В ирландском городке Нью Росс вот-вот наступит Рождество 1985 года. Сердобольный продавец угля и отец пятерых девочек Билл Фурлонг (Киллиан Мёрфи) развозит заказы на своем грузовичке. Заехав в женский монастырь и открыв сарай, чтобы загрузить мешки, он находит там запертую беременную девушку. Билл отводит ее к монашкам и на аудиенции с матерью-настоятельницей, сестрой Марией (Эмили Уотсон получила за эту роль приз в Берлине), получает от нее в обмен на молчание о встрече в сарае подарок для жены (Айлин Уолш) — конверт с деньгами. Фурлонг и так не из болтливых, но голос совести не дает ему покоя.
Что происходит с девушками в стенах заведения, подозрительно похожего на тюрьму? Что имела в виду сестра Мария, когда вкрадчиво спрашивала его о будущем обучении его дочек в этом самом монастыре? Все эти невысказанные вопросы перемежаются воспоминаниями из детства, когда Билл лишился матери-служанки и остался жить у добросердечной миссис Уилсон (Мишель Фэйрли из «Других» и «Игры престолов»). Угольщик мучается бессонницей, а жена замечает, что он начал странно себя вести.
Идея фильма пришла к Киллиану Мёрфи благодаря роману Клэр Киган, который ему посоветовала прочитать его жена и который довел его до слез. Актер настолько проникся книгой, что провел питчинг экранизации Мэтту Дэймону во время съемок «Оппенгеймера». В итоге Дэймон и Бен Аффлек стали одними из продюсеров «Мелочей жизни», а за режиссуру отвечал Тим Милантс, с которым Мёрфи уже работал на сериале «Острые козырьки».
Основная идея картины была намного более развернуто раскрыта в изматывающей драме Питера Муллана «Сестры Магдалины» — наказания и лишения, с которыми сталкивались в монастырях отправленные на перевоспитание или забеременевшие девушки, мало отличались от мук в тюрьмах и дурдомах. Монашки приютов святой Магдалины ставили перед собой целью сломить непокорных, отбить у них всякое желание сопротивляться, причем эта традиция прекратилась в католической Ирландии только в 1996 году. Кажется неслучайным, что сцены передвижения угольщика по монастырю напоминают «Сына Саула» Ласло Немеша — там ужасы концлагерной жизни тоже снимались из-за плеча главного героя.
При этом фильм намного меньше бьет в лоб и является не столько обличением социальных ужасов, сколько бенефисом Мёрфи, показавшего мастер-класс передачи эмоций на полутонах. Увы, за исключением его тонкой психологической игры и зловещего выхода Эмили Уотсон, «Мелочам жизни» особенно нечем похвастать.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Тихая и неспешная ретро-драма на болезненную для ирландцев тему снята преимущественно в темных депрессивных тонах и наливается красками, лишь когда герой пускается путешествовать «по волнам своей памяти». А главное, что она так и не превращается в историю противостояния Фурлонга и монашек. Вместо этого мы получаем рефлексирующего немногословного героя, бродящего по городку и пускающего скупую слезу. Да, тут есть место лучику надежды в финале — сомневающийся Билл, измучившись угрызениями совести, решается на смелый поступок. Иногда этого хватает, чтобы изменить окружающий мир, но для того, чтобы кино было по-настоящему увлекательным, нужно нечто большее.