Цветочная броня, генетическая сегрегация и футуристическая Астана в сай-фай боевике «Альтер»

В прокат выходит фантастика о мире будущего, раздираемом генетическими противоречиями. KNMN рассказывает о новой работе Тимо Вуоренсолы — автора, который прославился фильмом про нацистов на Луне

Много десятилетий назад отгремела ядерная война, после которой сложилась новая социальная иерархия. Теперь главные разделительные линии проходят не по этническим или классовым, а по генетическим критериям. Для подавляющего большинства людей («генетиков») нормой стали разнообразные модификации организма, призванные улучшить его физический или умственный потенциал. Те же, кто оказался невосприимчив к генной терапии («особые»), обречены оставаться гражданами второго сорта, им уготована участь изгоев, пригодных лишь для низкоквалифицированной работы. В трущобах «особого» района механик Леон (Том Фелтон) и его племянница Хлоя (Елизавета Бугулова) выживают, организуя местным жителям нелегальные кибер-апгрейды вроде глазных имплантов или брони, покрывающей руки. Когда эта парочка отщепенцев спасает от бандитов популярную певицу Миру (Эгги К. Адамс), то неожиданно вскрывает следы масштабного заговора, призванного избавиться от «особых» раз и навсегда.


Тимо Вуоренсола прославился в 2010-х своей хулиганской комедией «Железное небо», в которой бежавшие на Луну нацисты строили Четвёртый рейх, а потом участвовали в американской предвыборной борьбе. Критики в массе своей фильм разгромили, что не помешало «Железному небу» получить сначала культовый статус, а затем сиквел, густо замешанный на теориях о полой Земле и рептилоидном заговоре. Новая работа Вуоренсолы лишена столь же впечатляющего полета фантазии, но в ней предостаточно шарма малобюджетных боевиков эпохи VHS, чтобы заинтересовать поклонников хорошего плохого кино. «Альтер» полон восхитительной нелепицы, и высокая концентрация трэша как раз и превращает фильм в зрелище, достойное просмотра.

Игорь Жижикин уехал в США в составе группы Московского цирка в 1989 году, а десять лет спустя стал одинаково востребован в американском и российском кино 

Игорь Жижикин уехал в США в составе группы Московского цирка в 1989 году, а десять лет спустя стал одинаково востребован в американском и российском кино 

При всей ощутимо несерьезной (порой граничащей с абсурдом) тональности, общая канва сюжета обладает крайне заманчивой перспективой. Мир, в котором обычные тела стали стигмой презираемого меньшинства, общество, полное элегантных мутантов, генетический капитал как источник материального богатства и духовного роста — проблематика, достойная Дэвида Кроненберга и Жюлии Дюкурно. Вуоренсола, справедливости ради, не отбрасывает все эти задумки, но ему зачастую не хватает таланта выразить их в сколь-нибудь адекватной форме. 


Впрочем, несколько красочных сцен тут все же найдется. Во время ужина в дорогом ресторане нам показывают, на что похожа новая элита: за аккуратными столиками сидят красиво одетые люди, у которых то мелькают жабры на открытой шее, то выдвигаются из носа щупальца, чтобы опробовать тонкие вкусовые оттенки еды — сцена, вызывающая в памяти дебютный боди-хоррор Брайана Юзны «Общество». Любопытен и концепт кристаллического цветка, используемого для генетических манипуляций. Еще интересна логика нового неравенства: теперь каждый человек может свободно программировать развитие своего тела (и заодно своих детей), в то время как людей без модификаций презирают за особенности, стоящие целиком вне их контроля, как некогда в США презирали афроамериканцев, формально признавая их гражданское равенство. Сценарий (написанный самим Вуоренсолой) пестрит занятными идеями, однако надо понимать, что всё это потенциальное богатство тем остается серией схематичных набросков.

Том Фелтон стал популярен после роли в «Гарри Поттере и Философском камне»

Том Фелтон стал популярен после роли в «Гарри Поттере и Философском камне»

Зато когда дело доходит до экшена, «Альтер» становится намного веселее. Здесь хватает драк и перестрелок, хотя увлекают боевые сцены не смачностью ударов или стильными ракурсами, а комичностью постановки. Но в кое-какой находчивости Вуоренсоле и тут не откажешь. Судите сами: чтобы быть наравне с «генетиками», прикованный к коляске Леон мастерит себе экзоскелет, в который встроено чудодейственное растение, используемое для генетических экспериментов! Так что во время схватки с плохими парнями из рук у Леона вылетают толстенные корни, опутывающие врагов, а загадочный цветок апгрейдит его броню, превращая ее носителя почти в растительного киборга. Выглядит все это как микробюджетная версия «Элизиума», но за счет контраста между размахом задумки и скудостью исполнения возникает сильнейший комический эффект, захватывающий не хуже пролетов камеры Майкла Бэя или головоломной (во всех смыслах) хореографии Тимо Тьяджанто.


Общее умилительное впечатление подкрепляют и актерские работы. Том Фелтон — единственный, кто старается выдать что-то похоже на драму (что логично, ведь ему по сценарию придется пережить немало неприятных откровений), в то время как остальные участники откровенно веселятся и минимально напрягаются. Ричард Брейк (он играет сенатора-заговорщика) блещет своей злодейской улыбкой, но его задвигает в тень собственный подручный. Игорь Жижикин (эталонный «плохой русский», игравший убийц-мордоворотов в таких разных фильмах, как «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» и «Руслан») говорит мало, зато бьёт много и с явным удовольствием переигрывает, изображая беспощадного цепного пса режима. На их фоне теряются Елизавета Бугулова и Эгги К. Адамс, которым достались намного менее яркие образы. Особенно обидно за последнюю: поп-звезда Мира явно могла бы располагать гардеробом получше. 


По-своему впечатляет и подбор локаций. «Альтер» снимался в казахстанской Астане и специфику городского ландшафта Вуоренсола использовал достаточно неплохо. С одной стороны, здесь хватает блистающих небоскребов и обширных лабораторий, заполненных передовым оборудованием, с другой — никуда не делись окраинные кварталы, набитые обшарпанными (пост)советскими пятиэтажками. Эти противоречия в архитектурном дизайне органично накладываются на проблематику фильма, затрагивающую повсеместные, но слабо осознаваемые людьми различия в качестве жизни. 

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

«Альтер» бесконечно далек от шедевра научной фантастики, но именно его неуклюжесть и откровенно дурашливая интонация помогают создать кино, которое запоминается чем-то, кроме дизайна вступительных титров или отдельных эффектных сцен. Это динамичный трэш-боевик, всегда смешной и никогда не скучный. Выдержанный — словами аннотаций из 1990-х — в лучших традициях фильмов вроде «Беглецы компьютерных сетей» или «Голографический человек». 
 

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram