Процветающий бизнес и рушащиеся отношения в «Супругах Роуз» с Бенедиктом Камбербэтчем

В мировом прокате идёт новая версия классической чёрной комедии о пропитанном ненавистью разводе супружеской пары. KNMN рассказывает, чем отличается современный вариант противоборства мужа и жены

Айви (Оливия Колман) и Тео (Бенедикт Камбербэтч) сидят на приеме у семейного терапевта и пытаются справиться с его заданием, перечисляя вещи, которые им нравятся друг в друге. Выслушав нелепые «У него есть руки» и «Её лицо иногда выглядит нормально», специалистка выставляет обоих за дверь, попутно поставив диагноз: пару уже не спасти. В течение пары флэшбеков мы видим знакомство Тео, принципиального архитектора, с Айви, шеф-поварихой в ресторане, а затем следим за их переездом из Лондона в Калифорнию, за их очаровательными детьми и за тем, как Айви, несмотря на диабет, пробует десерты, которые готовит для всей семьи, но Тео всегда готов сделать ей укол инсулина. Все меняется, когда Айви открывает закусочную, чье название заигрывает с тем, что «crabs» это не только ракообразные, но и лобковые вши — несмотря на дурацкий каламбур, дела идут в гору. Но чем лучше бизнес, тем хуже отношения в семье.

Решая, какими будут профессии Тео и Айви, сценарист Тони Макнамара искал «вещи, о которых я знал, и хотел, чтобы две специальности проявлялись визуально. Я хотел, чтобы Тео строил что-то, что мы могли бы видеть, а она бы занималась чем-то тактильным». Макнамара также выбрал для Айви профессию шеф-повара, потому что сам является гурманом и ранее работал в ресторанах

Решая, какими будут профессии Тео и Айви, сценарист Тони Макнамара искал «вещи, о которых я знал, и хотел, чтобы две специальности проявлялись визуально. Я хотел, чтобы Тео строил что-то, что мы могли бы видеть, а она бы занималась чем-то тактильным». Макнамара также выбрал для Айви профессию шеф-повара, потому что сам является гурманом и ранее работал в ресторанах

По какой-то причине «Супруги Роуз» потеряли в своем названии слово «Война» — ведь они в некоторой степени имеют под собой литературную основу в виде романа Уоррена Адлера «Война Роузов». Его уже экранизировали в 1989 году: Оливера и Барбару Роуз играли тогда Майкл Дуглас и Кэтлин Тернер, а Дэнни ДеВито — адвоката, пытающегося разрулить их претензии друг к другу, в первую очередь материальные. Отдельные моменты из «Войны» перекочевали и в «Супругов». Но, во-первых, сильно изменилась динамика в паре, ведь с детьми куда больше времени проводит Тео. А во-вторых, развод здесь появляется уже под конец и скорее как кульминация ухудшения отношений в паре: чуть ли не для проформы адвокатом Тео становится его друг Барри (Энди Сэмберг).


 

«Супруги» — возвращение к комедии Джея Роуча, режиссера трилогии про Остина Пауэрса и дилогии (на данный момент) «Знакомство с родителями». Последними его фильмами были заточенные под «Оскар» «Трамбо» с Брайаном Крэнстоном и «Скандал» с Шарлиз Терон, Николь Кидман и Марго Робби — безусловно поднимающие важные проблемы, но, увы, проходящие под грифом «престижного» кино, добротно сделанного и не оставляющего практически никакого послевкусия.

Количество выпитого в фильме негрони — это внутренняя шутка. По словам Бенедикта Камбербэтча, раннее планирование фильма началось на Венецианском кинофестивале в 2018 году, и «в фильме много негрони, потому что мы много пили их по разным поводам в Венеции»

Количество выпитого в фильме негрони — это внутренняя шутка. По словам Бенедикта Камбербэтча, раннее планирование фильма началось на Венецианском кинофестивале в 2018 году, и «в фильме много негрони, потому что мы много пили их по разным поводам в Венеции»

 Здесь же получается слегка обратная ситуация: если при взгляде на постер у вас возникает вопрос «Что эти люди делают в одном фильме?», то это не просто так.

 

Ведь помимо главных героев это еще и звезда SNL Кейт Маккиннон, отдыхающий после «Доктора Кто» Шути Гатва, британский комик Джейми Деметриу и перекочевавшая из «Скандала» Эллисон Дженни с появлением всего на пару минут. Проблема «Супругов» в том, что вся эта разношерстная компания не особо взаимодействует друг с другом — и если за пикировкой Колман и Камбербэтча можно наблюдать сколько угодно, то в сценах с большим количеством героев фильм начинает казаться не особо изящным высказыванием на тему брака.

 

Среди англоязычных стендаперов в ходу термин «hacks», «халтурщики» — подаривший название хорошему сериалу и обозначающий коллег, шутящих в первую очередь на избитые темы вроде взаимоотношений между полами. Подобными халтурщиками становится и съемочная группа «Супругов» — в конечном счете персонажи здесь шутят о том, как они ненавидят своих жен или мужей. Не хочется списывать все грехи только на сценариста Тони Макнамара, хотя даже удивительно, насколько сценарий здесь уступает в юморе и жизни его прошлым работам, — не только «Фаворитке» и «Бедным-несчастным», но и «Круэлле». Безусловно, сухой чёрный юмор фильма, зачастую произнесенный с совершенно безучастным лицом, сработает не на каждого. Но Роуч и Макнамара не Тодд Солондз — ведь у него подобный цинизм был бы решен куда более изобретательно.

Апельсины, которыми супруги бросались друг в друга в сцене драки, были сделаны из губки, а итальянская люстра была сделана из сахарного стекла

Апельсины, которыми супруги бросались друг в друга в сцене драки, были сделаны из губки, а итальянская люстра была сделана из сахарного стекла

Присутствие в кадре Шути Гатва, играющего официанта в закусочной Айви, напоминает о другом хите с его участием, сериале «Сексуальное просвещение» — с «Супругами» они похожи в том, что место действия в обоих кажется совершенно выдуманным. Роузы живут будто бы не в Америке, а в европейском представлении о Новом Свете, идеализированном и не имеющим никакого отношения к реальности. Можно было бы увидеть в этом какую-то долю сатиры, как и в диалогах героев, которым бывает сложно сказать «извини», но очень легко вставить в речь слово «валидация» — однако, кажется, это попросту не очень изящное кино, которое оказывается слишком беззубым, чтобы быть по-настоящему острым.

 

Недостаточность остроты подчеркивает и уютный саундтрек, временами напоминающий попытку сделать кавер на Филипа Гласса для буржуазных супермаркетов, и композиции от цвета американского инди в лице Big Thief, Waxahatchee и Dehd — песни, в которых авторы делились самым наболевшим, здесь пережевываются в приятное фоновое инди. Пожалуй, лучшая метафора для описания фильма спрятана внутри самой завязки — Тео лишается работы после того, как очень сильный шторм разрушает спроектированный им музей, после чего видео с его уговорами, что здание выстоит, превращают в мем.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

«Супруги» — это такой же мем. Не уморительно смешной, но созданный большим брендом после нескольких этапов правок и согласований, после чего из него пропадает любая жизнь: юмор в какой-то степени остается, поэтому пару своих смешков он все-таки получит. На этот раз после концовки, — возмутительной, но при этом в духе «Войны супругов Роуз», — у Роуча получилось оставить после своего фильма тянущееся послевкусие; лучше бы этого ощущения от фильма не было вовсе.

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram