Рецензия на фильм «Реванш»

Отсидевший за кражу Алекс (Йоханнес Криш) хлопочет по хозяйству в борделе «Золушка» и крутит тайный роман с украинской проституткой Тамарой (Ирина Потапенко), которая трудится там же. Оба отчаянно нуждаются в деньгах (счет идет на десятки тысяч), и всяческие внешние обстоятельства все настойчивей подталкивают любовников к решительным действиям. Алекс не придумывает ничего лучше, как ограбить скромный банк, и Тамара отправляется на дело вместе с ним (в качестве моральной поддержки и для ощущения личной причастности, не более того). Пока грабитель, помахивая незаряженным пистолетом, наблюдает за тем, как сума полнится банкнотами, девушка ждет в угнанной машине. Разумеется, кончится эта затея скверно: придется бежать, скрываться, наломать кучу дров и зарядить, наконец, пистолет…

«Реванш» затесался в пятерку номинантов на иноязычный «Оскар» этого года, и по этому поводу к академикам, само собой, имеются вопросы, но еще больше их возникает к режиссеру Гётцу Шпильманну. Походя затронув ряд животрепещущих для Евросоюза проблем (и тем самым отработав социальщину по полной – едва ли не в дарденновском духе), австриец, к его чести, лихо раскрутил сюжет, вполне достойный телепередачи «Человек и закон». Однако к середине повествования не менее лихо, с заносом, затормозил набравший ход симпатичный неонуар и приступил к обстоятельному, дотошному препарированию израненной психики и расстроенных чувств. Все бы ничего, да авторская склонность к неповоротливым, кричащим метафорам и прозрачным намекам сыграла с «Реваншем» злую шутку.

Выпячивая на первый план душевный и духовный разлад бедных людей, Шпильманн сопровождает доморощенную достоевщину (от «тварь ли я дрожащая или право имею» и далее по тексту) косеньким аккомпанементом из вышедших в тираж метафор. В ход идут, в частности, круги по воде и обработка лесоматериала (привет, одновременно, тем же Дарденнам и Челентано), а за тамарину ностальгию и изгаженную юность отвечает эпизод, в котором приличная артистка Потапенко, отхлебнув водки из горла, грустно затягивает песню «Спят усталые игрушки». На фоне столь аляповатого задника любая трагедия рискует обратиться в фарс, что, собственно, с «Реваншем» и происходит.

С другой стороны, криминально-медитативная драма Шпильманна, видимо, вполне дееспособна на компактных евросоюзовских делянках, а то, что в наших широтах «Реванш» выглядит несколько, скажем так, мелковато – не его вина, а его беда. Мы-то и не такое видали. А уж читали – вспомнить страшно…

Поделиться