Осьминоги-пришельцы, жестокость взрослых и боль взросления в «Первородном грехе Такопи»

Завершился показ «Первородного греха Такопи» — одного из самых высокооцененных аниме 2025 года. История о детях (и пришельцах), полная табуированных тем и неприкрытой жестокости привлекла внимание зрителей сразу по ряду причин, среди которых качественная анимация и шок-контент. Но так ли хорош «Такопи» на самом деле?

Пришелец-хэппианин с непроизносимым именем оказался на Земле с важной миссией: делать людей счастливыми. Так уж вышло, что первой ему встретилась четвероклассница Сидзука, которая поделилась с новым знакомым хлебом и назвала его Такопи — из-за схожести с осьминогом и присказки «пи» в речи. Разумеется, доброта должна быть вознаграждена, и Такопи решает сделать все, чтобы Сидзука улыбнулась. Что не так-то просто: гость с другой планеты попросту не понимает, что школьница подвергается регулярной травле в школе и несчастлива дома, где от нее ушел отец, а мать пропадает на работе и плевать хотела на ребенка.

«Первородный грех Такопи» — одно из немногих аниме, рейтинг каждого из шести эпизодов которого превышает 9,0. Оно быстро стало самым рейтинговым аниме 2025 года на IMDb
«Первородный грех Такопи» — одно из немногих аниме, рейтинг каждого из шести эпизодов которого превышает 9,0. Оно быстро стало самым рейтинговым аниме 2025 года на IMDb

Манга Taizan_5 вышла в 2021 году и моментально впечаталась в сердца и умы многих читателей. Благодарить за это стоит выбранные темы: долгое время на случаи школьной травли в Японии старались закрывать глаза, и только недавно начали говорить об этом открыто. «Первородный грех Такопи» стартует без прикрас и показывает все как есть на примере Сидзуки: девочку регулярно избивают, воруют и выбрасывают ее вещи, подвергают психологическому насилию. Учителя при этом все чаще закрывают на ситуацию глаза: за сериал никто ни разу не обратил внимание даже на очевидные вещи вроде изрисованной ругательствами парты ребенка. Разумеется, такое обращение не может привести ни к чему хорошему.

Уже в середине первой серии попытки Такопи помочь Сидзуке оборачиваются катастрофой: получив крепкую ленточку дружбы, девочка решает использовать ее не для примирения с главной обидчицей Мариной, а… в качестве верёвки. Сцена ожидаемо шокирует: редкое произведение идет настолько далеко, чтобы в красках показать самоубийство как результат травли. Твист не то чтобы неожиданный: перед началом серии демонстрируется предупреждение о контенте в сопровождении ссылок на сайты с помощью в трудных ситуациях. На этом неожиданности, разумеется, не заканчиваются, но лучше их оставить в секрете.

Во время презентации аниме режиссёр Синъя Иино рассказал, что старался не изображать «боль» в «Первородном грехе Такопи» слишком болезненно
Во время презентации аниме режиссёр Синъя Иино рассказал, что старался не изображать «боль» в «Первородном грехе Такопи» слишком болезненно

Вообще «Такопи» на первых порах напоминает откровенное misery porn: плохо здесь примерно всем, а эффект дополнительно усиливается «незнанием» пришельца. Тот воспринимает происходящее через призму, в которой зло попросту не существует, и его «мультяшная» натура создает интересный контраст с происходящим. Разумеется, со временем Такопи приходится «взрослеть» и принимать правила нового для него мира, и опыт это довольно травмирующий.

 

Степень горя и трагедии растет и настигает нескольких пиковых точек на протяжении небольшого по хронометражу сериала. Основное действие, по сути, начинается только после второго эпизода, где Такопи лишается возможности возвращаться во времени обратно. После этого повествование становится более линейным и движется по определенному вектору: горя меньше не становится, но акценты расставляются иначе. Например, находится место более счастливым моментам: Сидзука и Такопи начинают куда активнее общаться с мальчиком Наоки Адзумой, что первое время помогает всем троим. Ключевое здесь — «первое время»: в отношения просачиваются и накопившиеся проблемы, и личные травмы.

Несмотря на наличие всего двух томов, манга «Первородный грех Такопи» достигла впечатляющей отметки в 1,4 миллиона экземпляров тиража.
Несмотря на наличие всего двух томов, манга «Первородный грех Такопи» достигла впечатляющей отметки в 1,4 миллиона экземпляров тиража.

