Необитаемый остров, борьба за место под солнцем и дух Ницше в «Эдеме» Рона Ховарда

В прокат выходит мелодраматический ретро-триллер с солидным кастом на тему «человек человеку волк». KNMN приходит к выводу, что, несмотря на некоторые минусы, это один из лучших фильмов режиссёра «Игр разума» и «Кода да Винчи»

В 1929 году доктор Фридрих Риттер (Джуд Лоу) покинул Германию и поселился на необитаемом острове Флореанаi в Галапагосском архипелаге со своей любовницей Дорой Штраух (Ванесса Кирби), которую он пытается вылечить от рассеянного склероза медитацией. Когда несколько лет спустя их уединение прерывает вновь прибывшая немецкая семья, прочитавшая про них в газетах, Риттер не сильно радуется и отправляет незваных гостей жить в пещеру. Однако Виттмеры ветеран Первой Мировой Хайнц (Даниэль Брюль), его молодая жена Маргрет (Сидни Суини) и сын-подросток Гарри (Джонатан Титтел) от первого брака так просто не сдаются и скоро отстраивают с нуля скромное хозяйство. Чудом установившуюся хрупкую гармонию нарушает ещё одна визитёрша роковая дама и самопровозглашённая баронесса Элоиза Боске де Вагнер Уэрхорн (Ана де Армас), приплывшая на Флореану с двумя любовниками и желанием построить отель. Страсти начинают кипеть, а интриги и козни коварной псевдобаронессы не приведут ни к чему хорошему.

Изначально роль, доставшуюся Ванессе Кирби, должна была играть Алисия Викандер
Изначально роль, доставшуюся Ванессе Кирби, должна была играть Алисия Викандер

В «Эдеме» в качестве персонажа фигурирует реальный и вполне авторитетный немецкий доктор Риттер, ставший Робинзоном в возрасте 43 лет, а сюжет основан на мемуарах Доры Штраух и Маргрет Виттмер, конечно, несколько приукрашенных режиссёром Роном Ховардом и его сосценаристом Ноа Пинком. Фабула фильма поначалу напоминает сатирический роман Кристиана Крахта «Империя». Там тоже немец Август Энгельхард, тоже вполне реальная личность, основал в начале прошлого века на островах Германской Новой Гвинеи религиозную общину кокофагов (любителей кокосов), «Солнечный орден», построенный на идеалах нудизма и вегетарианства. Но режиссёр «Эдема» довольно быстро отступает от юмористического изображения персонажа Лоу (образ со вставными зубами и сочиняемыми им философскими текстами, которым он сам не может соответствовать, явно издевательский) и рисует картину человеческого общежития без особых прикрас и иллюзий.

Съёмки Галапагосских островов проходили в Австралии
Съёмки Галапагосских островов проходили в Австралии

Это почти что триллер про выживание в диких условиях: сцена одиноких родов Маргрет, которую во время схваток атакуют дикие собаки, снята и смонтирована крайне напряжённо, а кража консервов лишь первый шаг к убийству. К сожалению, Ховард хоть и вышел из своей привычной «зоны комфорта», не смог избавиться от пошловатых примет голливудских блокбастеров от закадровой музыки Ханса Циммера с пиликающими скрипками до открыточных пейзажей с закатным солнцем и общего ощущения затянутости.

Негламурную Сидни Суини без макияжа можно также увидеть в фильмах «Долина эха», «Реальная история Уиннер» и, конечно, «Однажды…в Голливуде»
Негламурную Сидни Суини без макияжа можно также увидеть в фильмах «Долина эха», «Реальная история Уиннер» и, конечно, «Однажды…в Голливуде»

Но, даже со всеми недочётами, это увлекательное и неглупое кино со звёздным актёрским составом стоит просмотра и вполне может считаться одним из лучших фильмов режиссёра, наряду с «Уиллоу», «Обратной тягой» и «Выкупом». Сидни Суини уже не первый раз доказывает, что и в максимально невзрачном образе может приковывать к себе внимание, Ана де Армас сильно переигрывает, но этот стиль подходит её манерной и взбалмошной героине, а Лоу и Кирби с перехлёстом изображают токсичную пару, помешанную на ницшеанстве.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

  Ты мне еще Ницше начни цитировать!   скептически говорил уголовник Зубек, герой Сидихина в комедии «Мама, не горюй». Здесь цитаты из особенно популярного в те годы немецкого философа тоже не очень-то помогают главным героям. Более того, его высказывание «падающего толкни» оборачивается против них самих. Примечательно, что первая страна, в которой фильм вышел в прокат, почти через год после премьеры на фестивале в Торонто в 2024-м как раз Германия. Россия на почётном втором месте.

Поделиться