулярно натыкаться на упоминание «Тукса и Фанни». Сериал оброс своей мифологией и обрел небольшую, но преданную фан-базу. Бирни скомпилировал эпизоды шоу в два полнометражных фильма, но самое главное — именно из «Тукса и Фанни» выросла его первая видеоигра.

Игра «Тукс и Фанни» была создана в Unity3D с использованием пиксельной графики, импортированной из Pixilart, бесплатного онлайн-инструмента
Игра «Тукс и Фанни» была создана в Unity3D с использованием пиксельной графики, импортированной из Pixilart, бесплатного онлайн-инструмента

В 2020 году он написал в твиттере, что хотел бы создать игру по мотивам сериала. На его твит откликнулся независимый разработчик игр Габриэль Кёниг из Ghost Time Games. Бирни мечтал, чтобы у «Тукса и Фанни» был вайб видеоигр детства. Это оказалось несложно устроить, учитывая, как многим сериал обязан каким-нибудь King's Quest и Maniac Mansion. Игра вышла в 2021 году и была тепло принята прессой и индустрией.    

 

«На самом деле анимация — это то, почему я вообще влюбился в процесс создания кино. Мне всегда нравились мультики: «Пиноккио», «Белоснежка», «Дамбо». Когда я рос, я открывал для себя новых аниматоров — чешских, польских, русских. Мне нравится, что ты можешь будто потрогать каждый кадр, полностью контролировать то, что хочешь снять» — так Альберт Бирни говорил о значении анимации для своего творчества.  

 

Уровень 2. Знакомство с гориллой

 

Игровое кино, в сердце которого лежит анимация. Это слова Бирни о фильме «Сильвио» (2017), его второй полнометражной картине, после которой о нем заговорили громче. Он сделал ее в соавторстве с актером и режиссером Кентакером Одли. Надо сказать, Бирни любит работать в паре. Например, свой первый полный метр «The Beast Pageant», психоделическую индустриальную фантазию в духе Ходоровски и раннего Аронофски, он снимал вместе с режиссером Джоном Мозесом.

«Сильвио» родился на платформе 6-секундных видеороликов Vine, где он набрал более 500 000 подписчиков и 100 миллионов просмотров
«Сильвио» родился на платформе 6-секундных видеороликов Vine, где он набрал более 500 000 подписчиков и 100 миллионов просмотров

К этому милому качеству Бирни мы еще вернемся, а сейчас знакомимся с Сильвио — антропоморфной гориллой, которой тяжело жить среди людей. Ну, это можно понять: людям и самим тяжело жить среди людей. Фильм вырос из интернет-проекта Simply Sylvio в социальной сети Vine (вспомнили, заплакали), который, в свою очередь, родился после того, как Альберт нашел у своего брата костюм гориллы. В то время он гастролировал со своей группой The Spinto Band. Бирни забрал костюм и начал снимать вайны в образе гориллы, пока бэнд катался с туром по Америке. Постепенно эта спонтанная история начала набирать некоторую популярность в интернете.  

 

Деньги на полноценный фильм о Сильвио собирали на Kickstarter, что иронично, учитывая, как много в картине уделено внимания конфликту между «не сдохнуть от голода» и «создавать искусство». Сильвио работает коллектором, но хотел бы делать кукольные мультфильмы. Он становится ближе к мечте, когда попадает на телевидение, но там от него требуют более грубого и глупого зрелища.

Во время съемок «Сильвио» Бирни забыл про маленькое отверстие во рту. Актёру Сильвио Бернарди приходилось дышать через маску гориллы
Во время съемок «Сильвио» Бирни забыл про маленькое отверстие во рту. Актёру Сильвио Бернарди приходилось дышать через маску гориллы

Вряд ли Одли и Бирни тогда кто-то звал делать блокбастеры, но намёк понятен. Впрочем, эта история не только о беспощадности капитализма и мечтах, которые можно купить за деньги. Сильвио — иной, а значит, одинок, и внимание публики только усиливает его неустроенность. При всей своей кукольности (во многих смыслах), это невероятно пронзительный и чуткий фильм.  

