Много лет назад Дэвид Кинг (Дензел Вашингтон) основал лейбл с говорящим названием Stackin’ Hits, то есть «напичканный хитами», но пиковые годы человека с «лучшими ушами в бизнесе» уже позади. Это не мешает ему стоять на балконе своего пентхауса и ощущать, что кавер на вступление к мюзиклу «Оклахома», «О, что за день благодатный», обращен именно к нему: ведь вся его жизнь наполнена этой самой благодатью. Жена Пэм (Ильфенеш Хадера) чутко поддерживает, сын Трей (Обри Джозеф) хоть и не отлипает от телефона, но при этом готов пойти по его стопам и собирает для отца плейлисты с интересной музыкой. Назревает и крупная сделка, в рамках которой Кинг выкупит себе Stackin’ Hits, чтобы он не достался людям, работающим с AI-инфлюенсерами и готовым отдать треки в любые рекламы. Но идиллия нарушается, когда неизвестный (Асап Роки) звонит Кингу и просит выкуп за сына — а личный водитель Кинга Пол (Джеффри Райт) начинает переживать, что его отпрыск Кайл (Элайджа Райт) тоже куда-то запропастился.
Зритель, знакомый с сюжетом «Рая и ада» Акиры Куросавы, знает, что у Пола есть все основания для беспокойства, а герой Дензела Вашингтона вскоре столкнется со сложной моральной дилеммой. Первые рецензии из Канн, где состоялась премьера «Сверху вниз», сообщали, что в своем ремейке японского мастера Спайк Ли лишь по касательной прошелся по сюжету оригинала — но на деле это не совсем так.
Основная история с бизнесменом, который из менеджера обувной фабрики стал владельцем лейбла, осталась на месте. Но стоит отметить, что детективная линия о доблестной токийской полиции как раз исчезла; интересный штрих к портрету времени, который явно пытается нарисовать Ли. Занятно, что более объемным стал герой Джеффри Райта — в силу особенностей японского характера водитель был то услужливым работником, то строгим отцом, без особых нюансов.
Те же майские рецензии рисовали «Сверху вниз» то ли как оглушительный провал, то ли как смачный плевок в лицо аудитории — что для Ли, чьи последние фильмы выходили каждый раз с новой продюсерской компанией, вовсе не что-то из ряда вон. Один из главных трикстеров американского кино, он действительно известен выходками за гранью хорошего и плохого вкуса, а также балансом, в рамках которого его последние работы могут быть номинированы на премии и вместе с тем рискуют быть непонятыми большой аудиторией. Тем удивительнее, что это оказалось ни тем, ни другим.
Первую половину «Сверху вниз» можно сравнить по темпу с предыдущим художественным фильмом Ли, «Пятеро одной крови» — такой же тягучий ритм повествования, в котором нарастает ощущение предстоящего столкновения. Как и в «Пятеро...», Ли наделяет мир Кинга излишними деталями и тянет с завязкой, чтобы полностью погрузить зрителя в мир этих персонажей, хотя достаточно было бы нескольких штрихов. Постепенно рушащееся ощущение идиллии скорее работает, но это нереалистичное настроение Ли выстраивает через открыточные пейзажи Нью-Йорка, слегка отрешённую актерскую игру, наконец, через заунывную фоновую музыку, которой лишь немногим уступает в качестве оформление фильмов на канале Hallmarki.
Основная беда «Сверху вниз» — для картины о представителе музыкального бизнеса он очень бедно озвучен. Композитор Говард Дроссин, до этого занимавшийся в фильмах Ли оркестровками саундтреков Теренса Бланшарда, выходит тут на первый план — и выясняется, что то ли ему особо нечего сказать, то ли режиссёр умышленно решил ставить музыку в полный противовес происходящему. В напряженные моменты играет музыка, которая бы подошла скорее диснеевскому мультфильму об искателях приключений, или же просто незапоминающийся эмбиент-джаз. Даже если это сделано умышленно, «Сверху вниз» это идет скорее во вред.
Однако вторая половина фильма, начинающаяся с титра, в котором режиссер буквально приглашает зрителя на сайт дня национального пуэрториканского парада, работает иначе. Музыка часто затихает, давая волю эмоциям актеров. В происходящем появляется необходимый нерв — и неслучайно этот слом происходит в кульминационный момент передачи денег вымогателям. У Куросавы именно в поезде камера впервые покидала пределы особняка бизнесмена Гондо — хотя до этого герои Ли бродили между разными локациями, именно в этот момент, важный и для оригинала, фильм начинает дышать.
Ли здесь действительно становится обещанным трикстером, хоть и в малых дозах: отсылает к продюсерам фильма, компании А24, на двери квартиры, где живет преступник, заставляет Вашингтона читать рэп, снимает Асапу Роки клип, наконец, превращает концовку Куросавы, которая, кажется, была слегка вдохновлена брессоновским «Карманником», сразу в две сцены — они одинаково удачны, но на второй раз отсылка кажется уже лишней, хоть и важной для сюжета. А главное, что, как и японец Кинго, Дэвид чему-то научается в процессе. Что подтверждает совсем уж излишняя концовка для тех, кто не понял с первого раза, в основном призванная представить зрителю британскую певицу Айяну-Ли, которую режиссер нашел в соцсетях.
Как и «Рай и ад», «Сверху вниз» большое внимание обращает на классовое неравенство между своими героями. Но Ли, видящий в Кинге немного от самого себя, смотрит на новое бедное племя с небольшой укоризной, в духе «кажется, мы вас научили не тому». Безусловно, многих может возмутить, что если у Куросавы главный герой на своей шкуре узнавал, что не в деньгах счастье, то у Ли воротила не обеднел, а просто избавился от ненужных активов. Переживающим за классовое сознание и самого режиссёра, всегда поддерживавшего рабочих, советуем обратить внимание на снятую им третью серию документального фильма «Катрина: сквозь огонь и потоп», только что вышедшего на Netflix. Остальным же стоит прислушаться к классической максиме о том, что не в деньгах счастье.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Да, «Сверху вниз» можно считать скорее промахом большого автора, особенно тусклым по сравнению с симпатичным «Пойман с поличным» Даррена Аронофски и тем, как там снят Нью-Йорк (даром что у обоих фильмов один оператор). Но сцена передачи денег, а также словесная перепалка между героями Вашингтона и Роки действительно стоят просмотра. Если говорить аналогиями из мира героев, то альбом, безусловно, затянут — но во второй половине есть песни, к которым стоит прислушаться.
нашего сайта (и не только)