Skip to main content
Хозяин морей: На краю Земли
(фильм, 2003)
Master and Commander: The Far Side of the World 2003 драма, военный, приключения США 0+
Храбрый английский капитан ведет неравную борьбу с французским судном во время Наполеоновских войн. Рассел Кроу в оскароносной экранизации приключенческих романов Патрика О'Брайана

Оценить фильм

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
8.3
Зрители
(19)
7
film.ru
7,5
IMDb
Kinomania
Уровень киномании
Что надо знать
Средний уровень киномании
Фильмы, помеченные таким значком, предназначены для тех, кому кино уже вошло в привычку. Здесь глаз уже насыщен каким-то объёмом визуальной информации, мозг неплохо ориентируется в происходящем на экране, а мысли по поводу увиденного близки к сути. Знание и интерес к фильмам под таким значком свидетельствуют о том, что вы довольно крепко увязли.

Средний

Достоверная адаптация военно-исторической прозы Патрика О'Брайана от автора «Общества мёртвых поэтов»

Информация

Страна США
Год 2003
Время 138 минут
Премьера 13 ноября 2003 (МИР) | 26 ноября 2003 (Россия)
Сборы $118 083 191 (Мир) | 2 919 991 руб. (Россия)
Бюджет $150 000 000

Награды

2004
Победы3
Лучший звук
Лучшая работа звукорежиссера
Лучшая операторская работа
Номинации7
Лучший режиссер
Лучший грим
Лучшая работа художника-постановщика
Лучшие спецэффекты
Лучший фильм года
Лучший дизайн костюмов
Лучший монтаж
2004
Номинации3
Лучший фильм (драма)
Лучший режиссер
Лучшая мужская роль (драма)

Создатели и актеры

Режиссер

О фильме

Действие фильма, снятого по культовым романам Патрика О'Брайана, разворачивается во время наполеоновских войн. Кроу играет капитана британского военного флота Джека Обри по прозвищу Счастливчик, а Пол Беттани - его друга, корабельного врача Стивена Мэтьюрина. Их корабль "Сюрприз" неожиданно атакуют превосходящие силы противника. Несмотря на сильные повреждения и людские потери, Обри решает преследовать врага и начинает беспрецедентный переход через два океана. На кон поставлена репутация Счастливчика Джека, его жизнь и жизнь его команды.

Вместе с кораблём Джека Обри зрители совершают долгое и трудное путешествие - от берегов Бразилии до бурных вод у мыса Горн и далее на юг, сквозь лёд и снег, на самый край света - к далёким Галапагосским островам.

От режиссера

Интересные факты

    - Съемки картины начались 3-го июня 2002 года, а закончились в середине октября того же года. Бюджет картины составил 135 миллионов $.
    - Рабочим названием картины было "The Far Side of the World".
    - Первоначально на роль Джека Обри планировался Хит Леджер.
    - Начало этому проекту было положено в 1992 году, когда две живые легенды - голливудский продюсер Сэмюэл Голдвин-младший и писатель Патрик О'Брайан - приступили к предварительным переговорам об экранизации романов об Обри и Мэтьюрине. Голдвин первым заметил кинематографический потенциал произведений О'Брайана и постарался убедить писателя, долгие годы не имевшего контактов с миром кино, что большой экран сослужит капитану Джеку Обри и доктору Стивену Мэтьюрину хорошую службу.

    Проект был реализован десять лет спустя. Его главные герои впервые появились в книге О'Брайана "Хозяин морей" (Master and Commander), но основная сюжетная линия взята из романа "На краю земли" (The Far Side of the World), десятой книги двадцатитомной саги об Обри и Мэтьюрине. Питеру Уиру показалось, что этот роман обладает более чёткой и кинематографичной структурой. (Герои преследуют атаковавшего их врага, но как далеко их уводит погоня, и какую цену им приходится платить?).

    Использовав основную сюжетную линию романа "На краю земли", Уир смог почти полностью сосредоточить действие своего фильма на море, что позволило, по его мнению, проникнуть в дух и атмосферу романов О'Брайана. Используя новейшую технику и одновременно бережно подходя к историческим деталям, создатели фильма переносят зрителя в далёкие времена (а не в некий фантастический мир, как сейчас часто случается) и заставляют пережить приключения двухсотлетней давности на борту корабля флота Нельсона. Разбитая в щепки палуба во время атаки на корабль, жара и штиль экватора, жестокий шторм у мыса Горн - впервые море так близко придвинулось к зрительному залу.

    Но весь этот впечатляющий спектакль не заслоняет героев и их переживания, что выгодно отличает Патрика О'Брайана и Питера Уира от других создателей книг и фильмов, бороздивших те же воды.

    Путеводным камнем для Питера Уира стала двадцатитомная сага Патрика О'Брайана об Обри и Мэтьюрине - труд всей жизни писателя. Ни в чём не отступив от своего первоначального намерения, режиссёр точно передал атмосферу мира, созданного О'Брайаном, и его героев и поднял повествование на беспрецедентный уровень исторического реализма.

    "Проза Патрика О'Брайана удивительна, - говорит Уир. - Он - перворазрядный писатель, и это накладывало на нас большие обязательства. При любой экранизации приходится заменять прозу образами. Перед нами стояла трудная задача - зрительные образы должны были соответствовать высокому уровню языка О'Брайана".

    Начав писать сценарий, Уир и Колли сделали выписки из книг О'Брайана, собрав их по рубрикам: "Дивизионы", "Команда", "Диалоги Джека и Стивена" и т.д. Эти сведения были, в свою очередь, скопированы и переплетены в книги, став справочниками для актёров и членов съёмочной группы.

    "Работая над сценарием, я окружил себя предметами того времени - шпагами, пряжками ремней, картами, - надеясь привлечь к себе музу, - вспоминает Уир. - Музыка мне тоже помогала, пока я блуждал в темноте, пытаясь найти путь в прошлое".

    По словам автора сценария Джона Колли, развернув действие своего фильма на корабле, Уир ещё раз продемонстрировал своё умение создавать живущие своей жизнью замкнутые миры: "Питер блестяще показал это в "Свидетеле" и "Шоу Трумэна". В "Хозяине морей" настал черёд плавучего универсума".

    - Кроу был рад возможности ещё раз сыграть вместе с Полом Беттани - воображаемым соседом его героя в фильме "Игры разума". Этот опыт совместной работы очень помог им сыграть дружбу их героев в "Хозяине морей". Кроу рассказывает: "Мы с полуслова понимали друг друга в "Играх разума", и я был уверен, что мы быстро и эффективно войдём в динамику взаимоотношений между Джеком и Стивеном. Я был очень рад тому, что Питер остановил свой выбор на Поле. Есть вещи, которые понятны только нам двоим. С другим актёром нам пришлось бы прерывать многие сцены и пускаться в объяснения. А с Полом мы могли сразу достичь той глубины, которой при другом раскладе удалось бы только коснуться, да и то после многократных повторений".

Фильм в коллекциях