Рецензия на фильм «МОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ»

В прокат выходит комедийный ретродетектив Франсуа Озона. Впечатлениями от картины делится Кирилл Горячок.

Париж, 1935 год. Две подруги едва сводят концы с концами в съемной квартире. Начинающая актриса Мадлен (Надя Терешкевич) не может получить приличную роль, а адвокат Полин (Ребекка Мардер) — отыскать достойного клиента. Судьба дарит им неожиданный шанс проявить себя, когда Мадлен обвиняют в убийстве именитого кинопродюсера Монферрана (Жан-Кристоф Буве). Вместо того чтобы доказывать невиновность, актриса и адвокат, наоборот, решают разыграть водевиль в зале суда и стать знаменитыми.

Не секрет, что Франсуа Озон блестящий стилист и киноман. Практически любой его фильм легко разбирается на отсылки и источники вдохновения из истории кинематографа. «Мое преступление» — не исключение. Ретродетектив об убийстве продюсера быстро превращается в авантюрную комедию дель арте, где все не то, чем кажется, а смерть — лишь повод для потешной шутки.

Поскольку действие «Моего преступления» разворачивается в 1930-е годы, Озон не мог обойтись без стилистических отсылок к классике — Жану Ренуару и Марселю Карне. Но больше всего фильм напоминает озоновский же мюзикл «8 женщин», где хитрые авантюристки вертят мужчинами как хотят, надеясь обрести богатство и любовь. Неслучайно на втором плане в «Моем преступлении» появляется Изабель Юппер в роли эксцентричной актрисы немого кино, чья карьера с приходом звука закатилась, а Мадлен и Полин черпают вдохновение для своей аферы в фильме Александра Эсве и Билли Уайлдера «Плохая кровь» с Даниэль Дарье — обе актрисы играли в популярном мюзикле Озона.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Условность и нереальность происходящего задается режиссером с первых минут. Героини как будто прекрасно знают, что они внутри фильма, поэтому говорят и действуют соответствующе. Насмотревшись авантюрного кино, Мадлен и Полин воспроизводят драматические и сентиментальные сюжеты в жизни. Убийство продюсера становится отправной точкой для веселой игры двух подруг. Распознать, где правда, а где вымысел в «Моем преступлении» не всегда возможно, потому что Озон как бы подыгрывает своим героиням, скрывая факты либо подавая их под разным углом. Как в «Расёмоне», смерть Монферрана показана в различных трактовках персонажей фильма. Парижане в фильме страдают от синефилии, они падки на актеров, жаждут зрелищ и высоких чувств. Каждый хочет представить преступление как спектакль и пышную трагедию, но никого не интересует, что же произошло на самом деле. Главное, чтобы картинка получилась красивая.

Веселый и непринужденный карнавал «Моего преступления» может сперва показаться милой безделицей, снятой Озоном из чистой любви к старому кино. Однако за ней скрывается меланхоличная история о постправде и мире, в котором действительность больше не востребована публикой. Под видом борьбы за права женщин Мадлен и Полин разыгрывают невероятную аферу и добиваются славы и денег (явная отсылка на недавние процессы MeToo). Народ же рад поверить им, ведь их история так красива, прямо как в кино.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
Статьи
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
В прокат выходит «Рыжая Соня» - новая экранизация фэнтезийной классики о храброй и сильной женщине, взявшей в руки меч, чтобы бороться против тирании. Когда-то она была одной из первых героинь, бросивших вызов миру, где безраздельно правили мужчины, и доказавших, что фэнтези и феминизм никак не конфликтуют. KNMN рассказывает о богатом историческом наследии, стоящем за фигурой девы-воительницы в книгах, комиксах и, наконец, фильмах
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Рецензии
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Рецензии
Встреча со старыми друзьями и крюком в «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Статьи
«Когда мне было 11 лет, в нашей школе установили компьютер». Какие воспоминания разлочил ререлиз фильмов «Питер FM» и «Прогулка»?