Туманные пейзажи, причудливый зверёк и Финн Вулфхард на коне в фэнтези «Очи»

В прокат вышел новый проект A24 про путешествие девочки со странным обитателем местных лесов. Редакция KNMN разбирается, каким получился эксперимент на территории семейного кино от именитой студии

На таинственном острове в Чёрном море недалеко от Карпат девочка Юрайя (Хелена Ценгель) чувствует себя одинокой, пока её отец Максим (Уиллем Дефо) в компании подростков организует охоту на необычных зверей. Прозвали их очи, а похожи они внешне, скорее, на обезьян с ярко-рыжей окраской. Считаются эти создания опасными и признаны врагами местного населения. Из-за приматов распалась семья девчонки, но, встретив однажды детёныша пушистых, Юрайя решает помочь малышу найти его сородичей, а вместе с этим разыскать и свою собственную маму – женщину с деревянной рукой Дашу (Эмили Уотсон). 


А24 постепенно осваивает новую для себя территорию — просторы семейного кино, ориентированного всё же на детскую аудиторию. При этом фильм сохраняет причудливый авторский стиль, проявляющийся в первую очередь в визуальном ряде. Осенняя и таинственная атмосфера даётся с помощью впечатляющих пейзажей гор и лесов, окутанных туманом. А для создания лампового настроения в картине используются преимущественно тёплые цвета, с акцентным жёлтым оттенком вперемешку с синим, как раз под окраску самих очи. Особый колорит происходящему придают славянские мотивы, проявляющиеся в именах героев и в общем постсоветском вайбе. 

Съёмкам фильма в Карпатских горах сильно мешали медведи, уничтожавшие сделанные из пенопласта декорации. Их приходилось отпугивать дискотечными огнями и громкой музыкой

Съёмкам фильма в Карпатских горах сильно мешали медведи, уничтожавшие сделанные из пенопласта декорации. Их приходилось отпугивать дискотечными огнями и громкой музыкой

Визуальный язык картины пропитан эстетикой восьмидесятых. Олдскульность ленте придает и сам пушистый зверёныш, созданный не с помощью компьютерной графики, а благодаря кукольной анимации. Если детёныш – это ожившая кукла, то его старшие сородичи – люди в костюмах таинственных приматов. Как раз работа художников с маленьким очи выполнена крайне детально. С одной стороны, при всей нарочитой искусственности зверька его движения и повадки выглядят весьма естественно. С другой, сам ход с использованием марионетки добавляет ассоциацию с гремлинами и другими рукодельными созданиями из фильмов прошлого.


Дополнительную ретро-эстетику придёет и саундтрек. Композитор Дэвид Лонгстрет по максимуму использует краски симфонического оркестра, а местами звучание напоминает партитуры Джона Уильямса, в частности его «Инопланетянина», послужившего в целом референсом для «Очи». 

 

Главенствующими выбраны деревянные духовые, в особенности важен тембр флейты. Такой ход весьма логичен в контексте фильма — ведь вымышленные приматы разговаривают как раз на языке, близком к пению пернатых. А флейтовый звук отлично имитирует щебетание птиц. Через такую «музыку» героиня фильма начинает понимать очи, а этот момент высвечивает одну из центральных тем фильма –– подросткам неведомые существа ближе и понятнее, чем свои же родители.

 Режиссёр Исайя Сэксон говорит, что на создание образа зверька очи его вдохновил вид золотистых курносых обезьян из Китая

Режиссёр Исайя Сэксон говорит, что на создание образа зверька очи его вдохновил вид золотистых курносых обезьян из Китая

Однако за всеми интересными деталями теряется самое главное – сказочная история. В центре оказались лишь взаимоотношения Юри с маленьким очи, а побочные сюжетные линии начерчены пунктирно. Хотя пара Эмили Уотсон и Уиллема Дефо выглядит весьма колоритной, конфликт между их героями оставляет много вопросов. Отец девочки вышел комичным и карикатурным в своих нелепых доспехах и в окружении армии подростков, но нельзя не отметить, что Дефо максимально гармонично вписывается в эту роль. Но больше всего досталось персонажу Петро (Финн Вулфхард), главный смысл присутствия в картине которого сводится к нескольким крупным планам и сценам верхом на коне на радость девичьей аудитории. При всей детальной проработке мира погрузиться в путешествие девчонки и зверька с головой не удаётся из-за сюжетных оговорок и условностей, выбивающих из повествования. А красивые пейзажи хоть и радуют глаз, но растягивают хронометраж и замедляют динамику. В результате всё сводится к искусственному и сладкому финалу с посылом о том, как важна коммуникация между детьми и родителями. Не обошлось и без мысли, что сами люди порой страшнее диких животных.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

При всей своей внешней причудливости и даже винтажности лента вышла вторичной и необязательной. Хотя и вполне вписывающейся в тенденцию ностальгии по восьмидесятым. Лучше всего картину описывает эпизод из неё же: Максим отдает своей дочери нож, якобы семейную реликвию. А в конце признается, что эта вещь ничего не стоит, и купил её герой Дефо лишь потому, что она внешне выглядит круто, но не несёт в себе никакого дополнительного значения. Кажется, режиссёр и сценарист Исайя Сэксон сам не замечает, насколько саморазоблачительно это звучит. 
 

Поделиться