«20000 лье под водой» (1954)
Фильм Ричарда Флейшера с Кирком Дугласом в главной роли не был первой экранизацией знаменитой книги Жюля Верна. До этого к роману регулярно подступались различные студии и постановщики, начиная с самого Жоржа Мельеса. Более того, для Disney фильм стал одним из первых полностью игровых проектов — ранее студия выпускала либо анимационные фильмы, либо картины, в которых анимация была совмещена с живыми съемками.
Кстати, изначально Уолт Дисней видел этот проект как анимационный, но художник Харпер Гофф подготовил настолько детализированные предварительные наброски и так ратовал за живую съемку, что продюсер изменил решение. Тем не менее, без анимации фильм все же не обошелся — например, электрический защитный заряд «Наутилуса», некоторые рыбы и водоросли были добавлены уже художниками.
«Русские идут! Русские идут!» (1966)
После того как абсурдность холодной войны высмеял Стэнли Кубрик, Норман Джуисон решил высказаться на ту же тему. Правда, режиссер сменил ракурс повествования — почти полностью убрал из фильма политику.
Фильм о советской подводной лодке, которая сбилась с курса и случайно села на мель у берегов штата Массачусетс, впечатлил лидеров как СССР, так и США. Более того, режиссер был лично приглашен в Москву. Джуисон рассказывал, что российские зрители были потрясены сценой, в которой советские моряки и американские жители объединяют усилия, чтобы спасти мальчика, который вот-вот сорвется с крыши.
Картина получила два «Золотых глобуса» — в номинациях «Лучший фильм (комедия или мюзикл)» и «Лучшая мужская роль в комедии или мюзикле» (Алан Аркин).
«Командир счастливой "Щуки"» (1972)
История противостояния подводной лодки Северного флота «Щ-721» и гитлеровцев стала хитом советского проката. Военная драма Бориса Волчека с Петром Вельяминовым и Донатасом Банионисом в главных ролях запомнилась зрителям, несмотря на слабые спецэффекты и множество художественных допущений.
Одним из таких допущений стала сама невозможность существования подводной лодки с подобным номером. Первая цифра в тактических номерах подлодок указывала на принадлежность к флотилиям: Тихоокеанский флот — «1», Черноморский — «2», Балтийский — «3», Северный — «4». Так что лодка с номером, начинающимся на «7» никак не могла состоять на вооружении Северного флота.
«Лодка» (1981)
Эпическое полотно Вольфганга Петерсена с Юргеном Прохновым в главной роли создавалось в очень непростых условиях. Например, постановщик запретил актерам, которые играли в фильме экипаж подводной лодки U-96, во время съемок находиться на солнце — их кожа должна была выглядеть бледной, как и предписывали предлагаемые обстоятельства. Также режиссер не разрешал актерам бриться, так что усы и бороды (учитывая последовательную съемку сцен), которые зритель видит в кадре, настоящие, а не накладные. Вдобавок Петерсен настоял, чтобы съемка велась в пределах реального корабля, пространство которого немного шире вытянутых рук — это было сделано, чтобы натуральнее передать клаустрофобию в кадре.
Результат этих усилий оказался впечатляющим — немецкоязычный фильм получил шесть номинаций на «Оскар». Впоследствии вышло еще несколько расширенных редакций фильма, включая режиссерскую версию и сериал из восьми эпизодов.
«Охота за "Красным октябрем"» (1990)
Готовясь к роли капитана советской подводной лодки в фильме Джона МакТирнана по роману Тома Клэнси, Шон Коннери провел некоторое время на настоящей субмарине. Актеру даже было разрешено отдавать приказы экипажу (правда, рядом с ним находился действующий капитан). А Скотту Гленну готовиться к роли капитана «Далласа» помогал действующий коммандер подлодки «Солт-Лейк-Сити», который приказал экипажу относиться к актеру как к вышестоящему по рангу.
Такая тщательная подготовка не прошла бесследно: фильм ждал оглушительный успех — при бюджете в $30 миллионов картина собрала в мировом прокате целых $200,5 млн, а также была удостоена «Оскара» за лучший монтаж звука.
«Багровый прилив» (1995)
ВМС США сочли сценарий фильма неприемлемым и изобилующим неточностями, и постановка осталась без поддержки военных. Так что режиссер Тони Скотт ради нескольких кадров порой вынужден был совершать дерзкие выходки. Например, в сцене, где атомная подводная лодка «Алабама» уходит под воду, есть не постановочные кадры: Скотт летал на вертолете вокруг настоящей «Алабамы» и снимал ее — капитану субмарины это не понравилось, и он отдал приказ погружаться, на что Скотт, собственно, и рассчитывал. Впоследствии ВМФ даже выразил протест против того, чтобы в фильме использовалась техника без соответствующего разрешения. Однако подлодка все равно находилась у всех на виду, ее местоположение не было частью военной тайны, и протест не получил дальнейшего развития.
А вот сценарий все же пришлось подправить — в диалоговой части: в качестве сценарного доктора выступил Квентин Тарантино.
«Убрать перископ» (1996)
Роль дизельной подводной лодки «Стингрей» в этой комедии «сыграла» настоящая подводная лодка «Пампанито», участвовавшая во Второй мировой войне. В ходе военных действий «Пампанито» затопила или основательно повредила десять вражеских кораблей.
Правда, на момент съемок субмарина уже была музеем и национальным памятником, поэтому для подводных съемок использовались макеты, а во время наводных лодку тянул буксир. В фильме даже есть отсылка к закадровой жизни подлодки: когда главный герой, осмотрев «Стингрей», интересуется у адмирала, не собирается ли он превратить ее в музей.
«Ю-571» (2000)
Режиссер и соавтор сценария Джонатан Мостоу загорелся желанием снять фильм о подводной лодке после того, как посетил тот самый музей «Пампанито». Однако во время написания сценария и последующих съемок авторы допустили множество вымышленных фактов. Например, реальная подлодка U-571 никогда не была захвачена. Более того, премьер-министр Великобритании Тони Блэр, посмотрев фильм, негативно отреагировал на расшифровку американцами кода «Энигмы». Возмущения британцев на этот счет привели к тому, что перед финальными титрами появляется надпись, подтверждающая, что первую «Энигму» захватил именно Королевский флот.
А один отставной коммандер, ветеран Второй мировой войны, комментируя увиденное в фильме, сказал следующее: «Одну деталь они [авторы фильма] уловили очень точно — во время Второй мировой войны в Северной Атлантике были подводные лодки».
«На последнем берегу» (2000)
Создавая этот постапокалиптический телефильм, Рассел Малкэхи вдохновлялись не только литературным первоисточником (романом Невила Шюта) и его первой экранизацией (фильмом Стэнли Крамера, вышедшим в 1959 году), но и триллером «Охота за "Красным октябрем"». Ведь только в «Охоте...» и в фильме Малкэхи присутствует такое явление, как «гусеничный ход» ядерной подводной лодки. «Гусеничный ход» — чистый вымысел Тома Клэнси и кинодраматургов, в реальности его не существует.
«К-19» (2002)
Перенос на экран подвига советских подводников (на АПЛ К-19 произошла авария ядерной силовой установки) с самого начала столкнулся с трудностями. Так, выжившие участники трагедии, ознакомившись со сценарием, были им крайне недовольны. Они даже написали открытое письмо режиссеру Кэтрин Бигелоу и исполнителю главной роли Харрисону Форду. Подводники возражали против нецензурных выражений, неприязни между двумя высокопоставленными офицерами, неповиновения и пьянства отдельных членов экипажа, а также против попытки мятежа — по их словам, ничего подобного не происходило.
Были и чисто технические препятствия — например, узкие коридоры (съемочная площадка была построена по чертежам реальной К-19): пришлось прокладывать рельсы для камеры на потолке и маскировать их под интерьер. Зато Бигелоу удалось создать напряженную атмосферу в кадре — причем не только за счет операторских и монтажных ухищрений, но и благодаря блестящим актерским работам уже упомянутого Форда и Лиама Нисона.
Фильм провалился в прокате (он собрал во всем мире лишь $65,7 млн при $100-миллионном бюджете), но получил неплохую критику (61% положительных рецензий на Rotten Tomatoes).
«Глубина» (2002)
Изначально глубоководный фантастический триллер должен был ставить Даррен Аронофски, он даже успел поучаствовать в написании сценария (тогда проект назывался «Протей»). Но в итоге Даррен уступил «Глубину» Дэвиду Туи — режиссеру хитового сайфая «Черная дыра».
Съемки некоторых сцен фильма проходили на борту реальной подводной лодки времен Второй мировой войны «Сильверсайд». Подлодку отбуксировали в озеро Мичиган, покрасили и отсняли на ней экстерьерные сцены с Брюсом Гринвудом.
«Глубина» провалилась в прокате с оглушительным треском (при бюджете в $40 миллионов собрала по миру всего $2,6 млн), зато понравилась большинству критиков, а среди поклонников поджанра «кино о субмаринах» приобрела статус культовой ленты.