Наоки, увы, тоже успел пострадать: мальчика, конечно, не травят в привычном смысле, однако и он едва выдерживает давление со стороны матери, которая ожидает от него идеальных оценок. Все дело в том, что старший брат Наоки, Дзюнъя, стабильно получал высокие оценки, и на этом фоне ожидания, предъявляемые младшему, оказались едва ли не выше. Психологическое давление тоже оборачивается большими проблемами, из-за которых ребенок замыкается в себе и не очень адекватно смотрит на мир.

 

Даже Марина, очевидная, казалось бы, антагонистка, превратившая жизнь Сидзуки в ад, на деле тоже оказывается жертвой. Ее абьюзер — родная мать, тяжело переживающая разрыв с отцом и глушащая боль в алкоголе. Собственно, ненависть Марины к Сидзуке не беспочвенна и происходит из внутрисемейных проблем — это, разумеется, не оправдывает девочку, но хотя бы дает понять суть происходящего зрителю и Такопи. Буквальная демонстрация мысли, что проблемы не возникают на пустом месте. Что примечательно, проблемы находятся даже у Такопи — правда, до них еще нужно досмотреть. «Первородный грех», о котором идет речь в названии, всплывает только в самом конце, и во многом меняет взгляд на все происходящее.

Продюсер Судо Котаро из TBS Television, создавшей аниме, уверяет, что это «история о взаимопонимании и диалоге», и режиссер Иино разделяет это мнение
Продюсер Судо Котаро из TBS Television, создавшей аниме, уверяет, что это «история о взаимопонимании и диалоге», и режиссер Иино разделяет это мнение

Обычно от подобных историй ждешь, что автор постарается разложить все по полочкам и дать какие-то внятные ответы на вопросы или решить сложившиеся проблемы. Taizan_5 не ищет легких путей: в финале Такопи успевает осознать многое из случившегося и… приходит к выводу, что далеко не все можно исправить, сколько бы ни было у тебя веселых гаджетов и полезных приспособлений. Более того, в сложившейся ситуации главным выводом для пришельца становится мысль о том, что не нужно сломя голову ломиться искать решение чужих проблем — иногда лучше узнать, чего человек хочет на самом деле. Простая, казалось бы, мысль транслируется неожиданным образом и приводит к очередному грустному повороту — правда, на этот раз с более счастливым концом.

 

Все вышесказанное естественно относится как к оригинальной манге, так и к аниме. Однако между ними есть и отличия, о которых стоит поговорить отдельно. «Первородный грех Такопи» — история компактная: она укладывается менее чем в два десятка глав и шесть эпизодов, которые умудряются добавить новое и несколько растянуть уже имеющееся. С растягиванием есть пара интересных моментов: например, шокирующая сцена с ленточкой в анимационной версии вышла более мягкой — все кадры на месте, однако к ситуации подводят куда более плавно, заранее давая намеки и в ключевой момент оттягивая неизбежное столкновение с реальностью. Еще один интересный момент связан с одним из финальных твистов: в манге создавалось четкое впечатление, что Сидзука не так уж безвинна, просто в силу недомолвок, а вот аниме расставляет акценты иначе и буквально обеляет девочку. Нельзя сказать, что это большая проблема: к этому моменту не разочароваться в ней так и так трудно за счет множества мелких деталей, однако осадочек все равно остается.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

Несомненным плюсом аниме можно считать детальный перенос оригинальной стилистики и внимание к анимации в целом. Местами детализация приятно удивляет: видно, что молодая студия Enishiya (это их первое полноценное аниме, до этого выпускались короткометражки и рекламные ролики) сделала большую ставку на проект. Судя по оценкам, не зря: сериал претендует на звание одного из главных аниме-событий 2025-го и явно попадет во множество топов. Однако каким-то откровением его назвать все же трудно: смешивать жестокость реальности и мультяшность начали задолго до «Такопи» — вспомнить того же «Босоногого Гэна» студии Madhouse, — да и финальные выводы не тянут на прорыв. Однако нельзя и сказать, что сериал держится только на наслаждении горем персонажей: авторам все же удается найти интересный баланс и показать происходящее без чрезмерного упоения.

 

Удачный выбор материала позволил Enishiya продемонстрировать мастерство в сжатом формате и поместить свое имя в списки студий, за которыми стоит следить в будущем. Остается гадать, что выйдет дальше — и ждать с интересом.

Поделиться