Киносезон 2002 года можно по праву считать сезоном "шпионского кино", как я уже однажды замечал. Количество фильмов про "рыцарей плаща и кинжала" превзошло все разумные границы. Но почему-то в основном это комедийные экшены вроде "Плохой компании", "Смокинга" и ожидающихся "Я шпион" или сиквела "Дети шпионов". Но вот, наконец-то вышел в прокат Главный Фильм про самого Главного Шпиона в мире. 20 фильмов, 40 лет существования, пять актеров исполнявших роль Джеймса Бонда, в среднем один фильм раз в два года, если не считать перерыва с конца 80-х до середины 90-х. Тягаться с этим сериалом, давно уже ставший культурным феноменом пока не может никто. Меняются правительства и политическое устройство мира, СССР уже давно не враг всему остальному миру, холодная война успешно закончена, злодеи уже не строят планы уничтожения мира, а Бонд по-прежнему "на тайной службе Ее Величества", он по-прежнему неотразим для женщин и неуязвим для врагов. Впрочем, неужели совсем не изменился? Ведь именно в сюжетных ходах и узнаваемых деталях заключено обаяние этих фильмов, часто возникает ощущение что вырежи их и от знаменитой бондианы ничего не останется.
Фильм начинается с того, что Бонд заваливает операцию и попадает в плен на долгих четырнадцать месяцев. Его явно подставили, а его начальство сочло ненужным вытащить своего человека. Когда Бонда все таки меняют на другого агента, М заявляет, что он списан со счетов. Бонд с таким отношением не согласен и решает сам выяснить, кто и почему сдал его врагам…
К счастью, далее фильм следует традициям, выработанным и отлаженным за много лет, мы увидим все, чему положено быть в фильме про Джеймса Бонда: знойные красотки-агенты, лощеный злодей, высокотехнологичные гэджеты, классная машина (на сей раз это не какая то там BMW, а красавец Астон-Мартин, прямой потомок машины из "Голдфингера"), водка-мартини, музыкальная тема Джеймса Бонда. Все на месте и в нужном объеме, что бы зритель мог точно опознать очередную серию бондианы, но с другой стороны, все немного изменено, что бы зрителю не стало скучно. "Умри, но не сейчас" отходит от штампов ровно на столько, что бы их сохранить в узнаваемом виде.
Какой режиссер назначен продюсерами снимать новый фильм цикла, уже давно не важно, кто бы это ни был, все равно получиться крепкий фильм. Ли Тамахори позволил себе немного поиграть с штампами сериала, иногда доводя цитаты до уровня пародии. В частности, сакраментальное "Бонд. Джеймс Бонд" мы слышим почти в середине фильма, хотя свое имя Бонд уже называл не раз. Впервые титры фильма, всегда бывшие отдельным произведением искусства, совмещены с самим действием фильма. Музыкальная тема звучит не только в ремиксе Пола Оакенфолда, но еще и в кубинских ритмах, кроме того, в фильме можно услышать замечательную "London calling" в исполнении великих The Clash. Нас порадуют зрелищем не для слабонервных - Бонд после 14 месяцев плена, с бородой, длинным волосами и в драной майке. Причем почти в таком же виде Бонд заваливается в фешенебельный отель и требует свой обычный президентский люкс. Лучшая хохма фильма - комментарии врачей при осмотре "Внутренние органы в порядке, но немного увеличена печень. - Да, это он".
Лет пятнадцать назад во времена видеосалонов, куда вход стоил "рупь", на листочке заменявшем афишу рядом с названием фильма писали жанр, например "боевик" или "карате", а рядом с фильмами о Бонде так и писали "007". Мудрость ветхозаветных прокатчиков не имела границ. Конечно же, "007" это жанр фильма. Впрочем, "Умри, но не сейчас" это все-таки боевик, причем классно снятый и дающий зрителю мощный заряд адреналина. Экшен не прекращается ни на минуту - драки, взрывы, погони, перестрелки. Техническое исполнение трюков вызывает священный трепет перед профессионалами своего дела. Неужели создатели фильма решили посоревноваться с самым адреналиновым боевиком сезона "хХх"? Если да, то они уж как минимум не проиграли.
Пирс Броснан признан лучшим исполнителем роли Бонда, но только после Шона Коннери. Это совершенно справедливо, потому что главное для Бонда внешний лоск и "главное, что бы костюмчик сидел", а на Пирсе Броснане смокинг и бабочка сидят наилучшим образом. В почетной роли "бондгерл" на сей раз оказалась лауреат Оскара за лучшую женскую роль в 2001 году Халли Берри, а так же Розамунд Пайк, и даже немного Мадонна в двух минутной роли инструктора по фехтованию. Осмелюсь утверждать, что это лучшая роль Мадонны, хотя бы по тому, что она сама короткая за ее кинокарьеру. Все остальные персонажи тоже на месте - Джуди Дэнч в роли М, Саманта Бонд в роли Маннипенни, английский комик Джон Клиз в роли R, сменившего гения технических штучек Q.
В целом фильм оставляет куда больше, чем просто приятное впечатление. Дело в том, что после увиденного остается твердая уверенность, что 007 живее всех живых и никакая молодая поросль, которой прочат лавры приемников Бонда, или многочисленные пародисты, не могут равняться с агентом 007, уж слишком велико значение сериала для современного кино. Я видел всю бондиану не один раз, и думаю, что "Умри, но не сейчас" один из самых лучших фильмов всего сериала. Какие либо другие рекомендации для всех любителей боевиков и агента 007 излишни.
Рецензия на фильм «Умри, но не сейчас»

Главные темы
Смотреть все
Невыносимая легкость бытия: «Девственницам-самоубийцам» Софии Копполы 25 лет
В апреле 2000 года вышел в прокат полнометражный дебют представительницы элитной киносемьи. KNMN вспоминает редкий фильм, обладающий сразу двумя саундтреками — и рассказывает о роли музыки в жизни и карьере его создательницы

Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»

Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова

Шум, ярость и смертельный натиск: «Под огнём» Алекса Гарленда и Рэя Мендосы и «Опустошение» Гарета Эванса