Выросший из модного на тот момент формата вайнов, «Сильвио» черпает вдохновение из сокровищницы поп-культуры 1980-х. Фильм «Большое приключение Пи-Ви», видеоигра Donkey Kong, иллюстрации Энтони Брауна. В этом сила Бирни и Одли: с помощью образов и инструментов прошлого захватывать дух настоящего и немного заглядывать в будущее.    

 

Уровень 3. Любовь и дружба

 

Итак, Бирни умеет находить сообщников. Обозначим несколько важных лиц в его творческой мультивселенной.

Кентакер Одли. Актер, режиссер, соратник. Вместе с Бирни они сняли «Сильвио» и «Земляничный особняк». В соло делает маленькие раскованные фильмы о людях творческих профессий. Играл у лучших: Тая УэстаТаинство»), Алекса Росса ПерриЗвезда на грани», «Королева Земли»), Дэвида ЛоуриВ бегах») и Эми СаймецСолнце, не свети», «Она умрет завтра»). Актерская вершина — в фильме «Рождество, опять», зимней классике для грустных.   

 

Николас Гуревич. Режиссер, сценарист, иллюстратор. Автор комикса «The Perry Bible Fellowship». Приложил руку к великому «Peter’s Computer - Desktop Cleanup» и его сиквелу, где Питер смотрит видео с Сильвио. Часто продюсирует фильмы Бирни, иногда в них играет.

Пит Ос. Режиссер, многолетний монтажер и соавтор. Сделал большой вклад в последний на данный момент фильм Бирни OBEX, выступив в том числе как сосценарист и оператор. В его новом фильме «Erupcja» одну из главных ролей сыграла королева леттербокса Charli xcx.  

 

Элисон Багналл. Режиссер и друг. Именно на съемках её фильма «Забавный кролик», где Бирни выступал в качестве актера и звукооператора, он сдружился с Кентакером Одли. Альберт появлялся на площадке в образе гориллы — судя по воспоминаниям, веселуха была та еще.  

Future Islands. Арт-поп группа из Балтимора, где базируется и сам Бирни. Режиссер снял для них два клипа — «Ran» и «Deep in the Night». На территорию музыкальных видео Бирни заходит регулярно, предпочитая работать с классными андердогами от инди-рока типа Ra Ra Riot. Сам он раньше играл в The Spinto Band, а также делал визуал для группы Teen Men.  

 

Джейн Шенбрунн. Джейн и Альберт регулярно благодарят друг друга в титрах. В 2024 году Альберт сыграл в прорывном фильме Джейн «Я видел свечение телевизора».  

Дороти. Собака Альберта Бирни. Звезда фильма OBEX, друг.

 

Уровень 4. Аналоговые сны  

 

Альберт Бирни влюблен в старую технику — камеры, vhs-кассеты, магнитофоны, телевизоры. Кажется, что его голову легко представить как комнату, заполненную электронными артефактами. Он может зайти в комиссионный магазин и выйти оттуда с идеей для фильма. Так покупка дурацкой винтажной клавиатуры превратилась в замечательный короткий метр «22 rooms». А однажды он нашел в шкафу камеру Super 8 и подумал, не продать ли ее? Но не смог — «с этой прекрасной старой камерой все еще есть что рассказать».  

 

Будучи современным мультимедийным художником, Бирни складывает свежий визуальный язык из проверенных временем деталей. Он знает: в цифровую эпоху чувства остаются аналоговыми. В 2021 году вышел фильм «Земляничный особняк» — лучшее, что он и Кентакер Одли когда-либо делали.

Малобюджетный «Земляничный особняк» был снят на видео и перенесён на 16-миллиметровую пленку
Малобюджетный «Земляничный особняк» был снят на видео и перенесён на 16-миллиметровую пленку

2035 год. Правительственным налогом облагаются теперь даже сны граждан. Джеймс (Кентакер Одли) занимается отслеживанием злостных уклонистов. Он отправляется к пожилой даме Арабелле, которая умудрилась записать тонну кассет со снами, махнув рукой на такую мелочь как декларирование. Джеймс фактически заселяется к ней, чтобы заниматься бесконечным аудитом. И проваливается в чудесный мир грез с демонами, говорящими животными и юной версией Арабеллы, в которую он стремительно влюбляется.

