Венеция-2025: Бюрократический ад, интерес к растениям и возмездие в загробном мире

В неожиданные фавориты последних дней киносмотра выбились драма о реальном убийстве 6-летней девочки и философская картина о жизни растений. А классик аниме представил свою интерпретацию сюжета Шекспира. KNMN продолжает серию репортажей о завершающемся сегодня кинофестивале
Венеция-2025: Бюрократический ад, интерес к растениям и возмездие в загробном мире

Если в первые дни фестиваля многие начали заранее предполагать, что главный приз уйдет Пак Чхан-уку за «Метод исключения», то последние дни неожиданно вывели на первый план два других конкурсных фаворита. Первый — драма «Голос Хинд Раджаб» тунисской постановщицы Каутер Бен Ханьи («Дочери Ольфы») с ворохом известных лиц (Хоакин Феникс, Руни Мара, Джонатан Глейзер, Брэд Питт) в продюсерах. В основу картины об арабо-израильском конфликте лег задокументированный кейс убийства палестинской девочки Хинд Раджаб в Секторе Газа. «Голос» открывается титром, где зрителя предупреждают, что перед ним развернется драматизация этих событий.

Тунис, откуда родом режиссер картины «Голос Хинд Раджаб», выдвигает её на соискание премии «Оскар» за лучший международный художественный фильм в следующем году, где она, как ожидается, станет фаворитом
Тунис, откуда родом режиссер картины «Голос Хинд Раджаб», выдвигает её на соискание премии «Оскар» за лучший международный художественный фильм в следующем году, где она, как ожидается, станет фаворитом

Как и «Взрывное устройство» Гаса Ван Сента и «Дом динамита» Кэтрин Бигелоу, Бен Ханья строит свой проект вокруг телефонных разговоров. Сотрудники кол-центра Красного Полумесяца Западного берега получают звонок из Германии: мужчина сообщает, что под обстрел в квартале Тель аль-Хава попала машина с его родственниками. После нескольких звонков по присланному номеру команда работников понимает, что в машине в окружении трупов остался лишь один человек — 6-летняя девочка Хинд. Чтобы договориться о спасении с военными и медиками, команде придется пройти через необходимый бюрократический ад — получить зеленый свет на отправку машины сразу от нескольких инстанций.

 

«Голос Хинд Раджаб» можно ставить в пример кинематографистам, которые собираются снимать проекты на максимально актуальную болезненную тематику. Действие почти целиком разворачивается в стенах колл-центра, однако за счёт драматургии и интересной работы с архивными материалами появляется ощущение масштаба трагедии, которая происходит всего в нескольких десятках километров. Взяв за основу разговоров реальные аудио- и видеозаписи, Бен Ханья так ловко рушит грань между доком и фикшном, что зритель обречен на дискомфортное погружение в историю. Можно было бы попенять на то, что снимать гуманистическое кино на основе беспроигрышного материала (смерть ребенка, о которой известно задолго до просмотра) — слишком простой прием, однако за счет режиссёрской работы лента все же действительно выделяется.

Режиссёр Ильдеко Эньеди специально написала роль для Тони Люна. «Тихий друг» стал вторым фильмом Люна вне Китая после «Шанг-Чи и легенды десяти колец» и первым европейским проектом актёра
Режиссёр Ильдеко Эньеди специально написала роль для Тони Люна. «Тихий друг» стал вторым фильмом Люна вне Китая после «Шанг-Чи и легенды десяти колец» и первым европейским проектом актёра

Третьим в конкурсе фильмом-триптихом (после «Отца, матери, сестры, брата» Джима Джармуша и «Дома динамита» Бигелоу) стал «Молчаливый друг» венгерской режиссерки Ильдико ЭньедиО теле и душе»). Три эпохи, один ботанический сад при старом университетском городке в Германии и древнее дерево как немой свидетель. В 2020-м нейробиолог из Гонконга (Тони Люн) во время пандемии пытается «считать» сознание младенцев и внезапно заинтересовывается растениями. В 1970-е студент (Энцо Брумм) меняется, помогая соседке ставить эксперимент над упрямой геранью на подоконнике. В 1908-м первая в патриархальном вузе студентка (Луна Ведлер) фиксирует жизнь цветов с помощью фотоаппарата. Эньеди сшивает эти линии мягким монтажом, играя с разными носителями (35 мм и 16 мм, ч/б и цвет), так что далекие друг от друга эпохи собираются в единый временной поток.

