Венсан – министр сельского хозяйства Франции. Работа не пыльная, но уж очень утомительная: постоянные поездки по стране, встречи с фермерами, торжественные открытия каких-то выставок последних достижений отрасли и т.д. Когда тебе за шестьдесят, хочется совсем другого: уединения, покоя, неспешных посиделок за бутылочкой хорошего вина… Мечты Венсана сбываются. После массового митинга, направленного против политики министерства, он подаёт прошение об отставке, превращаясь из высокопоставленного чиновника в простого гражданина, который просто хочет жить своей жизнью, наслаждаясь каждым новым днём.
Когда на экраны выходит новый фильм режиссёра, чей статус без всяких оговорок можно смело обозначать громким, но справедливым «живой классик», всегда сложно подобрать нужные слова для так называемой вступительной части. С одной стороны, выход прост – стряхнув пыль с киноэнциклопедий, попытаться обозначить контекст, вспомнив при этом былые заслуги виновника торжества, с другой – стоит ли тратить время на раскачку, учитывая, что почитатели Иоселиани и без того любят и ценят «Листопад», «Пастораль», «Разбойников» и, конечно же, «Жил певчий дрозд». В этом смысле, «Сады осенью» – уже событие. Новая (даст бог, не последняя) работа мэтра – прекрасная возможность окунуться в уникальный мир едкой социальной сатиры, бунюэлевского абсурдизма и просто житейской мудрости, которой Иоселиани готов делиться кажется с каждым, ничего не требуя взамен.
И пусть в «Садах осени» нет ничего, чего бы мы не видели ранее (за исключением блистательного Мишеля Пикколи в роли матушки (!!) главного героя), и пусть перед нами очередной перепев знакомых по «In vino veritas!» и «Утру понедельника» мотивов… Привычное для позднего Иоселиани «кино-вино-домино» по-прежнему пленит своей естественностью, отточенностью деталей и какой-то светлой грустью, которая неминуемо ожидает тебя по выходу из кинозала.
Тема взаимоотношений индивида и системы, естественно, не нова. Мало кому из больших режиссёров удалось обойти её молчанием, но далеко не у всех получилось чётко и ясно обозначить свою позицию. Тема с подвохом, нахрапом не возьмёшь. Увязнуть в приправленном пафосом морализаторстве проще простого. Отар Давидович пошёл другим путём. Он обратился к жизни клошаров, взяв на вооружение истину, подаренную нам индуизмом – «что внизу, то и вверху». Реализация не подкачала…
Подробнее о фильме:
http://www.arthouse.ru/movie.asp?Code=AUTOMNE