 

Логика сна — возможно, единственная, от которой не хочется удавиться. Логика сна — это и логика кино, которое, как и грёзы, бывает трудно однозначно расшифровать. 


Рукотворные эффекты, сказочный цветокор, любовные сцены как в старых голливудских фильмах и фирменное непредсказуемое чувство юмора — сотканный из ретро, «Земляничный особняк» при этом устремляет взор в будущее, где, возможно, мы будем обречены на постоянную прокрутку чувств из времён, когда все было хорошо. Звучит грустно, но авторы не считают, что меланхолия — это плохо. К тому же, «Земляничный особняк» утешает: если не на карте, то внутри себя всегда можно отыскать место, где не больно и не страшно.

 

Уровень 5. Финальный босс: Битва за собаку

 

«Снимая фильмы, я чувствую себя чуть менее сумасшедшим». Герои Бирни тянутся к любви как цветки к солнцу. В его уютных на первый взгляд фильмах-аппликациях всегда происходит что-то очень тревожное, а темы, которые его стабильно интересуют, не назовешь весёленькими. Возвращение домой, поиск себя, одиночество и смерть — но он умеет рассказать обо всем этом так, что в сердце зажигается надежда. Ну, или хотя бы ненадолго исчезает страх.      

«OBEX» был снят Бирни за пять дней, когда его друг Пит Ос навестил его в Балтиморе
«OBEX» был снят Бирни за пять дней, когда его друг Пит Ос навестил его в Балтиморе

«OBEX» — первый полнометражный фильм Бирни с живыми актерами, который он поставил как режиссер самостоятельно. И эту чёрно-белую картину можно считать манифестацией его стиля и магистральных тем. Здесь есть всё, о чем он любит рассуждать: от зыбкости памяти до боязни открытого мира. Здесь есть анимация, практические эффекты, много-много аналоговой техники. Здесь ему наконец-то идеально удалось соединить две свои главные страсти: кино и видеоигры.

 

Главный герой, Коннор, должен сражаться с монстрами и находить загадочные предметы, чтобы спасти свою собаку. В «OBEX» отражается любовь Бирни к «Legend of Zelda» и «Final Fantasy», а еще видеоигровая структура дисциплинирует режиссера, не дает картине рассыпаться на миллион причудливых кат-сценок.    

«OBEX» ссылается на «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крейвена как на культурный ориентир и символ того, как технологии поглощают изолированную жизнь и сновидения Конора
«OBEX» ссылается на «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крейвена как на культурный ориентир и символ того, как технологии поглощают изолированную жизнь и сновидения Конора

Бирни в связи с «OBEX» вспоминает «Голову-ластик». Коннору снятся бередящие душу сны, в которых он часто едет в машине по ночному шоссе — скорее всего, в никуда.   Еще Бирни с Линчем роднит умение создать ощущение безвременья. События в OBEX, судя по обрывкам телепрограмм, происходят в конце 1980-х, но это не имеет значения, такой дом, такой человек, такая история могли возникнуть, например, и в пандемию.  

 

Несмотря на свою укорененность в поп-культуре и публичные признания в любви то Линчу, то, например, Шванкмайеру (ещё бы), Бирни не смотрится эпигоном или даже продолжателем традиций. Просто он собирает свои фильмы из похожего материала, но делает это по-своему, — с открытым сердцем, не боясь показаться нелепым или смешным. С ним чувствуешь себя в безопасности, даже превращаясь в рыбу или наблюдая за гигантской мухой. Он гик, но в нем нет ни капли снобизма, — его фильмы предназначены для всех, как бы порой удивительно они не выглядели. Однажды у него спросили — о чём следует помнить всем режиссёрам, которые хотят стать лучшими рассказчиками киноисторий? Бирни ответил: Помнить, что люди любят смеяться.

 

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram