Необязательная фантастика, подростковая психология и первая крупная удача Мамору Хосоды в аниме «Девочка, покорившая время»

В повторный прокат выходит «Девочка, покорившая время» — работа, с которой карьера Мамору Хосоды пошла в гору. До этого постановщик успел отметиться несколькими работами в существующих франшизах (в частности, поставил две короткометражки по «Дигимонам» и снял шестой фильм «Ван-Пис»), но именно здесь он смог полноценно развернуться и показать новые грани таланта

Макото Конно живет простой и непримечательной жизнью: ей 17, она учится в старших классах школы, частенько зависает с друзьями Коскэ и Тиаки и старается радоваться мелочам. Один из обычных дней оказывается каким-то особенно неудачным: девушка опаздывает в школу, чуть не сжигает кабинет домоводства, в нее влетает случайный ученик, на нее сваливается гора работы — в общем, полный комплект. До кучи она еще и поскальзывается на странном орехе в кабинете химии, и в падении получает странную способность — перемещаться во времени. Осознав свалившееся на нее счастье, Макото приступила к исправлению любых мало-мальски мешающих неудач. Вскоре, впрочем, становится понятно, что прыжки не так просты, как кажется, а любое исправление чревато проблемами — если не у самой девушки, то у тех, кто ее окружает.

Это пятая экранизация одноимённого романа Ясутаки Цуцуи, но первая из них, ставшая непрямой адаптацией. Казуко Йошияма, главная героиня романа, приходится тётей Макото из аниме-версии

Это пятая экранизация одноимённого романа Ясутаки Цуцуи, но первая из них, ставшая непрямой адаптацией. Казуко Йошияма, главная героиня романа, приходится тётей Макото из аниме-версии

«Девочка, покорившая время» стала первой попыткой Мамору Хосоды снять что-то самостоятельно. Правда, речь еще не идет об оригинальном сценарии — в основе мультфильма лежит одноименный роман знаменитого японского фантаста Ясутаки Цуцуи. На родине он хорошо известен как мастер непростых с психологической точки зрения произведений, в то время как за рубежом его все чаще вспоминают в контексте «Паприки» Сатоси Кона, еще одного знаменитого аниме-режиссера. Правда, сразу стоит оговориться, что между «Паприкой» и «Девочкой» общего не так уж много: автор оригинала и тот факт, что в обоих случаях режиссеры решили изрядно доработать текст.


«Девочка» Хосоды — своего рода сиквел к роману Цуцуи. Книга была написана в 1967-м, и Хосода решил, что для современного зрителя лучше подвинуть события к актуальному времени. При этом Кадзуко Ёсияма есть и в современной адаптации — она стала тётей Макото. Момент довольно интересный: в оригинале она пережила похожие события, но потеряла память после того, как путешественник во времени вернулся. В книге упоминается, что девушка сохранила какие-то остаточные воспоминания — видимо, они-то и позволили ей столь легко принять слова племянницы о фантастических событиях в ее жизни.

Фильм был выпущен в небольшом количестве кинотеатров в Японии и собрал около 300 млн иен (3 млн долларов США). Фильм не рекламировался так часто, как другие анимационные фильмы 2006 года (такие как «Сказки Земноморья»), но благодаря сарафанному радио и восторженным отзывам он вызвал интерес

Фильм был выпущен в небольшом количестве кинотеатров в Японии и собрал около 300 млн иен (3 млн долларов США). Фильм не рекламировался так часто, как другие анимационные фильмы 2006 года (такие как «Сказки Земноморья»), но благодаря сарафанному радио и восторженным отзывам он вызвал интерес

Что интересно, Кадзуко вовсе не отговаривает Макото от совершения глупостей: для юности характерно учиться на собственных ошибках, что прекрасно понимает более взрослая женщина, поэтому вместо назидательных советов тётя обходится легкими комментариями и помогает с совсем уж трудными моментами. В остальном юная путешественница предоставлена себе, чем она и пользуется: всю первую половину истории Макото то и дело тратит «прыжки» на различные глупости вроде возможности подольше попеть в караоке или съесть пудинг, который приватизировала младшая сестра. Со временем становится понятно, что даже мелкие изменения на деле ведут к более серьезным проблемам: например, переложив вину за пожар на другого, Макото случайно запустила травлю одноклассника. Подобных ситуаций со временем накапливается все больше, и девушка понимает: прыгать нужно в крайнем случае, исправляя по-настоящему крупные проблемы, а не решая сиюминутные ситуации. Разумеется, понимание происходит куда позже, чем следовало бы.


