Рецензия на фильм «ГОРОД СТРАХА»

В прокат вышел триллер о семейном кризисе и суицидальных сектах. Подробно о новом фильме постановщицы «Трещин» Джордан Скотт, соединяющем драму и детектив, рассказывает Дмитрий Соколов.

В Берлине происходит серия загадочных самоубийств. Хотя на первый взгляд кажется, что погибшие никак не связаны между собой, полиция обращается за консультациями к Бену Монро (Эрик Бана), известному социальному психологу. Тем временем его дочь-подросток Маззи (Сэди Синк) влюбляется в обаятельного парня Мартина (Йонас Дасслер), участвующего в экологическом движении, члены которого призывают к сокращению населения во имя сохранения природы. Погрузившись в изучение суицидов, Бен не замечает, что Маззи все больше попадает под влияние Хильмы (София Ройз), лидера эко-группы, которая готовит девочку к особому — и смертельному — ритуалу.

«Город страха» — экранизация книги Николаса Хогга «Токио», переплетающей исследование самоубийств, семейную драму и детективный триллер на фоне азиатского мегаполиса. В фильме действие перенесли из Японии в Германию, а тугой клубок сюжетных нитей превратили в чахлую связку. И, к сожалению, даже эти тонкие ниточки постановщица и сценаристка Джордан Скотт не смогла эффектно связать воедино. «Город страха» метит одновременно в семейную драму и триллер про сектантов, но эпически промазывает по обеим целям.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

И провал тем обиднее, что лежащий в основе фильма сюжет о культе самоубийц давал массу возможностей и для детективного триллера, и для драматической истории о семейном кризисе. Но весь потенциал загублен предельно схематичным сценарием и клишированными диалогами, подрывающими любые претензии на правдоподобие. В развитых странах действительно существуют группы, выступающие за отказ от деторождения ради сохранения экологического баланса, но идеология секты изображена столь же поверхностной, сколь и бессвязной. Учитывая, что весь триллер-компонент строится на медленном вовлечении невинной девочки в тоталитарный культ, о саспенсе при таком раскладе можно даже не заикаться. С драматической частью все не менее плачевно. Хотя общая ситуация отчуждения между отцом и дочерью подана неплохо, ни стремительный роман Маззи с Мартином, ни раскол в семье не выглядят естественными, даже с поправкой на жанровые условности.

Еще больше вопросов возникает к сценарию, когда закручивается (предельно наивная) детективная интрига. Потерявший в Берлине дочку Бен не догадывается, что в современных телефонах легко можно отследить геолокацию владельца с другого устройства, а на появление у Маззи нового знакомого с непонятным прошлым реагирует примерно никак. Вломившись в штаб-квартиру сектантов, Бен грозится полицией и требует выдать ему дочку — а поняв, где она, напрочь забывает направить стражей порядка по следу культистов. И если безразличие к Мартину еще можно как-то списать на каскад эмоций от романа с коллегой по работе, то вопиюще наплевательское отношение к безопасности дочери в незнакомом городе выглядит, мягко говоря, удивительно для весьма неглупого человека. К берлинской полиции тоже есть вопросы: например, почему после жутких событий в логове сектантов Хильма продолжает свои проповеди, а не сидит за решеткой?

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Дырявый сценарий не в состоянии спасти даже хорошие актеры — им почти нечего играть. Эксперты с Кембриджем за плечами разговаривают случайными цитатами из учебников по социологии, а главная злодейка регулярно выдает ворох банальностей о коллективном разуме и единении с природой в смерти, будучи похожей больше на малоизвестную инфлюэнсерку-эзотерика, чем на жестокого, но неумолимо харизматичного лидера. Эрик Бана весь фильм ходит с растерянным выражением лица, словно забыв, что он делает на съемочной площадке. Лишь между Сэди Синк и Йонасом Дасслером ощущается хоть какой-то намек на химию, а в некоторых сценах сквозит милая неловкость взрослеющих тинейджеров. Но их отношения развиваются настолько быстро, что кажется, будто движет их не страстный романтический порыв (или даже подростковый бунт), а сценарная потребность в драме.

«Город страха» получился невнятной мешаниной из драмы, полицейского триллера и социального комментария. Стараясь покрыть широкий спектр тем — от проблемы суицидов в современном обществе через логику действий тоталитарных сект до распада семьи — Джордан Скотт, к сожалению, толком не проработала ни одной.

Поделиться