Молодая мать-одиночка Джейн Чапман (Шейлин Вудли) переезжает с сыном Зигги в калифорнийский городок Монтерей (совсем юный Иэн Армитаж — присмотритесь, скоро ему играть детскую версию Шелдона Купера в приквеле «Теории большого взрыва»). Монтерей — филиал райских кущ, умиротворенная лакуна с живописными скалистыми пляжами на западном побережье США. Само собой, идиллия оказывается тихим омутом, только черти здесь такие же буржуазные, как и обыватели, живущие в особняках с видом на океан. В первый день Зигги в школе дочь местной стервы номер один Ренаты Клайн (Лора Дерн) указывает на новенького — это он оставил страшные следы от удушения на ее шее.
С 19 февраля главный американский кабельный канал HBO выдает по одному эпизоду в неделю своей новой многосерийки «Большая маленькая ложь» по одноименному роману австралийской писательницы Лиан Мориарти (на русском можно найти все ее книги, включая главный бестселлер «Тайна моего мужа», переведенный на 35 языков и проданный миллионным тиражом). Мориарти честно проходит по ведомству не лишенного психологизма женского чтива, которое она выписывает острым ироничным пером.

Причин здесь несколько. Во-первых, как говорится в старом анекдоте, это красиво. Ландшафты Северной Калифорнии и благородные интерьеры монтерейских домов-особняков в «Большой маленькой лжи» — не самоцель, но лучшее художественное оформление военного полигона для вражды «степфордских жен», то внезапно навевающее мысли о «Бродчерче» с его «убийством на пляже», то гасящее внутреннее напряжение материала. Под стать изящной обертке и начинка этой отравленной шоколадной конфеты.

Всегда склонный к нежным формам провокации на экране, но остающийся «агентом нормы», Келли в романе Мориарти точно определяет градус напряжения и добавляет трюк с «неназванным убийством» (оригинал выстроен более линейно), после которого оторваться от сериала совершенно невозможно. Заложенный в книге ироничный потенциал шоураннеры понаглее, вроде Райана Мерфи или Ноя Хоули, к бабке не ходи, развернули до полномасштабной сатиры. Действительно, по состоянию на 2017 год говорить с серьезным лицом о том, как трудно быть женщиной в стране победившего феминизма, практически невозможно — повестка разжевана и отработана.

«Большая маленькая ложь» отдана женщинам: помешанной на контроле и материнской опеке повзрослевшей Барби Риз Уизеспун, заложнице своих сексуальных обсессий Николь Кидман и звезде «Дивергентов» Шейлин Вудли, которая, кажется, единственная в городе спит с пистолетом под подушкой.

«Большая маленькая ложь» оказывается эдакой «южной» американской прозой наоборот, плачем по переставшим работать ценностям, но уже не старого патриархального, а нового мира. Зыбкая утопия рушится от тонкого голоска маленькой девочки, одним словом ломающего обманчивое равновесие. Здесь сериал идет по касательной с другим мощным высказыванием о силе детского слова — картиной Томаса Винтерберга «Охота».

Позади пять ни секунды не скучных эпизодов, впереди — два. Для экранизации «женской» истории, где много плачут и сплетничают, пока все складывается даже слишком хорошо: полдюжины сильных ролей — от уже привычно откровенной Кидман и на редкость уместной Уизерспун до неожиданно интересных Адама Скотта и Скарсгарда, красивый и разный саундтрек с песней на титрах Майкла Киванука, «сыгранный» тандем режиссера Валле и оператора Ива Беланже («Бруклин» и три последние работы Жан-Марка) и маэстро Келли, умеющий одной фразой повернуть диалог новой, более острой гранью.