В 1951 году в Манчестере полиция расследует взлом квартиры некоего Алана Тьюринга (Бенедикт Камбербэтч). Оказавшись на месте преступления, стражи порядка понимают, что имеют дело с неким мистером Иксом, скрытным учёным, сильно смахивающим на социопата, пренебрегающим не только услугами правосудия, но и элементарными правилами хорошего тона. Тумана добавляет загадочный громоздкий механизм, установленный в одной из комнат его скромного жилища.
Потом сюжет отступает на двенадцать лет назад, и мы видим, как 27-летний математик-криптограф Алан Тьюринг в той же невыносимо дерзкой и высокомерной манере приходит устраиваться на работу в Блетчли-парк, главное шифровальное подразделение Королевства, в стенах которого запускается новая секретная программа по взлому немецкой шифровальной системы «Энигма». Задача, как нам потом объяснит протагонист, из невозможных: двадцать миллионов лет на её решение — звучит действительно безнадёжно. Тьюринг приступает к работе в команде под руководством шахматного чемпиона Хью Александра (Мэттью Гуд), но скоро перехватывает бразды правления и пускается в свой Крестовый поход.
Говоря что-то обвинительное в адрес «Игры в имитацию», нетрудно угодить в обычную для всякого рецензента ловушку, и выдвинуть железобетонный тезис: как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Но нет, тогда бы фильм должен был называться «Игра в манипуляцию». Для большого режиссёра норвежцу Мортену Тильдуму не хватает сомнения в своих героях, какого-то изъяна, делавшего его новый фильм живым и не настолько просчитанным и предсказуемым до последнего кадра. Совершенно необязательно знать трагическую историю великого британского математика Тьюринга, заложившего основы светлого будущего электронно-вычислительных машин, чтобы предвидеть все сюжетные коллизии «Игры...».
В сети Тильдума приплыла идеальная (а всё идеальное, как известно, скучно и проигрывает всему, в чём чувствуется дыхание жизни) драматургия Грэма Мура, которую уже сейчас можно внедрять в программу киношных вузов и любых сценарных курсов. Но Тильдум с ней очевидным образом переосторожничал, растеряв обнародованную в своих же «Охотниках за головами» наглость и поставив во главу угла интересы зрителя. Может показаться, что обвинять в этом фильм, который обязательно понравится подавляющему проценту зрителей, цинично, но куда циничнее не требовать от зрителя ни единого усилия и программировать со стопроцентным результатом каждую его реакцию.
В одной из финальных сцен фильма следователь с учёным задаются вопросом, могут ли машины думать, отсылая к знаменитой статье Тьюринга. Авторы «Игры в имитацию» не пытаются ответить на этот вопрос, как и, увы, не лезут в исследование двойной морали, сквозящей здесь из всех щелей, но точно знают, что машины могут снимать кино, притом очень хорошее. Про то, как один гик выиграл войну.
Рецензия на фильм «Игра в имитацию»

The Imitation Game
16+
/
, ,
Главные темы
Смотреть все
Невыносимая легкость бытия: «Девственницам-самоубийцам» Софии Копполы 25 лет
В апреле 2000 года вышел в прокат полнометражный дебют представительницы элитной киносемьи. KNMN вспоминает редкий фильм, обладающий сразу двумя саундтреками — и рассказывает о роли музыки в жизни и карьере его создательницы

Драки, погони и казни преступников в корейском экшене «Мститель: Игра на выживание»

Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»

Шум, ярость и смертельный натиск: «Под огнём» Алекса Гарленда и Рэя Мендосы и «Опустошение» Гарета Эванса