Симулятор гонок и неспортивное поведение в «Формуле-1» с Брэдом Питтом

В мировой прокат вышел первый блокбастер от Apple, снятый в тесном сотрудничестве с гоночной суперзвездой Льюисом Хэмилтоном. Создатели уверяют, что это лучший фильм о гонках, снятый когда-либо, а KNMN выясняет, так ли это

Сонни Хейс (Брэд Питт) — бывший пилот «Формулы-1», ездивший в начале девяностых с Сенной и Шумахером, но после тяжелой аварии вынужденный уйти из спорта. В самом начале фильма он просыпается перед сменой в гонке Daytona 500: команда проигрывает, но сам Хейс сдаваться не намерен и при помощи грубой езды достигает первого места. Напарнику он говорит, что убьёт его, если тот не доедет первым, а начальника команды просит не будить, если они проиграют. Победа за ними, но Сонни отказывается и от призовых часов, и от кубков — ему важнее сам процесс.

 

Впереди маячат гонки Baja 1000, но вдруг появляется бывший партнер по команде Рубен (Хавьер Бардем) — и предлагает вернуться в «Формулу». Команда, которой он управляет, находится в самом низу таблицы, талантливый новичок Джошуа (Демсон Идрис) хорош, но один не вывезет. Оставив Сонни с размышлениями и билетом премиум-класса до Британии, Рубен уходит — а зрителя ждут начальные титры, под которые мы наконец видим впервые на экране болид «Формулы-1».

Брэд Питт давно является заядлым поклонником автогонок. Изначально Питт должен был сняться вместе с Томом Крузом в фильме «Go Like Hell» режиссёра Джозефа Косински, но проект не состоялся по финансовым причинам и впоследствии превратился в «Форд против Феррари» (2019). После этого Питт выступил продюсером и рассказчиком документального фильма о MotoGP «Добиваясь вершины» (2015). А в 2016 году Питту выпала честь проехать круг по трассе перед стартом «24 часов Ле-Мана» во Франции
Брэд Питт давно является заядлым поклонником автогонок. Изначально Питт должен был сняться вместе с Томом Крузом в фильме «Go Like Hell» режиссёра Джозефа Косински, но проект не состоялся по финансовым причинам и впоследствии превратился в «Форд против Феррари» (2019). После этого Питт выступил продюсером и рассказчиком документального фильма о MotoGP «Добиваясь вершины» (2015). А в 2016 году Питту выпала честь проехать круг по трассе перед стартом «24 часов Ле-Мана» во Франции

От пилотов воздушных режиссёр Джозеф Косински элегантно перешел к пилотам земным — и большинство зрителей, скорее всего, ожидало, что в «Формуле-1» они получат «Топ Ган: Мэверик», только с болидами. В некоторой степени их ожидания оправдались: в отличие от других недавних фильмов, связанных с гонками, то есть «Феррари» и «Ford против Ferrari», процессу соревнований здесь уделяется львиная доля хронометража. Гран-при здесь выглядят превосходно и с отлично выстроенной внутренней драматургией (хотя в паре моментов с ней, безусловно, Косински и соавтор сценария Эрен Крюгер перебарщивают). И показывают «Формулу-1» правильно — как командный спорт.

Брэд Питт за съёмки в фильме получил гонорар в 30 млн долларов — самый большой гонорар за всю его карьеру
Брэд Питт за съёмки в фильме получил гонорар в 30 млн долларов — самый большой гонорар за всю его карьеру

Но для этого, естественно, приходится жертвовать реализмом — что несколько иронично, учитывая, что для своих ролей Питт и Идрис учились по-настоящему управлять болидами. Сами по себе гонки максимально погрузят в происходящее любого зрителя, но лишь знакомый со спортом человек отметит, что поведение Питта не всегда спортивно. А то, что в фильме подается как панк-рок и хаотичность, в настоящей «Формуле-1» быстро бы обернулось дисквалификацией от строгой Международной автомобильной ассоциации (о которой тут, к чести авторов, в какой-то момент вспоминают). Такое же «Не верю!» возникает и от единственной романтической линии в фильме — совершенно необязательной и существующей в фильме как будто бы лишь для галочки.

 

Для проформы, кажется, Косински и Крюгер вставляют в фильм типичные для спортивного кино реплики. «Что ещё нужно? Ехать быстро», «Теперь это твоя команда» и другие клише не приносят в «Формулу» ничего нового. Пытаясь повторить формулу второго «Топ Гана», простого, но прекрасно работающего фильма, Косински хоть и удаётся избежать ошибки большинства современных блокбастеров, в которых проговаривается слишком многое, но на её месте возникают новые.

Звучащая в трейлере фильма песня «The Chain» группы Fleetwood Mac плотно ассоциируется с «Формулой-1» — Бибиси с 1978 года использует её для освещения этого вида спорта
Звучащая в трейлере фильма песня «The Chain» группы Fleetwood Mac плотно ассоциируется с «Формулой-1» — Бибиси с 1978 года использует её для освещения этого вида спорта

В первую очередь это излишняя драматизация и большое количество побочных линий — впрочем, одна из них, показывающая «Формулу-1» как бренд и индустрию со своими интригами, действительно интересна. Но «Мэверик» работал за счёт своей американскости и привязки к первому фильму — он делал своих героев гигантами, создавал из них мифы. «Формуле-1» это совсем не удаётся — не помогает и саундтрек Ханса Циммера, местами откровенно напоминающий работу Трента Резнора и Аттикуса Росса к «Претендентам», который не умолкает даже в самые подходящие для тишины моменты.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

Фильм, созданный в первую очередь в рамках экспансии «Формулы-1» на американский рынок, явно добивается своей главной цели — соревнования в нём выглядят так зрелищно, что многие зрители влюбятся в спорт, как уже ранее это получилось у первых сезонов документального сериала «Формула 1: Драйв выживания». Но за пределами болидов мы не видим ничего принципиально нового — и даже манера съемки кажется более уместной для устройств с Apple TV, чем для больших экранов. Но если вам, как и Сонни, важнее сам процесс гонок — вы сможете многое фильму простить.

Поделиться