Писатель и драматург Далтон Трамбо (Брайан Крэнстон), самый высокооплачиваемый кинодраматург 1940-х с номинацией на «Оскар» и лауреат Национальной книжной премии, попадает в «Чёрный список» неблагонадёжных деятелей «Голливуда», состоящих в Коммунистической партии США, и тех, кого заподозрили в симпатии к ней. После Второй Мировой войны Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности выдвигается на передовую борьбы с «красной угрозой». Кино рассматривается, как идеологическое оружие, а Голливуд препарируется под микроскопом, как рассадник опасных коммунистических идей.
Трамбо отказывается давать показания на слушаниях в Конгрессе, что приводит к годовому тюремному заключению и голливудской «анафеме». Трамбо не сдаётся. Он анонимно штампует в невероятном количестве сценарии малобюджетных жанровых поделок, а когда понимает, что не справляется с конвейером, — привлекает своих друзей, таких же, как он, изгоев из позорной «Голливудской десятки». По телевизору он смотрит, как написанные им «Римские каникулы» и «Отважный» получают «Оскары» за лучший сценарий. В титрах первого значится его товарищ Йен МакЛеллан Хантер, авторство второго официально принадлежит некоему Роберту Ричу, которого никто никогда не видел.
У Далтона Трамбо выдающаяся биография без всяких скидок на «скучную» профессию сценариста. Голливудский баловень судьбы эпохи «золотого века» Голливуда, коммунист-либерал (в послевоенной Америке это не оксиморон) и фигурант громкого расследования, жертва «охоты на ведьм» времён «маккартизма» и заключённый, несломленный творец, пик карьеры которого пришёлся на годы забвения, и легенда на закате жизни. О любой из этих ипостасей можно снять отдельное кино, возможно, более скрупулёзное и глубокое. Парадоксально, но именно в этом кроется главный изъян картины. Режиссёр Джей Роач хоть и слывёт специалистом по политическому материалу (его вторая специализация после комедийной), до этого всегда действовал «точечно», освещая в своих «Пересчёте» и «Игра изменилась» конкретные события. В «Трамбо» ему приходится прессовать в два часа экранного времени растянувшийся почти на полтора десятилетия подвиг одного голливудского титана.
Никогда не отличавшийся особенным авторским видением Роач идёт по пути наименьшего сопротивления, внятно пересказывая основные вехи биографии Трамбо. Все они не оставляют сомнений в величии героя, но выдают какой-то боязливый трепет авторов перед его фигурой. Очевидно, что из людей, как Трамбо, гвозди можно делать. Тем интереснее было бы плеснуть в его образ немного тёмной краски. Роач это понимает. Он заявляет алкогольно-бензедриновую линию (неотъемлемая часть невероятной производительности Трамбо в пятидесятые) и внутрисемейное напряжение (обратная сторона того же самого), но всё время смотрит на часы, чтобы не выбиться из графика героического биопика.
Все эти недочёты ложатся на плечи звезды фильма Брайана Крэнстона, который в лучшие моменты неожиданно «даёт» Уолтера Уайта. У учителя химии из «Во все тяжкие» и голливудского топ-сценариста оказывается куда больше общего, чем можно предположить. Внешние обстоятельства толкают обоих на тёмную сторону закона ради высокой цели. Оба организуют собственные «подпольные империи», попутно разваливая свои семьи, только первый «толкает» кристально чистый мет, а второй — сценарии.
Но там, где Винс Гиллиган ставит перед своим героем неразрешимые моральные дилеммы, авторы «Трамбо» явно берегут протагониста. Такая общая «аккуратность» переносится на всех героев фильма. Все они в «Трамбо» разведены на два лагеря: на одном полюсе — милые праведники из семьи сценариста, его свита «чёрносписочников» и благородные «спасители» Кирк Дуглас и Отто Премингер; на другом — исчадия ада традиционных ценностей: суперстар Джон Уэйн, мерзкий политик Дж. Парнелл Томас и стерва-колумнистка Хедда Хоппер.
Галерея образов — номинально — потрясающая, но всем и каждому не хватает драматического объёма, без которого даже великая Хелен Миррен и всегда непринуждённый Луис С.К. кажутся карикатурами на самих себя. Самыми интересными в такой расстановке сил становятся персонажи с размытыми моральными принципами — Джон Гудман в роли идеального продюсера-трэшмейкера и Майкл Сталберг, играющий звезду Голливуда и друга Трамбо Эдварда Робинсона, который пожертвовал внушительную сумму на защиту Трамбо и его друзей, а позже дал против них показания.
Всё это, впрочем, не помешает получить от фильма простое зрительское счастье. «Трамбо» — крепкий, кондовый биопик на работающим без сбоев «оскаровском» движке. Да, бьёт он зачастую не в сердце, а прямо в лоб, но есть в нём скрытая сила пламенного мотивационного кино, которая заставляет упереться этим самым лбом в неприятности и тащит человека вперёд.
- О фильме
- Создатели и актеры
- Видео
- Рецензия
- Кадры
- Публикации
- Фильм в коллекциях
- Смотреть онлайн
- Еще
Рецензия на фильм «Трамбо»
"У учителя химии из «Во все тяжкие» и голливудского топ-сценариста куда больше общего, чем можно предположить. Внешние обстоятельства толкают обоих на тёмную сторону закона ради высокой цели. Оба организуют собственные «подпольные империи», попутно разваливая свои семьи." Рецензия Дмитрия Гнедича.
16 ФЕВРАЛЯ 2016
Текст: Дмитрий Гнедич

Далее по теме

Кастинг дня: Бритт Лауэр в хорроре о доставке, Вера Фармига в шпионском триллере с Расселом Кроу и др.
Звезда «Разделения» Бритт Лауэр возглавила каст хоррора «Отправитель» (Sender). В режиссёрском дебюте Расселла Голдмана также сыграют Дэвид Дастмалчян, Анна Барышников и Джейми Ли Кёртис. В основе картины — короткий метр самого Голдмана «Вернуть отправителю» (Return to Sender), героиня которого совершает покупки в интернете и начинает получать товары, которые не заказывала, а на сайте магазина появляются написанные от её имени отзывы на эти товары. Растревоженная ситуацией женщина пытается выяснить личность отправителя. Вера Фармига составит компанию Расселу Кроу и Гарри Лоути в триллере «Шпион на миллиард долларов» (Billion Dollar Spy) — экранизации бестселлера Дэвида Э. Хоффмана. За адаптацию отвечает режиссёр и сценарист «Сирианы» Стивен Гэйган, поставит фильм Амма Асанте. «Шпион…» расскажет о конструкторе Адольфе Толкачёве — агенте ЦРУ в СССР, который за годы шпионской деятельности передал США тысячи страниц советской секретной документации. Звезда «Дома Дракона» Эмма Д’Арси присоединится к Тому Крузу, Сандре Хюллер, Джону Гудмену и Джесси Племонсу на съёмочной площадке нового (и всё ещё безымянного) фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту. В центре сюжета — самый могущественный человек на планете, вынужденный приложить максимум усилий, чтобы спасти мир от глобальной катастрофы. Беда в том, что эту катастрофу сам же протагонист ненароком и спровоцировал.Люси Хейл исполнит сразу две роли в сериале «Мёртвые письма» (Dead Letters) — экранизации романа Кейт Долан-Лич. Режиссёрское кресло займёт Лиз Фридлендер («Держи ритм»). Хейл сыграет сестёр Аву и Зельду. Когда Зельда внезапно умирает, Ава возвращается в родительский дом, где обнаруживает стопку писем от сестры. Прочитав «мёртвые письма», Ава узнаёт, что Зельда боялась за свою жизнь, и смертельная угроза исходила от кого-то из обитателей дома. Стример Max официально подтвердил первые актёрские назначения в касте сериала «Гарри Поттер» — всего утверждено шесть исполнителей: Джон Литгоу сыграет Альбуса Дамблдора, Джанет Мактир — Минерву Макгонагалл, Паапа Эссьеду — Северуса Снейпа, Ник Фрост — Рубеуса Хагрида, Пол Уайтхаус — Аргуса Филча, а Люк Таллон — Квиринуса Квиррелла. Шоураннер сериала — Франческа Гардинер, несколько эпизодов поставит Марк Майлод.
15 АПРЕЛЯ

Увольнение дня. Режиссёр хоррора «Счастливого дня смерти» рассказал, почему ему не позволили снять ремейк «Боязни пауков»
Кристофер Лэндон больше не числится режиссёром ремейка «Боязни пауков» — и в свежем интервью сайту TheWrap постановщик дилогии «Счастливого дня смерти» рассказал, что послужило причиной его увольнения. Как выяснилось, сценарий, который написал Лэндон, не устроил продюсеров, а менять в нём что-либо режиссёр отказался: «Я написал сценарий, который понравился мне самому. Вообще-то я думал, что это одна из лучших моих работ. Но проблема в том, что приходится иметь дело с другими людьми, у которых своё мнение насчёт того, какое кино нам следует снимать. Так что это классический случай творческих разногласий, и я не захотел вносить никакие изменения. Каждый пошёл своим путём, вот как всё было. Во всяком случае, расставание было спокойным». Что именно не устроило продюсеров? История Лэндона показалась им чересчур кровожадной — режиссёр сделал серьёзный уклон в сторону боди-хоррора, тогда как оригинал был комедийным, почти семейным (по-спилберговски) триллером. По задумке Лэндона, пауки, атаковавшие маленький городок на западе Техаса, не просто наносили людям смертельные укусы (так было в оригинальной «Боязни пауков»), но и откладывали яйца в телах жертв.В сценарии Лэндона также есть элемент политической сатиры: нападение пауков происходит как раз в момент, когда в городке выбирают мэра. Один кандидат был из влиятельной семьи, наследник больших нефтяных денег, и Лэндон рассматривал на его роль актёра с типажом Тима Аллена — внешне обаятельного, но безжалостного по натуре. Конкурировать с этим кандидатом должна была женщина прогрессивных взглядов. Лэндон также отметил, что если спросить зрителей, что они помнят из оригинальной «Боязни пауков», то многие наверняка назовут сцену в душе и комичного дезинсектора Делберта в исполнении Джона Гудмена — но вряд ли кто-то сможет внятно пересказать сюжет: «Я решил, что это шанс, и написал нечто ориентированное именно на сюжет. И у меня было гораздо больше декораций, чем в оригинале. Определённо это был бы более дорогостоящий фильм, что, полагаю, стало ещё одним обстоятельством, которое заставило всех напрячься». Режиссёр даже предусмотрел возвращение персонажа Гудмена, так полюбившегося зрителям: он написал для этого «отличную сцену». Увы, это не помогло, и теперь режиссёрское кресло займёт кто-то другой, и остаётся только гадать, останется ли хоть что-то от сценария Лэндона в фильме в конечном итоге.Ремейк по-прежнему находится в разработке у Amblin Partners и Atomic Monster — компаний Стивена Спилберга и Джеймса Вана соответственно. Оригинальный фильм, спродюсированный Спилбергом и ставший режиссёрским дебютом его давнего бизнес-партнера Фрэнка Маршалла, вышел на экраны в 1990 году и рассказывал о нашествии смертоносных южноамериканских пауков на маленький городок. Картина заработала в мировом прокате $53,2 млн при $22-миллионном бюджете.
10 АПРЕЛЯ

Цифра дня. 2,2 млн просмотров набрал первый эпизод сериала Гая Ричи «Гангстерленд» — это рекорд для Paramount+
Криминальный сериал Гая Ричи «Гангстерленд» бодро стартовал на Paramount+ — по данным Paramount Global, первый эпизод с 2,2 млн просмотров переписал рекорд стримера. Историю о британском криминальном клане Харриганов, вышедшем на международный уровень, придумал Ронан Беннетт (недавний «День Шакала»). Главные роли сыграли Том Харди, Пирс Броснан, Хелен Миррен, Пэдди Консидайн и Энсон Бун. Ричи поставил первые два эпизода. Глава Paramount и Showtime/MTV Крис МакКарти уверен, что стример идёт верным путём: «Успех “Гангстерленда” лишний раз доказывает эффективности нашей дифференцированной модели — сериалов меньше, но они масштабнее, у них больше шансов пробиться сквозь шум, и эта модель опирается на наше достижение 2024 года, когда мы заняли второе место в категории SVOD по времени, потраченному зрителями на просмотр оригинальных сериалов». Помимо «Гангстерленда», в первую тройку самых просматриваемых сериалов Paramount+ входят два проекта работающего на износ Тейлора Шеридана — «1923» и «Лэндмен».
6 АПРЕЛЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Невыносимая легкость бытия: «Девственницам-самоубийцам» Софии Копполы 25 лет
В апреле 2000 года вышел в прокат полнометражный дебют представительницы элитной киносемьи. KNMN вспоминает редкий фильм, обладающий сразу двумя саундтреками — и рассказывает о роли музыки в жизни и карьере его создательницы
29 АПРЕЛЯ

Как накачать мускулы и свихнуться в драме «Жажда славы»
8 МАЯ

Туманные пейзажи, причудливый зверёк и Финн Вулфхард на коне в фэнтези «Очи»
7 МАЯ

Токсичная маскулинность и страдание ради идеальной волны в «Сёрфере» с Николасом Кейджем
6 МАЯ