Это в первую очередь фильм-наблюдение, почти научное исследование, где эмоциональная ткань держится на структуре. Эньеди признавалась, что мечтала снять картину о жизни растений, в которой отражается жизнь человека, почти на протяжении 40 лет, и в том, с какой любовью она выстраивает линии персонажей и пересечения между ними, это чувствуется. Философская картина вкрадчиво утверждает, что даже в эпоху тотального непонимания понимание возможно, даже если речь идет о разных видах.

Фильм Хосоды «Летние войны» уже был отобран на Берлинале в 2010 году, а «Белль» - на Каннском фестивале в 2021 году («Мирай» показывали в рамках «Двухнедельника режиссеров» в 2018 году). Таким образом, фильмы Хосоды участвовали во всех трёх крупнейших международных кинофестивалях
Фильм Хосоды «Летние войны» уже был отобран на Берлинале в 2010 году, а «Белль» - на Каннском фестивале в 2021 году («Мирай» показывали в рамках «Двухнедельника режиссеров» в 2018 году). Таким образом, фильмы Хосоды участвовали во всех трёх крупнейших международных кинофестивалях

Без анимации в Венеции тоже не обошлось — вне конкурса показали новую работу одного из признанных классиков аниме Мамору Хосоды «Скарлет». Картина предлагает новую интерпретацию истории о Гамлете, где вместо принца теперь — принцесса, всё так же мечтающая отомстить за смерть отца его брату. Правда, на сей раз ей придется пройти долгий путь возмездия не в реальной жизни, а в загробной, причем поможет ей в этом медбрат Хидзири из нашего времени, по случайности погибший во время одного из вызовов.

 

История датского принца — один из самых известных литературных сюжетов в истории человечества. Попытка Хосоды переосмыслить его, к большому сожалению фанатов сенсея, не обернулась ничем интересным: новые обстоятельства не заставляют историю играть по-новому. Обиднее всего, что даже фирменный стиль режиссера «Девочки, покорившей время» и «Ученика чудовища» как будто бы пострадал. Визуально он похож на предыдущую работу Хосоды «Красавицу и дракона», но слабо сделанная анимация так и не даёт целиком насладиться фантастическим миром картины.

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram

Главные темы

Смотреть все
Красота и уродство Кристофера Нолана. Как главный режиссёр XXI века покоряет время, пространство, смерть и всё остальное
Статьи
Красота и уродство Кристофера Нолана. Как главный режиссёр XXI века покоряет время, пространство, смерть и всё остальное
В начале сентября 2000 года на фестивалях в Венеции и Торонто состоялись показы запутанного нелинейного триллера о мести «Мементо», снятого начинающим режиссёром, имя которого тогда никому ничего не говорило. 25 лет спустя Кристофер Нолан собрал миллиард на фильме, в котором мужчины в пиджаках сидят в комнатах и обсуждают формулы напополам с судьбами человечества — и с большой вероятностью соберёт ещё больше следующим летом на фильме с мужиками в сандалях и туниках. KNMN пытается осознать этот факт и составить портрет главного режиссёра современности
Процветающий бизнес и рушащиеся отношения в «Супругах Роуз» с Бенедиктом Камбербэтчем
Рецензии
Процветающий бизнес и рушащиеся отношения в «Супругах Роуз» с Бенедиктом Камбербэтчем
Процветающий бизнес и рушащиеся отношения в «Супругах Роуз» с Бенедиктом Камбербэтчем
Рецензии
Дадаистские идеи и деградация человечества в доке Netflix про группу Devo
Процветающий бизнес и рушащиеся отношения в «Супругах Роуз» с Бенедиктом Камбербэтчем
Статьи
Венеция-2025: Бюрократический ад, интерес к растениям и возмездие в загробном мире