Бухгалтер в нарукавниках щёлкает счётами в рыбном порту и спрашивает коллегу, не нужна ли ему скумбрия. Комичный дизайнер типографии буквально за минуту, к радости исключительно женского рабочего коллектива, делает обложку для календаря. Актёр на съёмочной площадке рассуждает с журналисткой о токсичной маскулинности. Киллер спит с собственной кузиной. Девушка в рыцарском костюме поёт в чебуречной. Все эти и многие другие люди встретятся на мастер-классе по приготовлению манной каши, который проводит человек, сбегавший от ночной темноты с помощью перелётов из города в город. Тем временем маленький мальчик едет на машине среди осенних пейзажей и беседует на разные темы с отцом, лицо которого зритель увидит в самом финале. Именно тогда все персонажи встретятся в деревенской избушке и полакомятся кашей, чтобы…нет, удержимся от спойлера.
Российско-сербские «Ангелы не жужжат» — уже третий фильм Александра Селиверстова после «Охотников» и «Молоди», вновь в лучших традициях претенциозного авторского кино, но на этот раз с потугами на комедию. Первая же история про неудачную пластику ушей, рассказанная в машине Петром Рыковым и Ульяной Пылаевой, вызывает подозрение, что с юмором здесь всё будет не очень хорошо. Вскоре подозрение сменяется уверенностью, которая переходит в принятие — вот так сразу, даже без гнева. Вместо обещанного сюрреализма в духе Роя Андерссона получаем чередование душных кабинетов прямиком из фильма «Курьер» с характерными канцелярско-кафкианскими диалогами и музыкальных номеров в духе Сергея Соловьева.
Если идти легким путём описания через сравнение, то все эти виньетки с отстранённо играющими актерами и изредка прорывающимся матом больше всего напомнили «Рассказы» Михаила Сегала. Там в нескольких новеллах беззлобно и с долей абсурда, пусть и не особенно удачно, высмеивались особенности российской действительности. Что именно высмеивает и о чём вообще говорит автор «Ангелов» не то чтобы понятно, но главное — не особо и интересно.
Можно вспомнить и картину почти что однофамильца режиссера Андрея Сильвестрова, экспериментальный «Прорубь», где тоже было множество сюжетных линий, но тот, при всей сложности определить его жанр, был всё же как минимум любопытным курьёзом, смесью сказки и сатиры на телевизионные шоу. Картину Селиверстова если и можно назвать курьёзом, то несмешным. Тем более что притчевая концовка фильма с библейскими аллюзиями на Иисуса и апостолов (неспроста же тут 12 глав и персонажей) намекает на то, что всё это было неспроста. Ну, знаете, как у Вима Вендерса.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Да и появление на экране кинокритика Зинаиды Пронченко и фестивального куратора Сергея Дёшина, уже игравшего у режиссёра в «Охотниках» и занимающегося прокатом «Ангелов», по идее должно было скрасить минуты тех, кто с ними знаком или просто представляет, как они выглядят, однако не приносит ожидаемого эффекта. Актёрской игрой они, конечно, не обязаны радовать, но главное, что с самим текстом их реплик как-то не задалось. Как не вышло и с оформлением каждой из глав картины, украшенных подписями с аляповатыми завитушками — вполне в духе дизайнера календарей из фильма. Что тут сказать, вместо манны небесной получили нечто, больше похожее на комковатую манную кашу. Хотя бы с названием не прогадали — ангелы действительно не жужжат.
нашего сайта (и не только)