Красота и уродство Кристофера Нолана. Как главный режиссёр XXI века покоряет время, пространство, смерть и всё остальное

В начале сентября 2000 года на фестивалях в Венеции и Торонто состоялись показы запутанного нелинейного триллера о мести «Мементо», снятого начинающим режиссёром, имя которого тогда никому ничего не говорило. 25 лет спустя Кристофер Нолан собрал миллиард на фильме, в котором мужчины в пиджаках сидят в комнатах и обсуждают формулы напополам с судьбами человечества — и с большой вероятностью соберёт ещё больше следующим летом на фильме с мужиками в сандалях и туниках. KNMN пытается осознать этот факт и составить портрет главного режиссёра современности
Красота и уродство Кристофера Нолана. Как главный режиссёр XXI века покоряет время, пространство, смерть и всё остальное

«Ambition makes you look pretty ugly»i — пел Том Йорк в самом мейнстримном человеконенавистническом альбоме девяностых * («OK Computer» группы Radiohead, вышедший в 1997 году). У начинающего режиссёра Кристофера Нолана амбиций было слишком много, чтобы прислушаться к любимой группе. Пару лет назад он закончил факультет литературы Лондонского университета — выбирал, конечно, не по любви, а из-за неограниченного доступа к университетской кинолаборатории. Вместо написания эссе про Шекспира и Мильтона Кристофер учил товарищей по киноклубу снимать и монтировать, а к моменту выпуска уже имел неплохую карьеру в коммерческой съёмке. Сейчас, в 1997 году, он пытается заработать на плёнку для своего первого полнометражного фильма: вуайеристского нео-нуара об ищущем вдохновение писателе, который с подачи загадочного знакомого проваливается в мир гангстеров, роковых женщин и предательства. Письма с отказами от продюсеров и дистрибьюторов копились быстрее, чем деньги, так что ещё до конца съёмок Кристофер начал задумываться о создании собственной продюсерской компании.

В переводе с латинского на английский «Memento» переводится как «Помни». Термин происходит от латинской пословицы «memento mori», означающей «помни, что ты умрёшь», которая служила напоминанием людям о неизбежности смерти. Отечественный зритель хорошо знаком с этой фразой по комедии «Бриллиантовая рука». Мементо — это также предмет, который человек хранит в память о чем-то, например, для Леонарда это — фотографии и татуировки
В переводе с латинского на английский «Memento» переводится как «Помни». Термин происходит от латинской пословицы «memento mori», означающей «помни, что ты умрёшь», которая служила напоминанием людям о неизбежности смерти. Отечественный зритель хорошо знаком с этой фразой по комедии «Бриллиантовая рука». Мементо — это также предмет, который человек хранит в память о чем-то, например, для Леонарда это — фотографии и татуировки

Кристофер Нолан ещё не стал режиссёром, по личной просьбе которого компания IMAX изобретёт камеру с возможностью обратной съёмки. Он ещё не может заказать разработку кастомных объективов ради одной единственной сцены. Пока он снимает на школьную 16-миллиметровую камеру, а на неё не получится запечатлеть размах и грандиозность любимых «Звёздных войн». Но уже можно заимствовать у настолько же любимого Ридли Скотта: обещание существования большого мира за границами кадра из «Бегущего по лезвию», изоляцию среди необъятной темноты из «Чужого» — пусть в случае Нолана темнота только метафорическая. Ещё с детских экспериментов с экшен-фигурками и подаренной ему на восьмилетие родителями камерой «Супер 8» он уверен, что результат хорошей творческой работы — трансформация медиума под влиянием авторского голоса. Технические ограничения дебюта заставляют его искать свой голос в драматургии: временные линии в «Преследовании» петляют и наслаиваются друг на друга, безработный писатель бродит по Лондону и за очередным поворотом упирается в свои же следы.

 

Победа «Преследования» на нескольких фестивалях независимого кино позволяет Нолану окончательно переехать в США и получить небольшой бюджет на второй фильм. Для режиссёра, чьё имя стало синонимом запутанного повествования и онирическогоi бреда, такое развитие карьеры выглядит удивительно линейным. Но оно имеет смысл для творца, который ставит своей целью исследование и преодоление: рамок медиума, возможностей оборудования, лимитов собственной креативности. Каждый новый фильм должен быть лучше, масштабнее и инновационнее, чем предыдущий. Сейчас его Голиаф — время. В «Мементо» Кристофер выворачивает наизнанку идею своего младшего брата и соавтора Джонатана: рассказ о пациенте психбольницы, неспособном формировать новые воспоминания после нападения грабителей, становится классическим триллером о мести. Леонард Шелби много лет расследует убийство своей жены, но каждое утро его жизнь начинается заново — предыдущие события приходится восстанавливать по фотографиям, запискам и татуировкам. Поток времени раз за разом разрывается, лишая Леонарда идентичности и шанса на успех. В «Бессоннице» — голливудском ремейке норвежского нордик-нуара — время, наоборот, растягивается. Детектив Дормер застывает в полярном дне, запертый в аляскинской глуши наедине с ошибками прошлого. Он пытается сбежать от времени, а не догнать его, и мечтает об обновлении, к которому приговорён Леонард. Когда Дормер искупает свою вину и засыпает вечным сном, на смену дню приходит ночь.

