Рецензия на фильм Фрэнсиса Лоуренса «Красный воробей»

Спустя почти три месяца после выхода в США в российском прокате стартовал шпионский триллер с Дженнифер Лоуренс. Под толстым слоем клюквы Дмитрий Соколов обнаружил любопытный образчик жанра.

Доминика Егорова (Дженнифер Лоуренс), восходящая звезда русского балета, прямо во время выступления получает травму ноги, и выпадает из профессии. В минуту нужды (за квартиру и лекарства для больной матери платил театр, а теперь денег нет) на помощь приходит дядя Ваня (Маттиас Шонартс), работающий в Службе внешней разведки. Он направляет Доминику (в дубляже она стала Вероникой, хотя оригинальное имя неоднократно появляется в кадре) в «школу воробьев» — место, где из нее сделают сверхсекретного суперагента, готового убивать и соблазнять врагов России по приказу. Пройдя все тяготы садистского обучения, экс-балерина установит слежку за американцем из ЦРУ (Джоэл Эдгертон) и окажется в центре шпионской многоходовочки, где самое опасное —стать пешкой в чужой игре.

«Красный воробей», снятый режиссером Фрэнсисом ЛоуренсомЯ — Легенда», «Константин: Повелитель тьмы») по одноименной книге Джейсона Мэтьюса (первой в трилогии) — это старый добрый шпионский триллер эпохи холодной войны. Что довольно удивительно, учитывая, что сейчас не 1970-е или 1980-е, а конец 2010-х, и Советский Союз вместе с социалистическим блоком давно стали историей. Тем не менее, фильм следует всем основополагающим канонам шпионского кино: здесь и неизбежная «клюква» (взять хотя бы беспощадную эксплуатацию темы русского секс-шпионажа, или жестокие пытки голой Лоуренс своим же начальством где-то в застенках), и постоянное стремление героев переиграть друг друга, и сменяющиеся с калейдоскопической быстротой декорации (будут и Будапешт, и Лондон, и Вена).

В центре фильма, однако, остаются не драки с погонями и взрывами или демонстрация технических новинок (чем славятся последние части «Миссии: невыполнима» или франшиза о похождениях Джеймса Бонда), а личная история двух агентов из противоположных лагерей. И это одновременно плюс и минус фильма. С одной стороны, наблюдать за превращением травмированной балерины в безжалостную шпионку-соблазнительницу отнюдь не скучно — пусть и во многом благодаря отличным актерам на вторых ролях (задействованы, кроме прочих, Мэри-Луиз Паркер и Джереми Айронс), а не игре Лоуренс (она старательно изображает скорбь и решимость, но получается все равно милая девочка с пухлыми щечками). С другой стороны — роман между героями Лоуренс и Эдгертона выглядит, мягко говоря, не очень убедительно: нет той самой искры, из которой должно возгореться пламя страсти.

Другой заметный недостаток картины — очень плохая проработка локаций. Хотя героев и кидает из России в Венгрию, а затем в Австрию и Великобританию, многочисленные города показаны мельком, и едва ли не единственный из них, заслуживший хотя бы парочку крупных планов — это Будапешт, в котором встречаются два одиночества — из США и России — чтобы влипнуть в шпионский роман.

Зато с рейтингом все в порядке: секс и насилие встречаются в избытке, здесь не стесняются ни обнаженки, ни снятия кожи с врагов, ни пыток водой. После долгих лет с обезжиренными блокбастерами категории PG-13 такая смелость выглядит глотком свежего воздуха, которого жанру очень не хватает. Другой интересный момент (который, скорее всего, многие в России дежурно обругают) — идеологический. Хотя книга была написана задолго до нынешних осложнений в отношениях между Вашингтоном и Москвой, фильм снимался уже в эпоху, которую многие (справедливо или нет) называют «новой холодной войной», и об этом открыто говорит суровая русская преподавательница в исполнении Шарлотты Рэмплинг: «холодная война не закончилась, она распалась на тысячу очагов». Ее роль, при всей гротескности, одна из самых заметных в фильме: выстукивая кирзовыми сапогами, героиня Рэмплинг не только рассказывает о необходимости забыть о стыдливости во имя Родины («твое тело принадлежит государству»), но и рассуждает о любви в терминах Гегеля («любовь — это признание»). Вообще, в России могут быть довольны: «солдаты Кремля» здесь выведены почти ницшеанскими сверхчеловеками, которым противостоят систематически заваливающие явку американцы, и спасает их только переход кого-то из чужих в другой лагерь.

В итоге получился не лишенный заметных недостатков, но все же любопытный шпионский фильм, снятый в традиционном стиле, — без громыхающих перестрелок и боевых искусств, но с подставными операциями, двойными агентами и утонченными садистами из холодной и пугающей России. Думается, именно эта олдскульность отпугнула большинство американских зрителей, ожидавших очередной закос под приключения Итана Ханта, а получивших нечто более тонкое, пусть и запрятанное под слоем клюквы.

Поделиться