Истории о подростках с контролем времени в большинстве своем говорят о трудностях взросления, и «Девочка», разумеется, не исключение. Здесь важно подчеркнуть, что хотя формально это и фантастическая история, непосредственно фантэлемент интересует и Хосоду, и Цуцуи меньше всего. Это всего лишь рычажок, прием, позволяющий поговорить о том, что правда интересно — о трудностях взросления и принятии ответственности за свои действия. А также о том, что далеко не всегда исправить ситуацию так уж просто — иногда проще смириться с тем, что есть, чем пытаться закопать себя еще глубже.

В театре Синдзюку дни напролет кинозрители заполняли зал, некоторые даже стояли, чтобы посмотреть фильм. После этого дистрибьюторская компания Kadokawa Herald Pictures приняла беспрецедентные меры по увеличению количества кинотеатров, показывающих фильм по всей Японии, и отправила фильм на несколько международных фестивалей

В театре Синдзюку дни напролет кинозрители заполняли зал, некоторые даже стояли, чтобы посмотреть фильм. После этого дистрибьюторская компания Kadokawa Herald Pictures приняла беспрецедентные меры по увеличению количества кинотеатров, показывающих фильм по всей Японии, и отправила фильм на несколько международных фестивалей

«Девочка» хоть и покоряет время в названии, на деле по большей части пытается понять, как ей следует распоряжаться своей жизнью. Это не так уж просто, когда тебе семнадцать, тем более, когда любую ошибку, кажется, можно с легкостью исправить, но все попытки ведут к катастрофе. На этом фоне интересно меняется тон повествования: в начале даже катастрофические события подаются в полушутливой манере, зато к финалу происходит ровно противоположное — и вот уже бытовые мелочи начинают казаться предзнаменованием чего-то более страшного. Разумеется, речь все еще не идет о катастрофах и судьбах мира: «Девочка» остается камерной и небольшой историей, в которой куда важнее чувства и эмоции, чем глобальность повествования.


Камерность позволяет в том числе раскрыть немногочисленных персонажей, каждый из которых на удивление хорошо прописан и успевает раскрыться с различных сторон за полтора часа хронометража. Та же Макото поначалу кажется веселой и неловкой девушкой, но со временем обретает определенную глубину, показывая свои слабости и внутреннюю хрупкость. Тиаки, который вторит «раздолбайству» героини, на деле скрывает серьезную сторону за маской, которая слетает ближе к середине повествования. Даже тётя Кадзуко хоть и ограничивается полунамеками и туманными формулировками успевает раскрыться с нескольких сторон — и как ответственная взрослая, и как отличный собеседник для подростка.

«Девочка, покорившая время» стала первым лауреатом новой премии в области анимации, учрежденной Японской киноакадемией

«Девочка, покорившая время» стала первым лауреатом новой премии в области анимации, учрежденной Японской киноакадемией

Внешней простоте и скрывающейся за ней комплексности вторит и визуальная составляющая. Хосода обладает узнаваемым стилем с «плоскими» цветами — фишка, позаимствованная из совместной работы с дизайнером и художником Такаси Мураками — который перекочевал и в «Девочку». В отличие от большинства других режиссеров, Хосода все чаще отказывается от полутонов и теней, сосредотачиваясь на ключевых оттенках, что и создает очень узнаваемый визуал. На атмосферу работаю и определенные упрощения, присутствующие в кадре: зачастую лица и детали представлены в несколько утрированном виде. При этом речь не идет об упрощениях ради упрощений: на деле визуальный аскетизм служит определенным целям, и внимательный зритель с легкостью подметит немало хитрых приемов и деталей — от сложной контуровки (вплоть до смены цвета во время «прыжка») до хитрой работы с анимацией, особенно в динамичных сценах.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

«Девочка» предлагает интересный и понятный многим сюжет, в котором взросление занимает важнейшую роль. Этому вторит подача, выводящая произведение на более высокий уровень за счет лаконичности и внимания к деталям. Не удивительно, что после «Девочки» о Хосоде заговорили как о серьезном аниматоре.

Поделиться