Слово «престиж» первоначально означало трюк, от латинского «praestigium», что означает «иллюзия»
Слово «престиж» первоначально означало трюк, от латинского «praestigium», что означает «иллюзия»

Продюсерская компания Syncopy («потеря сознания» — угадывается «Головокружение» Хичкока) начинает полноценную работу, а Warner Bros предлагают Нолану место режиссёра нового «Бэтмена». Большие бюджеты и доверие индустрии наконец приближают его к повторению — а в перспективе даже превосходству — технического чуда «Звездных войн». Здесь заканчивается традиционная хронология фильмов Нолана: теперь каждый его фильм — первый. Например, «Тёмный рыцарь» — первый игровой фильм, снятый на IMAX и первый фильм про супергероев, получивший актёрский «Оскар». Для «Дюнкерка» создадут новую технологию съёмки на воде, а для «Довода» разработают специальную камеру и откроют с десяток локаций, ранее недоступных киношникам. Предстоящая «Одиссея» снята на IMAX целиком, а билеты в кино продаются за целый год до релиза — тоже впервые в новейшей истории Голливуда. Категорий «первости» бесчисленное множество, но критерий, по сути, один: Нолан успешно применяет тактики и техники, которые более традиционные фильммейкеры сочли бы невозможными, бессмысленными или вовсе обречёнными на провал.

 

Но сейчас Кристофер учится осваивать бюджет и пытается сжиться с новообретённой ролью популярного режиссёра. В конце XIX века, когда в каждом доме обитают призраки, а на каждой площади поджидают пророки, два фокусника вступают в смертельное противостояние. Борден исполняет новый трюк с перемещением человека — такой впечатляющий, что его секретом может быть только истинная магия. Энджиер, соперник Бордена, знает, что магии не существует. Он обращается к науке, и спустя полсотню неудачных прототипов гениальный затворник Никола Тесла создаёт для него работающую машину телепортации. Секрет Бордена же намного проще: брат-близнец. Решение настолько популярное и примитивное, что Энджиер даже не мог рассматривать его всерьёз. Несмотря на фирменное непоследовательное повествование и ужасающее количество сюжетных поворотов, «Престиж» — самый прямолинейный фильм Нолана. Кино — это не магия, а тщательно сконструированный обман, где каждое слово и каждое движение камеры служат исключительно для удовлетворения доверчивой аудитории. Копнув глубже, человек достаточно способный и циничный может стать визионером, но остальных ждёт только разочарование, так что, возможно, и стоит оставаться в неведении.

«Тёмный рыцарь» стал первым фильмом по комиксам, кассовые сборы которого достигли отметки в 1 миллиард долларов по всему миру
«Тёмный рыцарь» стал первым фильмом по комиксам, кассовые сборы которого достигли отметки в 1 миллиард долларов по всему миру

«Темный рыцарь» бьёт рекорды по кассовым сборам, и Кристоферу дают карт-бланш на производство следующего фильма. Подходящий сценарий пылится в его столе с конца 1990-х, когда повсеместное распространение интернета заставило Алекса Пройаса и сестёр Вачовски, а за ними и Нолана, задуматься о границах реальности. Функцию симуляции здесь выполняет мир сновидений, а герои (во главе с тёзкой загадочного вора из «Преследования») — его захватчики, а не естественные обитатели. Они борются не со временем, а с пространством своего разума. Время здесь может бунтовать и путаться, но оно — лишь данность, с которой нужно сосуществовать. «Начало» — первый после дебюта полностью самостоятельный фильм Нолана, и он служит чекпойнтом, фиксирующим его возможности и умения как сформировавшегося автора с доступом к большим ресурсам. Сейчас лучше всего Нолан умеет обещать. Каждая сцена и строчка диалога в «Начале» готовит почву для исследования метафизических, почти эзотерических вопросов — о сущности творца и природе творения, трансцендентальности сознания и свободе выбора, — но они так и остаются неозвученными. Падкие на недосказанность фанаты видят в этом ещё одну загадку, оставленную заботливым гением, а хейтерам обманутые ожидания мешают насладиться крепким стильным боевиком.

