Том Круз опять и снова делает невозможное возможным в блокбастере «Миссия невыполнима: Финальная расплата»

В мировой прокат вышла восьмая часть шпионской франшизы с Томом Крузом в роли неуловимого агента Итана Ханта, ставшая одним из самых дорогих фильмов в истории. KNMN рассказывает, чем поразила воображение зрителей и критиков новая «Миссия невыполнима»

Мир стоит на пороге апокалипсиса: сверхмощный ИИ, вырвавшись на просторы глобальной сети и обретя самосознание, перехватывает контроль над арсеналами всех ядерных держав. Чтобы остановить ожившее цифровое оружие, агент Итан Хант (Том Круз) должен добраться до затонувшей много лет назад подлодки, на борту которой хранится модуль с исходным кодом ИИ. Но координаты субмарины всё ещё неизвестны, тотальная ядерная война всё ближе с каждым часом, а по пятам за Итаном и его людьми следует не только наемный убийца Габриэль (Эсай Моралес), но и команда из ЦРУ, жаждущая захватить в плен строптивого агента.


Пару лет назад седьмая часть произвела приятное впечатление на критиков, получила две номинации на «Оскар» (за звук и визуальные эффекты), но кассовых надежд не оправдала: несмотря на гигантский бюджет в $290 млн., её сборы едва перевалили за $570 млн. Восьмой фильм профильная пресса тоже встречает вполне радушно, и теперь зрители, кажется, согласны с критиками, если судить по первым цифрам бокс-офиса. Дело не столько в умопомрачительном бюджете (по разным данным, от $300 до $400 млн.), сколько в том, что режиссёр Кристофер МакКуорри на этот раз подготовил действительно впечатляющий финал для франшизы, увязав воедино многие сюжетные нити из прошлых частей. И хотя плотность экшена в «Финальной расплате» заметно ниже, чем в прошлом фильме, тут не придётся скучать: да, хронометраж вновь в районе трёх часов, однако захватывающих и даже трогательных моментов вполне хватает.

Даты релиза фильма поставили перед 63-летием Тома Круза. На момент выхода первого фильма в 1996 году ему было 33 года

Даты релиза фильма поставили перед 63-летием Тома Круза. На момент выхода первого фильма в 1996 году ему было 33 года

Первое заметное достоинство – отлично выдержанный темп. Сценарий то и дело тасует экзотические локации, а камера выхватывает роскошные виды. Лондонские подземелья сменяются ледяными просторами Берингова моря, а узкие коридоры американской подлодки – огромными залами секретного бункера где-то в Южной Африке. Если в седьмой части для каждой локации была зарезервирована хотя бы одна экшен-сцена, то «Финальная расплата» чаще задействует саспенс и обилие шпионских гаджетов. Пока агент Хант вместе с отрядом мотается по всему миру, в кризисном центре президент Слоан (Анджела Бассетт, мелькавшая во франшизе с шестой части) спорит с генералами, требующими нанести превентивный удар по ядерным державам, чтобы обезопасить США. Так что, даже будучи самой длинной частью франшизы, «Финальная расплата» всё равно умудряется оставаться в целом динамичной. 

Хейли Этвелл была на восьмом месяце беременности во время пересъемок сцены драки в «Финальной расплате», но все равно смогла сама выполнить все свои трюки

Хейли Этвелл была на восьмом месяце беременности во время пересъемок сцены драки в «Финальной расплате», но все равно смогла сама выполнить все свои трюки

Второй выигрышный ход связан с тем, как сценарий возвращается к событиям из прошлых частей. И речь не просто о мимолетном фансервисе или трёхминутных камео. Чтобы пробраться на борт давно затонувшей подлодки «Севастополь», Хант воспользуется помощью неожиданного союзника из первой «Миссии», причем у этого персонажа полноценная роль второго плана. А заодно раскроется природа загадочной «Кроличьей Лапки» (макгаффин из триквела, украденный Хантом в Шанхае), о которой было придумано немало фанатских теорий. Да и с сыном Джима Фелпса (злодея из первой части) Хант достигнет какого-никакого, но все же примирения. Впрочем, самой мощной по заряду эмоций вышла сцена прощания с Лютером (Винг Реймз) в лондонских катакомбах – достойный уход для верного друга, не раз спасавшего Ханта от верной смерти. 

Том Круз и Винг Реймз — единственные актеры, снявшиеся во всех восьми фильмах

Том Круз и Винг Реймз — единственные актеры, снявшиеся во всех восьми фильмах

Но пафосные диалоги и отсылки, ласкающие фанатские сердца, разумеется, лишь обрамление для экшен-сцен и шпионских игр. А вот по этой части у «Финальной расплаты» все, увы, не настолько громогласно и ярко, как в прошлом фильме. Если хитроумные многоходовочки выстроены действительно захватывающе, то драк и погонь в восьмой части на удивление немного, учитывая хронометраж. Том Круз, к примеру, лишь пару раз участвует в рукопашных сражениях, и не показывает в них каких-то особых талантов. Есть ещё неплохая перестрелка с российским спецназом (его возглавляет Павел Лычников, прихлёбывающий чай из фарфоровой чашечки), но и там нет каких-то вычурных ракурсов или виртуозной боевой хореографии. 

Режиссер Кристофер МакКуорри сам забрался на крыло биплана Stearman, летевшего со скоростью 225 км в час. Сцена на самолёте почти столетней давности считается самой опасной и нервной в истории всей франшизы

Режиссер Кристофер МакКуорри сам забрался на крыло биплана Stearman, летевшего со скоростью 225 км в час. Сцена на самолёте почти столетней давности считается самой опасной и нервной в истории всей франшизы

К счастью, во второй половине «Финальной расплаты» сосредоточены весьма впечатляющие сцены, исправляющие этот дисбаланс. Хант эффектно тонет в глубинах Берингова моря, чтобы затем пробраться на огромную субмарину, где ему предстоит раздобыть «Подкову» (не спрашивайте!), обыскав залитые водой отсеки с давно замершими трупами. А в финале суперагента ждет великолепная схватка с Габриэлем на бешено вихляющем биплане. Пока Хант разбирается с киллером, его друзья разряжают атомную бомбу, проводят импровизированную операцию на лёгком и ловят ИИ в специальную ловушку – всё одновременно. Так что редкость экшена компенсирована его продолжительностью.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

Разумеется, при всех достоинствах, восьмая часть столь же схематична, как и её предшественница, и по уровню проработки контекста не сильно отличается от четвертой или пятой, где степень условности достигла высот, невиданных ни де Пальме, ни Джону Ву (вспомните, как ракеты в конце «Протокола Фантом» летят прямиком на американские мегаполисы, словно у США нет одной из лучших в мире систем ПРО). Поэтому не удивляйтесь тому, что лидеры ядерных держав не спешат отключать свои системы управления ракетами от сети даже под угрозой тотальной атомной войны. Или тому, что никто на Земле не может распознать фейковые армии, которыми ИИ наводнил новостные ленты и разведцентры. Сила «Миссии» не в её правдоподобии (о нём можно было говорить максимум до третьей части), а в комбинации из головоломного сюжета, карусели экзотических локаций и экшена, сдобренного харизмой Тома Круза. Пусть этот коктейль нам подают не впервые, вкуса у него ещё достаточно на один – будем надеяться, действительно финальный – раз.

 

Поделиться