РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «РОД МУЖСКОЙ»

В прокат выходит психологический хоррор режиссера «Из машины» и «Аннигиляции». О том, что на этот раз приготовил для зрителей Алекс Гарленд, рассказывает Дмитрий Соколов.

Чтобы восстановить душевные силы после смерти мужа, Харпер Марлоу (Джесси Бакли) переезжает из шумного мегаполиса в тихую деревню. Поначалу смена обстановки идет женщине на пользу — она очарована живописными пейзажами глубинки. Но однажды в сад к Харпер пробирается неизвестный (и абсолютно голый) мужчина, после чего размеренная деревенская жизнь все быстрее и быстрее превращается в сюрреалистический кошмар.

Если в других своих фильмах (и в сериале «Разрабы») Алекс Гарленд работал с сюжетами, характерными скорее для научной фантастики, то «Род мужской» оформлен как хоррор, в котором переплетаются психология и философские метафоры. Авторский почерк при этом опознается легко — как и в той же «Аннигиляции», чем дальше развиваются события, тем больше оказывается разрыв с реальностью.

Уже к середине фильма Гарленд напрочь забывает не только о реалистичности, но даже о минимальном правдоподобии сюжета, генерируя мощный поток аллегорических образов и безумных ситуаций, в которые попадает главная героиня. Обнаженный мужчина с заросшим листьями лицом, безумный священник с разрезанной рукой, мальчик в маске девочки — вот лишь малая часть персонажей, с которыми придется столкнуться Харпер за полтора часа экранного времени. Причем в последней трети фильма градус абсурда стремительно повышается, и «Род мужской» окончательно превращается в поток сознания, лишенный остатков структуры и логики.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Эта бессвязность, к сожалению, подрывает весь потенциал фильма. В отличие от слоубернеров вроде «Реинкарнации» или «Бабадука» (тоже насыщенных символизмом), «Род мужской» лишен не только центральной идеи, но и четко выстроенного сценария. Гарленд обозначает в сюжете множество тем, от токсичной маскулинности до критики патриархата, но не раскрывает ни одной. В каком-то смысле «Род мужской» — развернутая метафора болезненного расставания (и разрыва с прошлым), но эта тематика подается настолько абстрактно, что широта ее подачи становится недостатком, а не достоинством.

В то же время чисто технически фильм выполнен отлично, в чем немалая заслуга оператора Роба Харди (лауреата премии BAFTA за драму «Мальчик А»), а также монтажера Джейка Робертса (номинанта на «Оскар» за неовестерн «Любой ценой»). Здесь прекрасно подобраны локации: пейзажи английской провинции показаны одновременно тривиальными и пугающими. Хороша и музыка — ее в фильме немного, но использована она очень умело. Нельзя не отметить, наконец, актерскую игру Джесси Бакли и Рори Киннира, играющего сразу несколько ролей.

Эти составные части, однако, не соединяются в какую-то связную целостность, воспринимаясь как изолированные сегменты большой картины, детали которой теряются в тумане смыслов. «Род мужской» — тот случай, когда целое оказалось меньше, чем сумма отдельных компонентов.

Поделиться