Первая же работа в кино Ии Сергеевны Саввиной - роль в картине Иосифа Хейфица «Дама с собачкой» - приносит ей в 1960-м году Специальный приз на Каннском кинофестивале. И мы понимаем, что для любого актера, а уж тем более для того, кто живет и работает в стране под названием СССР, это невероятный успех. Но при этом, несмотря на безусловную гениальность экранизации Хейфица и на то, что Анна Сергеевна Ии Саввиной, возможно, лучшая из всех когда-либо существовавших, неповторимая интонация актрисы сложится позже.
К очаровавшим каннское жюри холодной строгости и неистовой искренности вскоре добавится еще один компонент. И вот он-то и сделает Ию Саввину, актрису, использующую, казалось бы, совершенно неестественную интонацию, настоящим джедаем советского кинематографа. Она подключает иронию, иронию на гране сарказма. И неожиданно все три компонента начинают трансформироваться внутри образов во что-то большее. Это большее позволяет героиням Саввиной транслировать некое знание, некую уверенность в чем-то, что остальным - ни зрителям, ни героям - неизвестно. Если объяснять на пальцах, то это что-то вроде мисс Перегрин, но только опережающее ее и ей подобных гротескных мэри поппинс на десятки корпусов. Потому что персонажи Саввиной выдают свое суперзнание только уголками рта и выражением глаз, они живут среди нас - вот они! - они абсолютно реальны. В голову приходит фильм Юлия Файта «Марка страны Гонделупы» - лента нисколько не фестивальная, да теперь уже и не народная (примечательная, кстати, тем, что одну из ролей играет культовый писатель Юрий Коваль - автор «Приключений Васи Куролесова», «Картофельной собаки» и «Алого»). Но насколько же здорово, буквально тремя мазками, Саввиной удается выстроить образ матери! Сходятся строгость, искренность и ирония, чтобы показать невероятно настоящую маму.
Конечно, следовало бы вспомнить о великих ролях Саввиной в фильмах «Служили два товарища», «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», о народно любимом «Гараже»… Но показательней будет, пожалуй, телевизионная девятисерийная постановка «Ленфильма» по Вениамину Каверину «Открытая книга». Первую половину экранизации главную героиню в юности играет другая артистка. И несмотря на прямо-таки россыпь вспомогательных актеров (Владимир Басов, Олег Янковский, Олег Табаков и т.д.), фильм никак не может завестись и двигается только за счет таймкода. Но потом главная героиня переходит к Ие Саввиной, и работавшее на холостом ходу киноповествование оживает, да настолько, что вторая половина «Открытой книги» становится по-настоящему увлекательной лентой.
И вот еще что: многим известна знаменитая история о том, что, когда Ия Саввина разрабатывала образ Пятачка для мультфильма про Винни-Пуха, то решила его через манеру интонирования Беллы Ахмадулиной. Учитывая тот факт, что «поженить» великую советскую поэтессу с Пятачком - идея самой актрисы, сдается, что и всю свою интонационную систему она изобрела полностью самостоятельно.
Хотел подискутировать о суперзнании скрытого джедая советского кинематографа... Но если этот материал предназначен только москвичам...