ПОГНАЛИ НАШИ ГОРОДСКИХ: 5 фильмов о жертвах насилия в захолустье

ПОГНАЛИ НАШИ ГОРОДСКИХ: 5 фильмов о жертвах насилия в захолустье
50 лет назад на экраны вышел триллер «Избавление», герои которого, городские жители, столкнулись с агрессивными обитателями деревенской глуши и дикой природой. Кирилл Горячок вспоминает культовый фильм Джона Бурмена, а заодно еще несколько важных картин о конфликте города и деревни.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Четверо друзей (Джон Войт, Берт Рейнольдс, Нед Битти и Ронни Кокс) отправляются в дикие леса Джорджии, чтобы там отвлечься от городской суеты. Экстремальный отдых вскоре превращается в настоящий кошмар. Местные жители, недовольные присутствием чужаков, а вместе с ними и сама природа, проверяют мужчин на прочность.

«Избавление» Джона Бурмена в свое время, конечно, вызывало ассоциации с Вьетнамской войной: непрошеные гости в джунглях, жаждущие покорить местную природу, получают сполна за свое тщеславие и самоуверенность. Однако в фильме есть и другая, куда более интересная и глубокая сторона. Бурмен очень точно диагностировал страх городского жителя перед глубинкой, показал зияющую пропасть между людьми, проживающими на территории одной страны. Этот же мотив потом умело будет эксплуатироваться в кинематографе — достаточно отъехать подальше от шоссе, и уже не знаешь, что с тобой может приключиться.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Пятерка врачей-хирургов решает выбраться на выходные в дикую природу, чтобы поохотиться и порыбачить. Вскоре они по одному становятся жертвами смертельных ловушек, расставленных в лесу. Оказывается, где-то здесь живет сумасшедший ветеран войны, который жаждет принести незваных гостей в жертву.

Эксплуатационный слэшер Питера Картера местами буквально копирует «Избавление» Бурмена. Однако «Ритуалы» усиливают хоррор-составляющую первоисточника, а также больше внимания акцентируют на теме вьетнамской войны — вернее, на посттравматическом синдроме ветерана, который так и не вернулся с фронта. Конечно, режиссеру Картеру показалось мало сделать социальный хоррор, и он добавил сюда оккультизма и литров крови. Хотя «Ритуалы» страшно ругали за копирование Бурмена и безвкусицу, фильм понравился Стивену Кингу и впоследствии заслужил культовый статус.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Отряд национальной армии Луизианы, состоящий из девяти человек, отправляется на маневры в залив. Здесь им встречается местный народ каджунов, с которыми у солдат начинается конфликт. После того как один из военных выстрелил холостыми патронами для устрашения, начинается бойня. Каджуны, прячась в лесах и прекрасно разбираясь в местности, застают отряд врасплох.

Тема опасного путешествия по враждебной территории, которую режиссер Уолтер Хилл исследовал в культовых «Воинах», в его «Южном гостеприимстве» приобрела милитаристский и колониальный характер. Американские военные без спроса берут имущество каджунов, а затем показывают свое превосходство, стреляя по ним из автоматов, пускай и холостыми. Наглость и самоуверенность вояк приводит к трагедии, они осознают, что являются чужаками на этой, считающейся своей, земле. Ценность атмосфере мрачных болот Луизианы в «Южном гостеприимстве» придают блюзовые мотивы саундтрека Рая Кудера, автора музыки к «Париж, Техас» Вима Вендерса.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Чтобы укрепить отношения, семья — Гейл (Мэрил Стрип), Том (Дэвид Стрэтэйрн) и их сын Рорк — решает на выходных сплавиться по реке. Но на месте их берут в заложники двое грабителей в бегах. Бандиты (Кевин Бейкон и Джон К. Райли) заставляют их помочь им миновать реку, поскольку Гейл хорошо знает окрестности и прекрасно управляется с лодкой.

В отличие от «Избавления» Бурмена, «Дикая река» Кертиса Хэнсона показывает природу как очистительную и примиряющую силу. Испытание, выпавшее семье на грани распада, в итоге скрепляет ее узы — только честным и самоотверженным дано пройти самый опасный спуск по реке. «Дикая река» полна голливудских штампов, но все же ловко и профессионально сделана. Режиссер Хэнсон во многом полагается на сильный актерский состав. Саспенс картины ощутимо держится на соперничестве между героями Стрип и Бэйкона.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Влюбленная пара Дженни (Келли Райлли) и Стив (Майкл Фассбендер) выезжает на озеро, чтобы провести выходные вдвоем вдали от цивилизации. Однако вскоре их начинают донимать местные подростки. Сперва их шалости кажутся безобидными, но совсем скоро правила игры меняются, и пара оказывается в заложниках у рассерженных молодых людей.

Хоррор «Райское озеро» — пессимистичный взгляд на социальную разобщенность и классовое неравенство в Британии. Ключевым его конфликтом является разница между состоятельной и красивой парой, приехавшей отдохнуть на природу, и местной шпаной. Первым делом Дженни и Стив лишаются машины, денег и телефонов — того, без чего современный человек себя представить не может. Им приходится выживать своими силами, и «Райское озеро» довольно реалистично показывает, что из этого выходит. Открытием картины следует назвать Джека О`Коннелла, сыгравшего зловещего и сумрачного подростка, склонного к ультранасилию.

Поделиться