 

Как библейские описания рая и ада, сеттинг в фильмах Нолана зачастую условный. Через полчаса утрированного экшена обязательно появятся Джозеф Гордон-Левитт или Майкл Кейн, которые всё объяснят. Но объяснение выйдет настолько вычурным и нелепым, что при первом просмотре легче отбросить нарратив и целиком положиться на картинку и звук. Всё равно зритель сначала сходит в кино, а потом наткнётся на фильм по телевизору или в рекомендациях стриминга, и именно накопившиеся вопросы сделают его достойным пересмотра. Такой подход даёт Нолану возможность по максимуму реализовывать технические амбиции и поддерживать интерес к своему творчеству после театрального релиза. Сейчас ему за сорок, он один из самых кассовых и любимых режиссёров своего времени, и он наконец-то покорил космос. В «Интерстелларе» он заглядывает в «после». Что станет с твоими детьми после твоей смерти? Возможны ли жизнь после конца света и доверие после невыполнения обещаний? Что делать после утраты последней надежды? Нолан окончательно смирился со временем: оно всё ещё своенравное и непознаваемое, замирает, как лёд на планете Манна, или сбивает с ног, как цунами на планете Миллер. Но теперь оно может приносить успокоение, если смотреть под правильным углом. Купер не успел бы спасти мир или застать апокалипсис вместе с семьёй, но через хитросплетения времени смог увидеть их в последний раз. Этого достаточно. Всё идёт своим чередом.

«Дюнкерк» снимался на том самом пляже, где проходила эвакуация. Во время съемок Кристофер Нолан нашел в песке пуговицу от формы английского солдата
«Дюнкерк» снимался на том самом пляже, где проходила эвакуация. Во время съемок Кристофер Нолан нашел в песке пуговицу от формы английского солдата

Время нельзя подчинить, но его можно использовать. В «Дюнкерке» повествование разбито на три части: неделя из жизни солдат на земле, день волонтёров-спасателей на воде, а для лётчиков в небе проходит всего час. Временные линии сближаются, а когда они сойдутся воедино, триста тысяч солдат будут спасены. Нолан больше не оставляет намёков, он укомплектовал свой инструментарий и хочет снимать красивые зрелищные фильмы. Тихий и обезличенный «Дюнкерк» показывает, что война — это коллективное усилие и коллективная ответственность. Время здесь чисто утилитарно, оно необходимо, чтобы позволить свершиться грандиозному финалу.

 

По мнению Warner Bros, производство «Дюнкерка» требовало слишком много затрат для настолько неактуальной и неизвестной американцам истории. Только имя Нолана и драфт сценария позволили переубедить студию, а номинации на Оскар за лучший фильм и лучшую режиссуру окончательно закрепили доверие индустрии. По уже отработанной схеме Нолан повышает ставки: над сценарием «Довода», своего третьего полностью оригинального проекта, он работал почти двадцать лет. «Довод» продолжает заложенную в «Преследовании» и «Начале» идею авторского твиста на жанровое кино, но вместо разрушения человеческого разума его герои-шпионы нацелились на непрерывность времени. Одним нажатием кнопки временной поток можно пустить в обратном направлении, из прошлого вызывая желаемые события в настоящем. Здесь время тоже утилитарно, но теперь оно помогает не драматургии, а чистому злу. Как ядерные коды из «Протокола Фантом», золотые слитки из «Голдфингера» или амулет Остина Пауэрса, игры со временем — способ, которым антагонист достигает своей цели, а не повод для размышлений. «Я не тот режиссёр, который пытается что-то сказать» — заявляет Нолан, и в подтверждение взрывает самолёт на взлётной полосе действующего аэропорта, три месяца строит город в пустыне, чтобы разрушить его за три часа, и скидывает Роберта Паттинсона с самой высокой башни Индии. За три часа хронометража почти не слышно диалогов: весь нарратив выстроен визуально. «Довод» — уже не чекпойнт, а шоукейс. Сюжет фильма держали в тайне до самой премьеры, чтобы доведённые до мастерства приёмы Нолана — стремление покушаться на нерушимое, усложнённое повествование и безмерное использование практических эффектов — произвели максимальное впечатление на неподготовленного зрителя.

