Апрель 1964 года. Парапсихологи Эд (Патрик Уилсон) и Лоррейн (Вера Фармига) Уоррены обследуют дом, в котором находится старинное зеркало, притягивающее демонические силы. После неожиданно мощного столкновения с ними беременная Лоррейн попадает в больницу, чудом родив живую и здоровую девочку. Через 22 года Уоррены – уже давно отошедшие от дел – узнают, что в городке Вест-Питтстон семья страдает от агрессивных призраков, связанных с тем самым зеркалом, когда-то едва не убившим их ребенка. Повзрослевшая дочка Джуди (Миа Томлинсон) убеждает Лоррейн и Эда взяться за последнее расследование в их долгой карьере, и свести счеты с демоном, однажды бросившим вызов Уорренам.
Первая часть «Заклятия» в свое время стала грандиозным кассовым хитом, задала новые стилистические рамки для мейнстримного хоррора и породила обширную киновселенную, расширяемую до сих пор. Правда, ее автор Джеймс Ван давно уже ограничился продюсерской поддержкой и общим творческим контролем, уступив дорогу менее известным режиссерам. Майкл Чавес среди них едва ли не лучший ученик: он снимал третью часть «Заклятия» и сумел сохранить фирменные черты прошлых фильмов, не скатываясь к раболепной имитации. «Последний обряд» для него заметно более зрелая работа, где соблюдаются все характерные для серии акценты, а сентиментальность и саспенс переплетены еще эффектнее.
Прежде всего обращаешь внимание на выверенный темп. Хотя фильм идет больше двух часов, в нем на удивление хорошо выдержан ритм чередования спокойных и жутких эпизодов. После короткого пролога действие переносится в 1980-е, и уверенно развивается по нарастающей благодаря тому, что сценарий тасует мирные будни Уорренов со все более кошмарными инцидентами в семье, страдающей от демонического зеркала. При этом сюжет закономерно развивает линии, намеченные еще в первом фильме: Эд и Лоррейн теперь готовятся к свадьбе дочери, оценивая жениха, в то время как Джуди открывает в себе экстрасенсорный дар, унаследованный от матери.
Такой расклад дает массу возможностей для эффектных хоррор-сцен – и Чавес со знанием дела ими пользуется. Джуди то и дело видит рядом с собой фарфоровую куклу Аннабель (одержимая игрушка мелькала в первой части, а позже удостоилась серии спин-оффов), которая введена не просто для фансервиса, а появится даже во время финальной разборки с силами зла. Но один из лучших моментов фильма –бесконечный лабиринт зеркал, в который Джуди проваливается, примеряя свое свадебное платье. За считанные секунды стены примерочной превращаются в стеклянную тюрьму без окон и дверей, а от череды уходящих в темноту отражений кружится голова: кажется, что впереди зацикленная вечность, выбивающая почву из-под ног.
Само собой, это не единственный образчик режиссерской изобретательности. Уже в открывающих сценах Чавес неплохо играет с напряжением, показывая, как Лоррейн прямо во время родов видит когтистые руки, протянутые к ее ребенку – но никак не может им помешать, будучи распластанной на операционном столе. Появление Аннабель тоже обставлено с достойным кукольного монстра изяществом. В полной тишине еле звучит размеренный скрип кресла-качалки, а из тени выплывает безжизненное лицо: классика «тихого саспенса»! Обязательные для франшизы скримеры тоже присутствуют, но и применяются достаточно редко, чтобы пугать внезапностью, а не раздражать шаблонностью.
По части недостатков можно отметить разве что предельно схематичные образы всех остальных персонажей, помимо центральной пары Уорренов. Но вряд ли это можно считать капитальной промашкой: «Заклятие» всегда было прежде всего хоррор-сагой об одной необычной семье, не претендуя на сложное драматическое полотно со множеством тщательно прописанных героев. Равным образом и сложно предъявлять претензии к плохой документальной проработке реальных событий в основе сюжета. Все части франшизы использовали архивные дела реальной пары Уорренов лишь в качестве трамплина для сюжета, добавляя в историю множество собственных деталей.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
В общем, «Последний обряд» выглядит достойным завершением основной части франшизы, предлагая всем поклонникам жанра крепко сделанный мистический хоррор с сентиментальными нотками. Чавес аккуратно развивает темы, которые наметил Ван, завершая начатый им цикл, и заодно прокладывая мостик к возможным сиквелам. «Заклятие» по-прежнему сильно, несмотря на то, что все составляющие ритуала давно известны – здесь важнее, в какой комбинации их применять.
нашего сайта (и не только)