Макото Конно живет простой и непримечательной жизнью: ей 17, она учится в старших классах школы, частенько зависает с друзьями Коскэ и Тиаки и старается радоваться мелочам. Один из обычных дней оказывается каким-то особенно неудачным: девушка опаздывает в школу, чуть не сжигает кабинет домоводства, в нее влетает случайный ученик, на нее сваливается гора работы — в общем, полный комплект. До кучи она еще и поскальзывается на странном орехе в кабинете химии, и в падении получает странную способность — перемещаться во времени. Осознав свалившееся на нее счастье, Макото приступила к исправлению любых мало-мальски мешающих неудач. Вскоре, впрочем, становится понятно, что прыжки не так просты, как кажется, а любое исправление чревато проблемами — если не у самой девушки, то у тех, кто ее окружает.
«Девочка, покорившая время» стала первой попыткой Мамору Хосоды снять что-то самостоятельно. Правда, речь еще не идет об оригинальном сценарии — в основе мультфильма лежит одноименный роман знаменитого японского фантаста Ясутаки Цуцуи. На родине он хорошо известен как мастер непростых с психологической точки зрения произведений, в то время как за рубежом его все чаще вспоминают в контексте «Паприки» Сатоси Кона, еще одного знаменитого аниме-режиссера. Правда, сразу стоит оговориться, что между «Паприкой» и «Девочкой» общего не так уж много: автор оригинала и тот факт, что в обоих случаях режиссеры решили изрядно доработать текст.
«Девочка» Хосоды — своего рода сиквел к роману Цуцуи. Книга была написана в 1967-м, и Хосода решил, что для современного зрителя лучше подвинуть события к актуальному времени. При этом Кадзуко Ёсияма есть и в современной адаптации — она стала тётей Макото. Момент довольно интересный: в оригинале она пережила похожие события, но потеряла память после того, как путешественник во времени вернулся. В книге упоминается, что девушка сохранила какие-то остаточные воспоминания — видимо, они-то и позволили ей столь легко принять слова племянницы о фантастических событиях в ее жизни.
Что интересно, Кадзуко вовсе не отговаривает Макото от совершения глупостей: для юности характерно учиться на собственных ошибках, что прекрасно понимает более взрослая женщина, поэтому вместо назидательных советов тётя обходится легкими комментариями и помогает с совсем уж трудными моментами. В остальном юная путешественница предоставлена себе, чем она и пользуется: всю первую половину истории Макото то и дело тратит «прыжки» на различные глупости вроде возможности подольше попеть в караоке или съесть пудинг, который приватизировала младшая сестра. Со временем становится понятно, что даже мелкие изменения на деле ведут к более серьезным проблемам: например, переложив вину за пожар на другого, Макото случайно запустила травлю одноклассника. Подобных ситуаций со временем накапливается все больше, и девушка понимает: прыгать нужно в крайнем случае, исправляя по-настоящему крупные проблемы, а не решая сиюминутные ситуации. Разумеется, понимание происходит куда позже, чем следовало бы.
Истории о подростках с контролем времени в большинстве своем говорят о трудностях взросления, и «Девочка», разумеется, не исключение. Здесь важно подчеркнуть, что хотя формально это и фантастическая история, непосредственно фантэлемент интересует и Хосоду, и Цуцуи меньше всего. Это всего лишь рычажок, прием, позволяющий поговорить о том, что правда интересно — о трудностях взросления и принятии ответственности за свои действия. А также о том, что далеко не всегда исправить ситуацию так уж просто — иногда проще смириться с тем, что есть, чем пытаться закопать себя еще глубже.
«Девочка» хоть и покоряет время в названии, на деле по большей части пытается понять, как ей следует распоряжаться своей жизнью. Это не так уж просто, когда тебе семнадцать, тем более, когда любую ошибку, кажется, можно с легкостью исправить, но все попытки ведут к катастрофе. На этом фоне интересно меняется тон повествования: в начале даже катастрофические события подаются в полушутливой манере, зато к финалу происходит ровно противоположное — и вот уже бытовые мелочи начинают казаться предзнаменованием чего-то более страшного. Разумеется, речь все еще не идет о катастрофах и судьбах мира: «Девочка» остается камерной и небольшой историей, в которой куда важнее чувства и эмоции, чем глобальность повествования.
Камерность позволяет в том числе раскрыть немногочисленных персонажей, каждый из которых на удивление хорошо прописан и успевает раскрыться с различных сторон за полтора часа хронометража. Та же Макото поначалу кажется веселой и неловкой девушкой, но со временем обретает определенную глубину, показывая свои слабости и внутреннюю хрупкость. Тиаки, который вторит «раздолбайству» героини, на деле скрывает серьезную сторону за маской, которая слетает ближе к середине повествования. Даже тётя Кадзуко хоть и ограничивается полунамеками и туманными формулировками успевает раскрыться с нескольких сторон — и как ответственная взрослая, и как отличный собеседник для подростка.
Внешней простоте и скрывающейся за ней комплексности вторит и визуальная составляющая. Хосода обладает узнаваемым стилем с «плоскими» цветами — фишка, позаимствованная из совместной работы с дизайнером и художником Такаси Мураками — который перекочевал и в «Девочку». В отличие от большинства других режиссеров, Хосода все чаще отказывается от полутонов и теней, сосредотачиваясь на ключевых оттенках, что и создает очень узнаваемый визуал. На атмосферу работаю и определенные упрощения, присутствующие в кадре: зачастую лица и детали представлены в несколько утрированном виде. При этом речь не идет об упрощениях ради упрощений: на деле визуальный аскетизм служит определенным целям, и внимательный зритель с легкостью подметит немало хитрых приемов и деталей — от сложной контуровки (вплоть до смены цвета во время «прыжка») до хитрой работы с анимацией, особенно в динамичных сценах.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
«Девочка» предлагает интересный и понятный многим сюжет, в котором взросление занимает важнейшую роль. Этому вторит подача, выводящая произведение на более высокий уровень за счет лаконичности и внимания к деталям. Не удивительно, что после «Девочки» о Хосоде заговорили как о серьезном аниматоре.