Когда в 1997 году в России на кассетах появился «Адвокат дьявола», в школе среди моих однокашников зашёл спор, кто красивей из двух исполнительниц главных ролей — жена героя Киану Ривза или его рыжая коллега-обольстительница. При всём восхищении демонессой Конни Нильсен, мой выбор однозначно пал на Шарлиз Терон, тогда ещё мало кому известную — как минимум из-за сцены её танца в самом начале фильма, после победы мужа на судебном слушании. Сегодня, чуть лучше изучив её фильмографию, готов подписаться под словами тогдашнего себя-подростка. Кому ещё удавалось быть на своем месте и в постапокалиптическом экшене про Безумного Макса, и в оскароносной драме про серийную убийцу, и в ромкоме с Сетом Рогеном, и в супергеройском кино? Но начнём с самого начала — с зова джунглей.
Извилистый путь в Голливуд
Родившись в Южной Африке в семье с немецкими, французскими и голландскими корнями, Шарлиз росла на ферме недалеко от Йоханнесбурга, среди дикой природы. Именно этой близостью к флоре и фауне можно объяснить не только её решение стать активисткой за права животных, но и выбор роли в провалившейся в прокате диснеевской картине «Могучий Джо Янг» (1998). Там её героиня дружит с огромной гориллой (кстати, очень неплохо созданной вручную, без CGI) и соглашается перевезти её в Лос-Анджелес, чтобы затем спасать от похитителей-браконьеров. Однако за карьеру Шарлиз стоит благодарить счастливый случай и самую близкую родственницу.
В 16 лет она стала победительницей в конкурсе моделей и покинула охваченную апартеидом Африку по настоянию матери. Буквально за год до этого Шарлиз увидела, как мать застрелила напавшего на неё отца-алкоголика (после расследования никаких обвинений в адрес Герды Алетты выдвинуто не было). Несчастливое детство тоже по-своему помогло будущей актрисе — по её признанию, она всегда с готовностью погружалась в воображаемые миры, чтобы не видеть окружающего её хаоса.
Поступив в хореографическое училище в Нью-Йорке (Шарлиз занималась балетом с 6 лет), она вскоре повредила колено и уже готова была вернуться на родину, но мать вновь настояла, чтобы дочка попытала удачу в Голливуде. И снова оказалась права.
Шарлиз Терон: Я росла среди женщин, которые были как мужики — не в том смысле, что вели себя как мужики, а в том, что им нравился определенный юмор, который с женщинами общество обычно не ассоциирует. Поэтому я и люблю зависать со своей мамой.
В Лос-Анджелесе её заметил агент Джон Кроссби, когда она устроила скандал в банке, потому что кассир не хотел обналичивать чек из Африки. Прекрасная в гневе Шарлиз, извергавшая поток ругательств на английском и африкаанс, покорила агента, который помог ей устроиться на актёрские курсы, но так и не нашёл ни одной приличной роли, кроме «Шоугёрлз» (Шарлиз послушала внутренний голос и отказалась) и бессловесного появления в «Детях кукурузы-3»i.
Зато после расставания с Кроссби дело пошло на лад — начиная с «Двух дней в долине» (1996), полисюжетного неонуара с Дэнни Айелло, Джеймсом Спейдером и Гленн Хедли. Терон совершенно не терялась на их фоне в роли соблазнительной подруги киллера и появлялась в рекламе фильма на билбордах в нижнем белье. «Сейчас бы я точно на такое не пошла» — заявляла актриса в интервью Hollywood Reporter, но не из-за стыдливости, а потому что ей не хотелось бы повторяться.
Вскоре Терон заслужила дифирамбы от самого Тома Хэнкса в его режиссёрском дебюте, музыкальной ретро-драме «То, что ты делаешь», вышедшей в том же году. Небольшая роль девушки ударника, который по сюжету почему-то оказывается важнее фронтмена группы, заставила звезду «Форреста Гампа» похвалить её за необыкновенную естественность и уверенность. Как она вспоминает, режиссёр позвонил ей со словами: «Шарлиз, у меня есть хорошие новости и плохие новости. Плохие в том, что мне придётся вырезать некоторые твои сцены. Хорошие в том, что ты хороша как Мэрилин Монро во “Всё о Еве”»i. Учитывая дальнейший взлет к славе урожденной Нормы Джин и девушки из окрестностей Йоханнесбурга, Хэнкс действительно зрил в корень.
Юридическая комедия «Процесс и ошибка» (1997) вновь свела Терон с Джеффом Дэниелсом, с которым она уже снималась в «Двух днях в долине», и их любовная линия адвоката и официантки — единственная причина посмотреть это легковесное кино. Тогда же она получила ту самую роль в хорроре «Адвокат дьявола», ставшем настоящим стартом её голливудской карьеры. Уже упомянутый «Могучий Джо Янг», вышедшие в 1999-м году сайфай-хоррор «Жена астронавта» и слезливая мелодрама «Правила виноделов», байопик «Военный ныряльщик» (2000) — даже в откровенно коммерческой ерунде она не фальшивила и, разумеется, радовала глаз своей естественной здоровой красотой.
Где-то даже больше, чем от неё ожидалось — в неонуаре «Азартные игры» у фамм фаталь Терон есть откровенная топлес-сцена в бассейне; недостатка в эротике нет и в костюмной мелодраме «Голова в облаках» (2004), где она снялась в роли светской дамы со своим тогдашним бойфрендом Стюартом Таунсендом. Они познакомились на съёмках триллера «24 часа» (2002), где играли семейную пару, у которой похищают дочь, а позднее Терон появлялась в его режиссёрском дебюте «Битва в Сиэтле» (2007), мультисюжетной унылой драме об антиглобалистких протестах на улицах города.
Серийные убийцы, шахтёры и многодетные матери
В эти же годы Терон пробовала на ощупь авторское кино — появлялась у Вуди Аллена («Знаменитость», «Проклятие нефритового скорпиона») и Джеймса Грея («Ярды»), а вскоре доказала, что может быть не просто «конфеткой для глаз». Роль в «Монстре» (2004) реальной серийной убийцы Эйлин Уорнос, проститутки, расправлявшейся со своими клиентами, заставила говорить о Терон как о серьёзной драматической актрисе и принесла ей «Оскар», «Золотой глобус», «Серебряного медведя» и поздравления Нельсона Манделы. Можно, конечно, списать всё на то, что жюри Киноакадемии и фестивалей оценили её готовность к самопожертвованию — актриса сбрила брови и поправилась на 10 кг — но это слишком умалило бы её идеальное попадание в образ. Для сравнения всем сомневающимся стоит посмотреть документальные фильмы Ника Брумфилда «Эйлин Уорнос: Продажа серийной убийцы» (1992) и «Эйлин: Жизнь и смерть серийного убийцы» (2002) — второй док вышел уже после того, как преступница была казнена.
Одно допущение можно сделать точно — слово fuck и его производные, которые произносятся в фильме 189 раз, дались Терон проще простого. Достаточно вспомнить то, как она познакомилась со своим агентом или просто почитать её интервью. Как говорит Терон, именно брань ломает невидимые стены, окружающие звезд её статуса. В этом же году Шарлиз снялась в рекламе L'Oreal, с поразительной скоростью вернувшись в идеальную форму.
Своё умение перевоплощаться она продемонстрировала ещё не раз. Впрочем, её красоту не получилось до конца спрятать в образах шахтёрки, работающей на руднике и терпящей сексуальные домогательства от коллег (драма по реальным событиям «Северная страна»), строгой полицейской (мрачный детектив «В долине Эла») или пьющей одинокой писательницы (замечательное драмеди «Бедная богатая девочка»). Зато в трагикомедии «Талли»iузнать её довольно сложно — актриса не испугалась опять набрать вес (на этот раз 22 кг!) ради образа многодетной матери, страдающей от послеродовой депрессии.
На то, чтобы вернуться в форму после фильма «Талли», у Терон ушло полтора года
Джейсон Райтман : Мы, режиссёры, всегда ищем тех, кто смелее нас. Мы сидим за мониторами, пока актёры делают свою бесстрашную работу, и нет никого бесстрашней Шарлиз Терон. Обычно ты видишь, сколько процентов перед тобой от актёра, а сколько от персонажа. Актёры как бы подмигивают тебе в камеру, показывая, что внутри скрываются приличные люди, что бы их персонажи ни вытворяли. Она одна из немногих смелых, кто выкладывается на 100 %
Желающим полюбоваться на Терон, не обезображенную лишними килограммами и стараниями гримёров, стоит найти не самый известный телебайопик «Жизнь и смерть Питера Селлерса» (2004). За образ шведской красавицы, актрисы и фотомодели Бритт Экланд, четыре года прожившей в браке с великим британским комиком, она номинировалась на «Эмми», и смотреть на неё там и слушать её шведский акцент — чистое удовольствие.
Продюсер, мать и воительница
Начиная с «Монстра» Шарлиз выступает продюсером проектов, которые ей особенно дороги, причём не обязательно тех, где актриса играет сама (например, мини-сериал в жанре вестерн «Хэтфилды и Маккои» или культовый «Охотник за разумом» Дэвида Финчера). Она продолжает чередовать драмы, ромкомы и блокбастеры и озвучивать мультфильмы, успевая сниматься для рекламы Dior, заниматься благотворительной деятельностью в Америке и Африке и воспитывать двух приёмных детей. Не все фильмы с ней одинаково хороши (например, комедия «Миллион способов потерять голову» создателя «Гриффинов» Сета Макфарлейна или ещё одна драма про сексуальные домогательства «Скандал» оставили многих в замешательстве), но везде как минимум интересно на неё смотреть.
Актриса признавалась, что ей нравятся роли, требующие физического напряжения и боли — отсюда лысая воительница в «Безумном Максе: Дороге ярости» (2015), крутая шпионка в экранизации комикса «Взрывная блондинка» (2017), злодейка с белыми дредами во франшизе «Форсаж», долгожительница в двух частях Netflix-экшена «Бессмертная гвардия». Но еще больше ей нравится роль матери.
Как говорит сама Терон: Если кто-нибудь скажет мне завтра: «надо выбрать что-то одно», будет ли мне грустно отказаться от карьеры? Ещё бы. Но ежу понятно, что я отвечу.
Ради нашего (и её) душевного спокойствия надеемся, что это случится ещё очень нескоро.