Венеция-2025: Итоги

Кинофестиваль в Венеции подошёл к концу, и распределение наград приняло несколько неожиданный оборот, по мнению многих. KNMN пытается объяснить некоторые решения жюри под управлением режиссёра Александра Пэйна и недоумевает от других
Венеция-2025: Итоги

Итоги 82-го Венецианского кинофестиваля точно запомнятся как странные и в каком-то смысле обескураживающие. Предполагать это можно было и до смотра: от Александра Пэйна в роли президента жюри ожидали чего угодно, тем более что в конкурсной программе изначально намечался перекос. «Голос Хинд Раджаб» в конкурсе — довольно провокационный шаг, поскольку ставит жюри в неловкое положение. Проигнорировать нельзя наградить: «Золотой лев» фильму воспринимался бы как политический жест, другая награда или ее отсутствие — тем более. Масло в огонь ожиданий подлило и то, что, по слухам, незадолго до определения лауреатов Фернанда Торрес рассорилась с председателем жюри и чуть ли не покинула Лидо.

Принимая «Золотого Льва», Джармуш вспомнил речь Акиры Куросавы, произнесенную им при получении премии «Оскар» за вклад в киноискусство: «Он сказал что-то вроде того, что беспокоится, потому что все еще не совсем знает, как это делать, и у меня примерно такое же чувство, я учусь с каждым разом»
Принимая «Золотого Льва», Джармуш вспомнил речь Акиры Куросавы, произнесенную им при получении премии «Оскар» за вклад в киноискусство: «Он сказал что-то вроде того, что беспокоится, потому что все еще не совсем знает, как это делать, и у меня примерно такое же чувство, я учусь с каждым разом»

Главная награда картине Джима Джармуша «Отец, мать, сестра, брат» — решение действительно компромиссное. Хочется спекулировать, что Джармушу, которому награда по-хорошему и не нужна вовсе, повезло оказаться в нужное время в нужном месте с хорошим проектом. Это далеко не лучшая работа живого американского классика, но учитывая, с какой опаской ее ждали после удручающего «Мёртвые не умирают» и насколько по-хорошему ностальгичной касательно стиля режиссера она вышла, грех не отметить такое возвращение Джармуша к старому-доброму себе. К тому же, за так называемую выслугу лет (как это формально было с Педро Альмодоваром в прошлом году) тоже можно было бы присудить. Фильм заведомо аполитичен и максимально далек от радикальности высказываний и в «Хинд Раджаб», и, скажем, в «Кремлевском волшебнике», что делает его максимально безопасным кандидатом в списке.

 

Не «прокомментировать» своим решением конфликт в Газе Пэйн и компания, впрочем, тоже не могли, поэтому вторая по значимости награда, Гран-при жюри, ушла «Голосу Хинд Раджаб». Несмотря на актуальность и высокий уровень работы со свидетельствами и архивными материалами, многие критики отмечали недостаточную художественную ценность картины, а также задавались вопросом, насколько вообще этично использовать в фильме реальные записи телефонных разговоров погибшей девочки. При таких вводных второй по ценности «Лев» кажется достаточной наградой, чтобы признать значимость подобного проекта.

В своей эмоциональной речи режиссер Каутер Бен Хания отдала дань уважения предмету своего фильма: «Голос Хинд — это голос самого Газы... Ее голос будет звучать до тех пор, пока не будет установлена ответственность и не будет восстановлена справедливость»
В своей эмоциональной речи режиссер Каутер Бен Хания отдала дань уважения предмету своего фильма: «Голос Хинд — это голос самого Газы... Ее голос будет звучать до тех пор, пока не будет установлена ответственность и не будет восстановлена справедливость»

Что касается остальных призов, то их жюри будто бы взяло с потолка. Режиссёрскую награду Бенни Сэфди за «Крушащую машину» хочется списать исключительно на то, что Пэйн решил поддержать независимого соотечественника (прямо как Грета Гервиг с «Анорой» в Каннах). Лента про бойца Марка Керра совершенно неубедительна ни как спортивный байопик, ни как просто история о человеке, который пытается преодолеть свои слабости; хоть Дуэйн Джонсон и играет на высоком уровне, фильм не собирается в цельное высказывание и выделяется разве что визуально (да и то…).

 

Кубок Вольпи за главную мужскую роль забрал Тони Сервилло — ветеран итальянской киноиндустрии и постоянный актёр Паоло Соррентино, привезшего на Мостру «Помилование». С Сервилло ситуация примерно такая же, как с Джармушем: хоть это и первая его венецианская награда, так ли она ему нужна? Снова сыграл роль возрастной фактор? Бенжамен Вуазен из «Постороннего» Франсуа Озона или, например, Джейкоб Элорди из «Франкенштейна» Гильермо Дель Торо выступили с внушительными перформансами, почему бы не похвалить юную кровь?

Принимая награду за лучшую режиссуру, Бенни Сэфди говорил о «радикальной эмпатии» и поблагодарил Джонсона: «Мой друг, мой брат, мой партнер, плечо к плечу... Ты действительно действовал без страховки, и мы вместе прыгнули с обрыва»
Принимая награду за лучшую режиссуру, Бенни Сэфди говорил о «радикальной эмпатии» и поблагодарил Джонсона: «Мой друг, мой брат, мой партнер, плечо к плечу... Ты действительно действовал без страховки, и мы вместе прыгнули с обрыва»

Женскую награду пророчили Аманде Сайфред за исторический мюзикл Моны Фаствольд «Завещание Анны Ли», где актриса сыграла эксцентричную проповедницу, однако приз в итоге отошел Синь Чжилэй — китайской артистке, вытянувшей на своих плечах мелодраму «Солнце встает над всеми нами». Решение в целом логичное, но учитывая, что сильное «Завещание» осталось без каких-либо наград вообще, упоминание Сайфред могло бы хоть как-то прикрыть эту несправедливость.

 

Спецприз жюри забрал «Под облаками» Джанфранко Рози — еще одна знаковая для итальянского (на сей раз документального) кино фигура. Сценарную награду забрали Валери Донзелли и Жиль МаршанНа работе»), премия имени Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру/актрисе отошла Луне ВедлерМолчаливый друг»), а приз за лучший дебют — Насте Коркия («Короткое лето»).

Председатель жюри Александр Пэйн объяснил, почему фильм Пак Чхан-ука «Метод исключения» не получил ни одной награды: «Он просто не вошел в финальную восьмерку, что очень огорчает нас. Нам понравились многие фильмы, которые не вошли в финальную восьмерку»
Председатель жюри Александр Пэйн объяснил, почему фильм Пак Чхан-ука «Метод исключения» не получил ни одной награды: «Он просто не вошел в финальную восьмерку, что очень огорчает нас. Нам понравились многие фильмы, которые не вошли в финальную восьмерку»

Неожиданностью и даже шоком стало то, что никаких серьёзных наград нет ни у Ильдико Эньеди («Молчаливый друг»), ни у Пак Чхан-укаМетод исключения»), ни у Моны Фаствольд («Завещание Анны Ли») — каждому из фильмов в разное время пророчили «Золотого льва», а в итоге — ничего. Объяснить эту оплошность членов жюри сложно — возможно, споры по поводу «Голоса Хинд Раджаб» настолько захватили его, что на более справедливое и логичное распределение наград у Пэйна и его коллег просто не осталось сил.

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram