«Звёздный путь: Фильм» (1979)
Режиссёр Роберт Уайз. В ролях: Уильям Шатнер, Леонард Нимой, ДеФорест Келли, Джеймс Дуэн, Уолтер Кёниг, Джордж Такей, Нишель Николс.
Бюджет: $35 млн. Сборы в мире: $139 млн.
2271 год. К Земле приближается обладающее огромной разрушительной силой облако, в центре которого находится рукотворный объект, называющий себя «Ви-Джер». Единственный корабль, способный в кратчайшие сроки (на всё про всё три дня) добраться до объекта, — «Энтерпрайз». Ради такого случая Джеймс Т. Кёрк, дослужившийся до адмирала и два с половиной года просидевший в штабе Звёздного флота, вновь берёт командование «Энтерпрайзом» на себя.
Первый полнометражный «Стартрек» вышел на экраны спустя 10 лет после закрытия оригинального сериала, однако мог и вовсе не состояться: первоначально Paramount планировала запустить в производство новый сериал. У отца-основателя бренда Джина Родденберри уже был готов сценарий двухчасового пилота, но боссы студии пересчитали потенциальные затраты и пришли к выводу, что запуск очередного телевизионного «Стартрека» — слишком дорогое удовольствие. А чтобы уже придуманная история и частично отстроенные декорации не пропали почём зря, было решено выпустить полнометражный фильм.
При бюджете $35 млн (Лукас, снимая «Новую надежду», располагал всего одиннадцатью) «Звёздный путь» мог бы выглядеть и посолиднее в плане спецэффектов, но при взгляде из 2013 года это уже не имеет решающего значения. Куда важнее в целом серьёзная интонация фильма (что особенно заметно на фоне «сказочных» «Звёздных войн»): сюжет Родденберри переработал в сценарий фантаст Алан Дин Фостер, а в качестве научного консультанта выступил не кто иной, как Айзек Азимов. Так что «Звёздный путь: Фильм», вне всякого сомнения, проходит по разряду «большой» фантастики, чему немало поспособствовал и кульминационный сюжетный твист, до которого условному современному Шьямалану расти и расти.
«Звёздный путь 2: Гнев Хана» (1982)
Режиссёр Николас Мейер. В ролях: Уильям Шатнер, Леонард Нимой, ДеФорест Келли, Джеймс Дуэн, Уолтер Кёниг, Джордж Такей, Нишель Николс, Рикардо Монтальбан, Кирсти Элли.
Бюджет: $11 млн. Сборы в мире: $97 млн.
2286 год. Адмиралу Кёрку и экипажу «Энтерпрайза» предстоит новая встреча с весьма неприятным типом по имени Хан — сверхчеловеком с замашками диктатора, продуктом генной инженерии конца XX века. 15 лет назад Кёрк обнаружил затерявшийся в космосе ещё с 1996 года космический корабль, команда которого на протяжении столетий мариновалась в криогенных камерах. За чудесное спасение Хан отплатил мятежом и попыткой захватить «Энтерпрайз». Кёрк, в свою очередь, в долгу не остался и высадил уберменша и его людей на необитаемой планете. Хан жаждет мести, и судьба предоставляет ему шанс расквитаться с Кёрком. Окончательная победа над старым врагом обходится адмиралу и экипажу «Энтерпрайза» слишком дорого: спасая корабль, погибает Спок.
Кёрк, между тем, узнаёт, что у него есть взрослый сын: молодой человек вместе с матерью работает над секретным проектом Федерации «Генезис», цель которого — зарождение жизни на не пригодных для обитания планетах. Как раз на трансформированной с помощью «Генезиса» планете и хоронят Спока.
Первый полнометражный «Стартрек» многие упрекали (и небезосновательно) в чересчур неспешном темпе повествования. Paramount взяла критику на заметку и, усадив в режиссёрское кресло Николаса Мейера (горячего поклонника приключенческой и фантастической классики), не прогадала: постановщик превратил сиквел в захватывающее зрелище, использовав в качестве трамплина традиционный для пиратских романов зачин с оставлением мятежников на необитаемом острове. Всё сложилось удачнее некуда: одновременно была обеспечена и связь с сериалом — Хан впервые появляется в эпизоде телевизионного «Стартрека» «Космическое семя», вышедшем в эфир в феврале 1967 года. Генетически модифицированного мятежника и в сериале, и в фильме изобразил Рикардо Монтальбан, в 40-х—50-х специализировавшийся на ролях латиноамериканских плейбоев в голливудских и мексиканских фильмах.
Мейер виртуозно освоил бюджет, сокращённый, по сравнению с первым фильмом, втрое (65% «Гнева Хана» сняты в одной декорации «Энтерпрайза», но только чёрствый и бессердечный зритель поставит это авторам в вину). А заодно добавил красок в изрядно «застоявшийся» образ Кёрка: в самом начале фильма адмирал, терзаемый кризисом среднего возраста, за рюмкой ромуланского эля ведёт беседу психотерапевтического свойства с доктором МакКоем и понимает, что бежит от самого себя. Откровение, конечно, так себе, но часто ли встретишь в фантастическом фильме о том, как «космические корабли бороздят», диалог, одолженный у среднестатистического нуара?
P.S. «Гнев Хана» вошёл в историю кино как первый фильм, в котором использовалась трёхмерная компьютерная графика: ландшафты планеты, получившей впоследствии имя Генезис, были созданы на компьютере.
«Звёздный путь 3: В поисках Спока» (1984)
Режиссёр Леонард Нимой. В ролях: Уильям Шатнер, Леонард Нимой, ДеФорест Келли, Джеймс Дуэн, Уолтер Кёниг, Джордж Такей, Нишель Николс, Кристофер Ллойд.
Бюджет: $17 млн. Сборы в мире: $87 млн.
Всё тот же 2286 год. Кёрк скорбит по Споку, а у доктора МакКоя тем временем наблюдается душевный раздрай совершенно иного рода: налицо явное раздвоение личности. Потеря ещё одного друга стала бы для адмирала сокрушительным ударом, но, как оказалось, беда МакКоя — вовсе не беда, а как раз наоборот. Вулканец Сарек, отец Спока, пояснил, что перед смертью (уточним — физической) его сын успел передать свой разум «на хранение» доктору. И, поскольку с МакКоем продолжают твориться странности, Спок жив. Воодушевившись этим умозаключением и заручившись поддержкой экипажа, Кёрк решается на отчаянный поступок: он угоняет «Энтерпрайз» и отправляется на трансформированную планету Генезис, где похоронен Спок. В том же направлении следует и клингонская «Хищная птица»: её капитан, лорд Крюге, жаждет завладеть разработками проекта «Генезис» и использовать их в качестве оружия.
«В поисках Спока» примечателен как минимум по трём достойным причинам. Во-первых, режиссёрские полномочия взял на себя исполнитель роли Спока Леонард Нимой (в дальнейшем актёрское рвение на предмет «порулить» станет для франшизы традицией). Во-вторых, Крюге сыграл Кристофер Ллойд, временами превращающий серьёзное, вроде бы, кино в комедию — несмотря на то, что злобный клингонский лорд убивает сына Кёрка, чем обусловливает (важный момент!) дальнейшую лютую ненависть адмирала/капитана к клингонам (сам Ллойд роль Крюге очень ценит и считает одной из лучших в своей карьере). Наконец, в-третьих, в триквеле впервые достаточно обстоятельно и убедительно звучит клингонский язык, владение которым впоследствии станет статусным моментом для разнокалиберных гиков — от сериального Шелдона Купера до вполне реальных завсегдатаев «Комик-Кона».
За помощью в «изобретении» языка Paramount обратилась к лингвисту Марку Окранду. Сопоставимую по масштабу работу (и даже менее кропотливую) тремя годами ранее проделал знаменитый писатель Энтони Бёрджесс, придумавший первобытные языки для «Борьбы за огонь» Жан-Жака Анно. Окранд пошёл дальше Бёрджесса: у клингонского языка имеется не только характерная фонетика (казалось бы, для белиберды, звучащей с экрана, этого было бы более чем достаточно), но и детально разработанные грамматика и синтаксис. Более того: язык эволюционирует до сих пор — за этот животрепещущий процесс отвечает специально организованный Институт, который, в частности, занимается переводами классических произведений на клингонский. Забавно, что всё вышесказанное могло бы относиться к гипотетическому ромуланскому языку (который, кстати, тоже разработан Окрандом, но более схематично): ведь именно ромуланцев изначально планировалось представить в триквеле в качестве главных антагонистов. Однако студийный менеджмент в итоге остановился на клингонах, которые, благодаря сериалу, успешнее идентифицировались зрителями как враги.
«Звёздный путь 4: Дорога домой» (1986)
Режиссёр Леонард Нимой. В ролях: Уильям Шатнер, Леонард Нимой, ДеФорест Келли, Джеймс Дуэн, Уолтер Кёниг, Джордж Такей, Нишель Николс, Кэтрин Хикс.
Бюджет: $25 млн. Сборы в мире: $133 млн.
Опять-таки 2286 год. К Земле снова приближается нечто, ей угрожающее: на сей раз — зонд неизвестного происхождения, который дурно влияет на земной климат и при этом бомбит планету сигналами на языке, который невозможно идентифицировать. Вскоре становится понятно, что зонд ждёт ответа на знакомом ему языке, и в роли такового должны выступить… песни горбатых китов. Не будет ответа — случится климатический коллапс на Земле. Смекнув, что предки в стремлении прогрессировать семимильными шагами не учли в процессе экологический фактор, Кёрк не придумывает ничего лучше, как вернуться в те времена, когда горбачи в океанах Земли ещё водились. Рискованный прыжок в прошлое (как раз во вторую половину 1980-х) «Энтерпрайз» выдержал: осталось добыть пару китов, чтобы плодились и размножались, добиться от них ответа зонду и переместить в настоящее. Главную миссию берут на себя Кёрк и Спок: вулканец, пережив после воскрешения опасный и непредсказуемый ритуал восстановления идентичности, чудит и всё ещё не решается назвать адмирала (разжалованного в капитаны за угон корабля) другом. У Джеймса, впрочем, хватает и других забот: осваиваться в прошлом он начал с флирта с симпатичной Джиллиан, курирующей ту самую пару китов, которую неплохо бы транспортировать в конец 23 века, — для контакта с «гринписовским» зондом.
С квадриквела в «Стартреке» начались совсем уж очевидные и никоим образом не замаскированные жанровые эксперименты: «Дорога домой» по сути дела — чистая комедия о путешествиях во времени, приправленная экологическим (киты) и шпионским (русский Павел Чехов, угодивший в цепкие лапы американской военщины) колоритом. Ситуация более чем странная: на фоне ушедших на покой «Звёздных войн», «Стартрек» вроде бы получил полный карт-бланш на освоение просторов вселенной. Но не тут-то было: аналитики, работающие на Paramount, смекнули, что зрителя начинает слегка подташнивать от космических трипов.
Более того, предполагалось, что в фильме сыграет Эдди Мёрфи. Для комика написали роль профессора английского языка, который живёт в XX веке и помешан на уфологии. Мёрфи практически невозможно представить в антураже «Звёздного пути» (хотя позже в сериале появилась, например, Вупи Голдберг), но у Эдди в тот момент был жёсткий контракт с Paramount, который предполагал, кажется, всё, кроме продажи внутренних органов. Но своё веское слово сказал фандом: поклонники были категорически против присутствия Мёрфи в картине, и Paramount прислушалась к гласу общества. Сценарий в срочном порядке переписали, убрав из него Эдди и целый ряд шуток и гэгов. «Дорога домой» и так получилась слишком комической — страшно представить, что было бы, сыграй в фильме Мёрфи.
«Звёздный путь 5: Последний рубеж» (1989)
Режиссёр Уильям Шатнер. В ролях: Уильям Шатнер, Леонард Нимой, ДеФорест Келли, Джеймс Дуэн, Уолтер Кёниг, Джордж Такей, Нишель Николс, Лоуренс Лакинбилл.
Бюджет: $27,8 млн. Сборы в мире: $70,2 млн.
2287 год. Нетипичный вулканец Сайбок, в своё время отказавшийся от примата логики над эмоциями, совершает набег на городишко Парадайз на планете Нимбус III. В заложниках у террориста — клингонский генерал, а первым попавшимся кораблём, чей экипаж способен провернуть операцию по освобождению межгалактических пленников, оказывается, конечно же, вечно попадающий в нужное место и нужное время «Энтерпрайз». Довольно скоро команда Кёрка понимает, что угодила в ловушку: Сайбок захватывает «Энтерпрайз» и устраивает бесплатное целебное промывание мозгов его команде. Кёрк категорически против такой психотерапии, а курс, выбранный Сайбоком, тоже вызывает в капитане очевидный протест: вулканец хочет преодолеть Великий барьер (силовое поле, которое до сих пор ни одному кораблю не удавалось преодолеть) и добраться до таинственной планеты Ша Ка Ри. Там, в самом центре галактики, якобы обитает Бог, Создатель Вселенной.
За режиссуру пятого «Стартрека» взялся раздобревший Уильям Шатнер. И кто его знает, в чём дело — в «Золотых малинах» ли (их было две, фильму и Шатнеру как худшему актёру), в комическом ли начале картины (а там Кёрк безрассудно развлекается климбингом — оммаж этой яркой сцене выдал Джон Ву во второй части «Миссия невыполнима»), но результат оказался поистине феерическим. Славный некогда «Звёздный путь» начал неумолимо скатываться в трэш. «Последний рубеж» — космическая вампука со всеми её неизбежными ляпами и киксами: никто здесь не играет в строй и в такт, поскольку мотив в принципе не прописан.
Из трэшевых странностей: в одной из сцен коммандер Ухура исполняет в чём мать родила что-то вроде экзотического танца и попутно поёт, отвлекая на себя внимание туземцев. Поистине подвиг для 56-летней на момент съёмок актрисы Нишель Николс. Вдобавок в местном баре (в Парадайз Сити) замечена стриптизёрша с тремя персями — Пол Верховен явно смотрел «Последний рубеж».
Сайбока, кстати, мог сыграть Шон Коннери: его держали в уме ещё на стадии написания сценария — планету Ша Ка Ри назвали по созвучию с именем и фамилией актёра. Однако экс-агент 007 отказался от такой чести и, наверное, принял правильное решение.
«Звёздный путь 6: Неоткрытая страна» (1991)
Режиссёр Николас Мейер. В ролях: Уильям Шатнер, Леонард Нимой, ДеФорест Келли, Джеймс Дуэн, Уолтер Кёниг, Джордж Такей, Нишель Николс, Ким Кэтролл, Кристофер Пламмер, Иман.
Бюджет: $30 млн. Сборы в мире: $94 млн.
2293 год. Из-за слишком интенсивной разработки полезных ископаемых взрывается клингонский спутник Праксис. Для Клингонской империи, живущей за счёт сырьевой экономики, это беда глобального масштаба: оставшихся ресурсов хватит лишь на 50 лет. Не было более удобного случая, чтобы добить старого врага, но незадолго до катастрофы клингонский канцлер Горкон послал в Федерацию предложение о мире. Прекращение войны автоматически приведёт к сокращениям в Звёздном флоте, и далеко не все военных радует такая перспектива. Но Федерация всё-таки идёт на переговоры с клингонами. Первый мирный контакт происходит на борту «Энтерпрайза», куда прибывают Горкон с дочерью и генерал Чанг. Кёрку приходится усмирить свою ненависть к клингонам, и переговоры проходят более-менее успешно, но за ними следует вопиющий инцидент: клингонский крейсер «Кронос 1» атакован (по показаниям приборов — как раз «Энтерпрайзом»), Горкон смертельно ранен. На борт «Кроноса» для выяснения ситуации прибывают Кёрк и доктор МакКой: их арестовывают и обвиняют в убийстве канцлера.
В режиссёрское кресло вернулся Николас Мейер, и это не замедлило сказаться на качестве продукта: «Неоткрытая страна» — один из лучших фильмов серии. И не в последнюю очередь благодаря продолжению игры с жанрами, вышедшей на качественно новый уровень. Если «Дорога домой» была комедией (дурацкой, по большей части), а «Последний рубеж» — постапокалиптическим трэшем, то «Неоткрытая страна» — крепкий политический (и местами судебный) триллер. Кроме того, здесь говорят о неизбежности смерти в смысле конечности (если додумать) биологического существования и невозможности его продолжения в какой бы то ни было другой форме (расскажите об этом Споку — он бы посмеялся, если бы мог); одноглазый генерал Чанг (блестящий выход Кристофера Пламмера) и канцлер Горкон цитируют Шекспира; в каюте Спока висит копия (а может, кто знает, и оригинал) «Изгнания из рая» Шагала; лейтенант Валерис (Ким Кэтролл), вулканка, подробно разбирает этимологию слова «саботаж». Словом, кино в высшей степени познавательное.
На съёмочной площадке, между тем, царил весёлый бардак. В соседнем павильоне Paramount снималась комедийная мелодрама Гарри Маршалла «Фрэнки и Джонни» с Алем Пачино и Мишель Пфайффер. В одной из сцен Пачино должен был изобразить удивление. В способностях актёра никто не сомневался, но Маршалл решил довести сцену до абсолюта и подстроил забавный казус: открыв дверь, Аль увидел в комнате Шатнера/Кёрка и Нимоя/Спока в мундирах Звёздного флота, и удивился совершенно неподдельно. А за день до окончания съёмок Ким Кэтролл позировала обнажённой для неких фотографов в декорации капитанского мостика «Энтерпрайза». Случайным свидетелем этого стал Нимой, который пресёк безобразие, уничтожив отснятые плёнки и вызвав студийную охрану, которая выставила фотографов взашей.
P.S. На несколько секунд в амплуа «кушать подано» в кадре появляется Кристиан Слэйтер.
P.P.S. Финальные титры выполнены в виде автографов исполнителей главных ролей: франшиза трогательно попрощалась с первым экипажем «Энтерпрайза».
«Звёздный путь 7: Поколения» (1994)
Режиссёр Дэвид Карсон. В ролях: Патрик Стюарт, Джонатан Фрейкс, Брент Спайнер, ЛеВар Бёртон, Майкл Дорн, Гейтс МакФадден, Марина Сёртис, Джеймс Дуэн, Уолтер Кёниг, Уильям Шатнер, Малкольм Макдауэлл, Вупи Голдберг.
Бюджет: $35 млн. Сборы в мире: $120 млн. 2293 год.
Старого доброго «Энтерпрайза» уже нет, но на смену ему приходит «Энтерпрайз-В». Первый праздничный полёт нового корабля (на открывающих титрах появляется бутылка шампанского «Дом Периньон», коллекционного, урожая 2265 года) почтили своим присутствием Скотти, Чехов и, конечно же, Кёрк. Вылет ещё недоукомплектованного персоналом и оружием «Энтерпрайза» неожиданно превращается в «боевой»: экипажу приходится спасать пассажиров двух кораблей, захваченных мощным гравитационным вихрем. Во время спасательной операции Кёрк погибает.
Проходит 78 лет. Новую команду «Энтерпрайза» (уже «Энтерпрайза-D») возглавляет капитан Жан-Люк Пикар. Расследуя нападение на одну из обсерваторий, Пикар выясняет, что её сотрудник, доктор Соран (Малкольм МакДауэлл), создал оружие, способное уничтожать звёзды и планеты. Цель Сорана — «поймать» блуждающую в космосе энергетическую флуктуацию и попасть в Нексус: внутри этой ленты создаётся что-то вроде виртуального пространства, где каждый, кто сюда угодил, получает возможность вечно жить в мире своих грёз. В результате стычки с Сораном, вместе с доктором в эту пространственную аномалию попадает и Пикар, который впоследствии обнаруживает здесь живого и здорового Кёрка.
Переходный фильм франшизы, в котором встречаются старый и новый экипажи «Энтерпрайза». По сути дела, «Поколения» ознаменовали начало заката «Звёздного пути»: франшиза взяла курс на «серьёзную» фантастику, избавилась от дурашливых шуток и изрядно поскучнела. Стало окончательно ясно, как много в старом «Стартреке» держалось на Кёрке и Споке — даже когда Шатнер и Нимой отчаянно комиковали. Изобразивший капитана Пикара Патрик Стюарт, несмотря на блестящую лысину, вчистую проигрывает весельчаку Шатнеру и харизматику Нимою. Всё это, собственно, было понятно ещё по телесериалу «Следующее поколение», но в формате кинофильма различия особенно очевидны. Что до самой картины, то она получилась, тем не менее, довольно бойкой и не лишённой изюминки в виде рассуждений на тему эскапизма. «Поколения» могли бы быть ещё зрелищнее, если бы студия не поскупилась на бюджет: в условиях жёсткой экономии режиссёру Дэвиду Карсону пришлось вторично использовать 6-секундную сцену взрыва клингонского корабля из «Неоткрытой страны» — что, конечно же, не лезет ни в какие ворота.
«Звёздный путь: Первый контакт» (1996)
Режиссёр Джонатан Фрейкс. В ролях: Патрик Стюарт, Джонатан Фрейкс, Брент Спайнер, ЛеВар Бёртон, Майкл Дорн, Гейтс МакФадден, Марина Сёртис, Альфри Вудард, Джеймс Кромуэлл, Элис Крайдж.
Бюджет: $45 млн. Сборы в мире: $146 млн.
2373 год. Старые враги капитана Пикара, борги, планируют ассимилировать население Земли. «Энтерпрайзу» и ещё нескольким кораблям удаётся уничтожить их куб, направляющийся к нашей планете, но борги успевают выслать свою сферу в прошлое, на 310 лет назад. Захватчики попадают на Землю в день 4 апреля 2063 года — накануне исторического первого контакта с инопланетянами (вулканцами), открывшего для землян эру космических путешествий и процветания. «Энтерпрайз» отправляется вслед за боргами: часть команды, высадившаяся на Землю, обнаруживает крепко пьющего, но гениального конструктора Кокрейна, который, что называется, на коленке переконструировал ядерную ракету в первый космический корабль с варп-двигателем. Борги тем временем захватывают «Энтерпрайз» и одного за другим ассимилируют членов экипажа. Особый интерес королевы боргов вызывает андроид Дейта, которого она пытается «очеловечить» (будто мало было бедолаге проблем с чипом эмоций).
Едва ли не первый фильм франшизы, за который не стыдно в плане спецэффектов, а эпизодам с телесными экспериментами королевы боргов позавидовал бы и сам мастер боди-хоррора Дэвид Кроненберг («Первый контакт», кстати, был представлен на «Оскар» в номинации «Лучший грим»). Режиссёрское кресло, по примеру Леонарда Нимоя и Уильяма Шатнера, занял актёр Джонатан Фрейкс — коммандер Райкер из «Следующего поколения» и второго блока франшизы (руководство Paramount всегда было на удивление сговорчиво с создателями «Стартрека», частенько предпочитавшими доверять постановку картин «своим», а не режиссёрам со стороны). Здесь, по большей части, всё убийственно серьёзно: к примеру, противостояние Пикара и боргов сравнивается с одержимостью капитана Ахава идеей уничтожить Моби Дика. За юмор же отвечает Джеймс Кромуэлл, сыгравший конструктора-хиппи Кокрейна, — тоже вполне серьёзный драматический актёр, который в роли гения-выпивохи чувствует себя явно не в своей тарелке. В самой яркой сцене картины Пикар запускает симуляцию «The Big Goodbye», позаимствованную из одноимённого эпизода «Нового поколения», вышедшего в эфир 11 января 1988 года. Пикар и землянка из прошлого попадают таким образом в виртуальный мир гангстерских 1940-х, где капитан яростно расстреливает из Томми-гана преследующих его боргов.
«Звёздный путь: Восстание» (1998)
Режиссёр Джонатан Фрейкс. В ролях: Патрик Стюарт, Джонатан Фрейкс, Брент Спайнер, ЛеВар Бёртон, Майкл Дорн, Гейтс МакФэдден, Марина Сёртис, Ф. Мюррей Абрахам, Энтони Зербе.
Бюджет: $58 млн. Сборы в мире: $113 млн. 2375 год.
Планета в зоне, известной как Пятно Брайара, — настоящий рай во вселенной. Члены местной коммуны отказались от использования современных технологий и в полной мере наслаждаются сказочными свойствами аномалии, в которой проживают: люди здесь после достижения зрелого возраста перестают стареть – первые поселенцы, освоившие эти места 309 лет назад, до сих пор живы и здоровы. Этим «санаторием» интересуется Федерация (на то есть свои причины), которая даже готова пойти на нарушение директивы о невмешательстве в развитие цивилизаций. Первым это нарушение фиксирует андроид Дейта, а затем на конфликт с Федерацией идёт и капитан Пикар, рискуя не только карьерой, но и жизнью.
Воодушевившись кассовым успехом «Первого контакта», Paramount выделила на производство «Восстания» $58 миллионов (ещё $27 млн ушло на маркетинг), что развязало авторам руки по части использования CGI: все космические сцены здесь прорисованы на компьютере (впервые во франшизе). На этом достоинства «Восстания», в общем-то, исчерпываются. Использовав в качестве основы миф о фонтане вечной молодости (сюжет, отчасти, украли сами у себя, перелистав роман Джудит Ривз-Стивенс и Уильяма Шатнера «Звёздный путь: Пепел Эдема»), сценарист Майкл Пиллер сочинил скучную и вялотекущую историю, изобилующую сантиментами, более уместными скорее для героев первого блока франшизы. Возможно, долю злодейского веселья добавил бы в картину Арнольд Шварценнегер — если бы согласился изобразить антагониста Руафо, которого в итоге сыграл Ф. Мюррей Абрахам. Видимо, мистера Фриза в «Бэтмене и Робине» Арнольду более чем хватило в качестве опыта исполнения отрицательных ролей.
«Звездный путь: Возмездие» (2002)
Режиссёр Стюарт Бэрд. В ролях: Патрик Стюарт, Джонатан Фрейкс, Брент Спайнер, ЛеВар Бёртон, Майкл Дорн, Гейтс МакФадден, Марина Сёртис, Том Харди, Рон Перлман, Дина Мейер, Вупи Голдберг.
Бюджет: $60 млн. Сборы в мире: $67 млн. 2379 год.
Пикар отправляется на переговоры с ромуланцами в качестве посла. Его оппонент – молодой претор Шинзон, который представляет ромуланцев, будучи, как ни странно, человеком. Более того, не просто человеком, а клоном Пикара (это становится понятно не только по характерной лысине, но и по редчайшему генетическому заболеванию, которым страдали оба). Шинзон в своё время был произведён на свет ромуланцами, получившими образец ДНК капитана «Энтерпрайза», чтобы впоследствии заменить оригинал. Вскоре выясняется, что Шинзон — лютый мегаломаньяк, ответственный за террористический акт, жертвами которого стали члены ромуланского совета, и жаждущий уничтожить Землю.
Если уж продолжать ломаную линию жанровой чехарды во франшизе, то «Возмездие» — образцовый шпионский триллер с несколькими сюжетными линиями, каждая из которых выглядит достаточно интригующе. Моментами серия смахивает на космический эпизод бондианы с колоритным злодеем (одна из первых ролей ныне знаменитого англичанина Тома Харди), и единственный недостаток фильма в этом ключе — дефицит сексапильных женских персонажей, что, впрочем, относится, за редким исключением, ко всей декалогии. Любопытно, что режиссёр Бэрд, монтажёр по первой и основной профессии, смонтировал два эпизода реальной бондианы — «Казино Рояль» и «Скайфолл» (а к последнему ещё и приложил руку сценарист «Возмездия» Джон Логан). Увы, при всех своих очевидных достоинствах «Возмездие» с треском провалилось в прокате, собрав дома всего лишь $43 млн (при $60-миллионном бюджете и $33 миллионах, затраченных на продвижение фильма).
На Paramount не учли изменившуюся конъюнктуру: в начале нулевых миром правило фэнтези — «Властелин колец» и «Гарри Поттер». А самое главное: в 1999 году Джордж Лукас вновь развязал «Звёздные войны», и сделал это на таком уровне и с таким бюджетом, что прижимистым боссам Paramount оставалось только кусать локти. В мае того же 2012 года вышла $115-миллионная «Атака клонов», которая только в США собрала $311 млн. Печальная бокс-офисная участь «Возмездия» поставила крест на всей франшизе, отправив её в анабиоз вплоть до удачной перезагрузки Дж. Дж. Абрамсом. Но это уже совсем другая история…

Пока новый «Стартрек» триумфально шествует по кинотеатрам всего мира, мы решили поностальгировать и вспомнить, какой была франшиза до знаменательной перезагрузки.
Далее по теме

Сиквел дня. Режиссёр «10 причин моей ненависти» готовит целую трилогию сиквелов ромкома с Хитом Леджером
У одного из лучших ромкомов 1990-х, «10 причин моей ненависти» с Хитом Леджером и Джулией Стайлз, может появиться сразу несколько сиквелов. В интервью People режиссёр оригинала Джил Джангер сообщил, что разрабатывает сразу три сиквела фильма. Молодёжный ромком вышел на экраны в 1999 году и теперь считает классикой жанра. Фильм обыгрывал сюжет комедии Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой» и изобиловал отсылками к другим пьесам и деталям биографии великого драматурга. Спустя десять лет от фильма отпочковался одноимённый сериал, продержавшийся в эфире ABC Family всего один сезон. Джангер заявил, что хочет создать целую киновселенную «10 причин моей ненависти». Вместе с Найей Эль Джеймс он в настоящий момент работает над сценарием продолжения под названием «10 причин моей ненависти к свиданиям» (10 Things I Hate About Dating), а источником вдохновения для него на этот раз послужила комедия Мольера «Мизантроп». Новый фильм положит начало целой трилогии сиквелов — остальные две части получили названия «10 причин моей ненависти к браку» (10 Things I Hate About Marriage) и «10 причин моей ненависти к детям» (10 Things I Hate About Kids). Когда Джангера спросили, будет ли в сиквелах какая-то отсылка к Хиту Леджеру, ушедшему из жизни в 2008 году, режиссёр и сценарист ответил утвердительно, отметив, что актёр «заслужил, чтобы его любили». Отвечая на вопрос, планируется ли возвращение кого-то из оригинального каста, Джангер назвал два имени: «Я бы с удовольствием снова поработал с Джулией [Стайлз]. Она повлияла на жизни миллионов женщин. <…> Я бы хотел, чтобы вернулся Ларри Миллер, он классный». Сиквел пока что находится на ранней стадии разработки, и официально ему не дали зелёный свет, но Джангер, похоже, уверен, что фильм будет запущен в производство. Во вселенной «10 причин моей ненависти» появится не только трилогия полнометражных сиквелов, но и бродвейский мюзикл на основе оригинального фильма, а также книга, над которой работают Лина Данэм и Джессика Хуанг.
7 МАЯ

Экранизация дня. Хлоя Севиньи хочет сыграть свою роль в «Американском психопате» ещё раз — уже в новой киноверсии романа
В октябре прошлого года стало известно, что Лука Гуаданьино собирается перенести на экран культовый роман Брета Истона Эллиса «Американский психопат», который в 2000 году уже был экранизирован Мэри Хэррон. До решительных шагов в производстве новой экранизации дело пока не дошло, и кастинг ещё не начался, но кое-кто уже заинтересовался проектом. Например, Хлоя Севиньи в недавнем интервью IndieWire призналась, что хотела бы снова исполнить роль Джин (секретарши Патрика Бэйтмана, главного героя), которую сыграла в фильме Хэррон. Актриса даже успела предложить повторить роль Луке Гуаданьино: «Когда я узнала, что [Гуаданьино] займётся фильмом, я предложила ему снова сыграть Джин, пусть бы меня омолодили. Я подумала, ему это понравится, это концептуально, когда одна актриса играет одну и ту же роль. Но не знаю. Он сказал, что придумает для меня что-нибудь другое». Ранее стало известно, что готовность сыграть Патрика Бэйтмана изъявил Патрик Шварценеггер. Судя по словам сына Арнольда, эта роль — предел его мечтаний (на сегодняшний день, по крайней мере). «Американский психопат» Луки Гуаданьино позиционируется не как ремейк фильма 2000 года, а как новая экранизация романа Брета Истона Эллиса. Над адаптацией работает Скотт З. Бёрнс.
5 МАЯ

Цифра дня. 100-процентную пошлину поручил ввести Дональд Трамп на фильмы, снятые за пределами США
Дональд Трамп готов применить жёсткие меры, чтобы вернуть кинопроизводство на территорию Соединённых Штатов: он поручил Министерству торговли и торговому представителю США «начать процесс введения» 100-процентной пошлины на импорт фильмов, которые произведены за пределами страны. По сообщениям прессы, Трамп опирался на «план по спасению индустрии», над которым работал Джон Войт — один из президентских специальных представителей в Голливуде (наряду с Сильвестром Сталлоне и Мэлом Гибсоном). В социальной сети Truth Social президент США назвал производство фильмов за пределами Америки «угрозой национальной безопасности»: «Киноиндустрия в Америке УМИРАЕТ очень быстро. Другие страны предлагают всевозможные стимулы, выманивая наших режиссёров и студии с территории Соединённых Штатов. Голливуд и многие другие районы США пустеют. Это результат согласованных усилий других стран и, следовательно, угроза национальной безопасности. И это, в дополнение ко всему прочему, имеет отношение к идеологическим посылам и пропаганде! Поэтому я уполномочиваю Министерство торговли и торгового представителя Соединённых Штатов начать процесс введения 100-процентной пошлины на все поступающие в нашу страну фильмы, произведённые за рубежом. МЫ ХОТИМ ФИЛЬМЫ, СНОВА ПРОИЗВЕДЁННЫЕ В АМЕРИКЕ!» Позже Трамп заявил прессе: «Другие страны крадут кинопроизводственный потенциал Соединённых Штатов. Я поинтересовался у кое-каких людей, что они думают по этому поводу. За последнюю неделю я провёл очень серьёзное исследование и пришёл к выводу, что мы сейчас снимаем очень мало фильмов. Голливуд разрушается. Там сейчас крайне некомпетентный губернатор, который позволил такому случиться. И я не просто обвиняю другие страны, я конкретно обвиняю многие из этих стран в том, что они украли нашу киноиндустрию. Если снимать фильмы на территории США не хотят, то мы должны ввести пошлину ну фильмы, которые ввозятся в страну. Дело ещё и в том, что правительства [других стран] вкладывают [в кинопроизводство] большие деньги. Финансово поддерживают. И это в определённом смысле является угрозой для нашей страны». Реакция деятелей киноиндустрии (пока в основном анонимная) не заставила себя ждать. Один из британских продюсеров-ветеранов, который предпочёл не называть своё имя, дал комментарий сайту Deadline (напомним, что на студиях Великобритании на протяжении многих лет снимаются большие голливудские проекты — например, эпизоды франшиз «Звёздные войны» и «Миссия невыполнима» и, конечно же, копродукционная бондиана): «Это безумие. Выходит, теперь американские фильмы позволено снимать только американским компаниям? Джеймс Кэмерон больше не сможет снимать “Аватар” по всему миру? И кто будет оплачивать эти пошлины? Если это ведущие независимые дистрибьюторы, то все они окажутся в проигрыше». Французский дистрибьютор с многолетним опытом работы высказался о Трампе и его решении ещё резче: «Он скорее убьёт киноиндустрию США, поскольку это [решение] лишь увеличит стоимость американских фильмов, которые и так не слишком хорошо продавались на международном рынке. Создание стимула для производства фильмов в США требует более умного подхода, но я не уверен, что у него на это хватит интеллекта». А вот один из ведущих американских дистрибьюторов попытался найти в инициативе Трампа что-то потенциально полезное (отметив, правда, и неточность формулировок, не позволяющую сконцентрироваться на сути вопроса): «Остаётся надеяться, что это стимулирует отчаянно необходимое увеличение налоговых льгот в США, и оно будет реализовано как можно скорее». Собственно, за налоговыми льготами американские студии и охотятся по всему миру — в других странах производство фильмов обходится дешевле, создание рабочих мест в съёмочный период делает процесс взаимовыгодным.
5 МАЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Невыносимая легкость бытия: «Девственницам-самоубийцам» Софии Копполы 25 лет
В апреле 2000 года вышел в прокат полнометражный дебют представительницы элитной киносемьи. KNMN вспоминает редкий фильм, обладающий сразу двумя саундтреками — и рассказывает о роли музыки в жизни и карьере его создательницы
29 АПРЕЛЯ

Как накачать мускулы и свихнуться в драме «Жажда славы»
8 МАЯ

Туманные пейзажи, причудливый зверёк и Финн Вулфхард на коне в фэнтези «Очи»
7 МАЯ

Токсичная маскулинность и страдание ради идеальной волны в «Сёрфере» с Николасом Кейджем
6 МАЯ