Хотя «Довод» не претендовал на научную точность, в его основе лежит реальная физика. Перед началом съемок Кристофер Нолан попросил физика Кипа Торна, с которым он ранее работал над фильмом «Интерстеллар», прочитать сценарий, чтобы помочь разобраться с некоторыми концепциями
Хотя «Довод» не претендовал на научную точность, в его основе лежит реальная физика. Перед началом съемок Кристофер Нолан попросил физика Кипа Торна, с которым он ранее работал над фильмом «Интерстеллар», прочитать сценарий, чтобы помочь разобраться с некоторыми концепциями

Фраза «смотри, как я могу» редко приводит к хорошему исходу. «Довод» провалился в прокате. Концентрированный Нолан может быть не только зрелищным, изобретательным и иммерсивным, но и давящим, сухим и сбивающим с толку. Путешествия во времени, правительственные заговоры, тайные общества, абьюзивные отношения, похищения картин и ядерная угроза не умещаются в рамки связной картины. Попытка намеренно сконструировать свой magnum opus может обернуться кажущейся стагнацией, а в худшем случае — прямым обманом зрителя, желанием быть красивее и умнее, чем ты есть на самом деле.

 

«Оппенгеймер» заставляет думать, что «Довод» скорее был финальными титрами, символизирующими конец кричащей и прямолинейной эпохи «Звёздных войн». Холодная война подарила культуре расцвет жанра научной фантастики, а юному британцу Кристоферу Нолану — ещё и дебютный сольник Стинга, фильмы «Нити» и «Когда дует ветер». Сочетание естественного для Нолана желания «сделать байопик, какого раньше никто не делал» и детской уверенности в скором ядерном апокалипсисе придаёт ему долю субъективности, необходимую для живого, иногда даже чуткого, изображения потерянного между страхом и виной Оппенгеймера. Как и «Дюнкерк», фактуру для которого Кристофер черпал из рассказов дедушки-солдата, сдержанный и замкнутый «Оппенгеймер» находит баланс между мегаломанией и нарративной целостностью, стремлением быть красивее и умнее и желанием проявлять гибкость в его реализации. Время непоколебимо, и теперь Нолан пытается покорить смерть. Для режиссёра, который буднично взрывает самолёты и разрушает стадионы, ядерный гриб в кульминации «Оппенгеймера» выглядит разочаровывающе невзрачным. Но решение пожертвовать зрелищностью в пользу нарратива впечатляет ещё больше: невзрачность гриба контрастирует с катастрофическими последствиями.

Нолан настаивал на погружении в атмосферу во время съемок «Оппенгеймера». Он требовал, чтобы актёры репетировали в полном костюме, а перед выходом на съемочную площадку были соответствующим образом одеты. Если актёра заставали в современной одежде, на него долго и пристально смотрели, пока он не переодевался
Нолан настаивал на погружении в атмосферу во время съемок «Оппенгеймера». Он требовал, чтобы актёры репетировали в полном костюме, а перед выходом на съемочную площадку были соответствующим образом одеты. Если актёра заставали в современной одежде, на него долго и пристально смотрели, пока он не переодевался

Radiohead впервые за семь лет едут в тур. Кристофер Нолан снимает древнегреческий эпос — жанр, в котором сложно казаться больше, чем ты есть, ведь что может быть больше мифа? За год до премьеры не известны ни сюжет, ни полный каст «Одиссеи», но билеты в кинотеатры уже распроданы. Возможно, в 2025 году вопрос должен звучать так: может ли миф о Кристофере Нолане быть больше мифа об Одиссее?

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram

Главные темы

Смотреть все
Красота и уродство Кристофера Нолана. Как главный режиссёр XXI века покоряет время, пространство, смерть и всё остальное
Статьи
Красота и уродство Кристофера Нолана. Как главный режиссёр XXI века покоряет время, пространство, смерть и всё остальное
В начале сентября 2000 года на фестивалях в Венеции и Торонто состоялись показы запутанного нелинейного триллера о мести «Мементо», снятого начинающим режиссёром, имя которого тогда никому ничего не говорило. 25 лет спустя Кристофер Нолан собрал миллиард на фильме, в котором мужчины в пиджаках сидят в комнатах и обсуждают формулы напополам с судьбами человечества — и с большой вероятностью соберёт ещё больше следующим летом на фильме с мужиками в сандалях и туниках. KNMN пытается осознать этот факт и составить портрет главного режиссёра современности
Процветающий бизнес и рушащиеся отношения в «Супругах Роуз» с Бенедиктом Камбербэтчем
Рецензии
Процветающий бизнес и рушащиеся отношения в «Супругах Роуз» с Бенедиктом Камбербэтчем
Процветающий бизнес и рушащиеся отношения в «Супругах Роуз» с Бенедиктом Камбербэтчем
Рецензии
Дадаистские идеи и деградация человечества в доке Netflix про группу Devo
Процветающий бизнес и рушащиеся отношения в «Супругах Роуз» с Бенедиктом Камбербэтчем
Статьи
Венеция-2025: Монохромное отчуждение, иллюзорный кризис и утрата невинности