НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Мастер и Маргарита»

    ,

    В прокат выходит новая экранизация главного романа Михаила Булгакова. Об одном из самых амбициозных российских фильмов последних лет рассказывает Дмитрий Соколов.

    Москва, 1930-е годы. Успешный писатель (Евгений Цыганов), автор пьесы о Понтии Пилате, попадает в эпицентр литературного скандала: критики громят его работу за потакание религиозным предрассудкам. Спектакль о Пилате снят с репертуара, членство в Союзе писателей аннулировано, коллеги шарахаются от изгоя — привычная жизнь внезапно катится под откос. Утешением для писателя становится встреча с загадочной красавицей Маргаритой (Юлия Снигирь), которая вдохновляет его начать работу над романом. Главным героем книги становится иностранец Воланд (Аугуст Диль), владеющий тайнами черной магии. По мере того как писатель все глубже погружается в мир своей книги, граница между вымыслом и реальностью начинает расплываться, ставя под угрозу его связь с Маргаритой.

    Новая экранизация культового романа Михаила Булгакова долго пребывала в производственном аду: масштаб и бюджет постановки росли, менялся актерский состав, а дата премьеры неоднократно переносилась. Но, к счастью, «Мастер и Маргарита» в полной мере оправдывает ожидания — это сюрреалистическая любовная история, рассказанная с явным уважением к первоисточнику. Гармония насыщенного визуального стиля, отличной актерской игры и продуманного сценария создают атмосферу мира, где буйство воображения легко проникает в повседневную жизнь (а иногда изменяет ее).

    Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" (2024)

    Первое, что бросается в глаза — превосходная работа с костюмами и локациями. Эстетика сталинской эпохи изображена с размахом голливудского блокбастера: по широким проспектам маршируют счастливые спортсмены, повсюду гигантские высотки с красными звездами, на каждом углу висят плакаты о Первомае и пятилетках, а вдали от шумной суеты суровые люди в погонах допрашивают контрреволюционных заговорщиков. Пока партия ищет врагов революции, творческая элита отдыхает под англоязычный джаз, словно не замечая никаких перемен, и звучат тосты за «коммунизм в отдельно взятой квартире». Здесь мелькают модные платья и пиджаки, но в полной мере фантазия авторов раскрывается ближе к финалу, на том самом балу. Маргарита предстает в наряде с древнеегипетским колоритом, а мимо нее проходят гости в экзотических костюмах — пожалуй, это одна из лучших сцен фильма.

    Яркую картинку дополняют столь же яркие герои. Цыганов и Снигирь отлично смотрятся в ролях влюбленных, роман которых разворачивается в реальном и воображаемом мирах одновременно. Помимо них, здесь можно увидеть много знакомых лиц: от датчанина Класа Банга (Дракула из сериала Netflix), который играет здесь Понтия Пилата, до Леонида Ярмольника в небольшой роли доктора. Но главная звезда фильма — Аугуст Диль, блестяще сыгравший Воланда. Своей харизмой Диль крадет любую сцену, а его присутствие придает всему происходящему отчетливо инфернальный оттенок даже в самых спокойных эпизодах.

    Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" (2024)

    Сценарий, в свою очередь, грамотно обыгрывает не только потенциал сюжета книги, но и задействованных в ней персонажей, давно ставших частью культурного канона. Экранизация не всегда скрупулезно следует логике романа, однако, учитывая многослойность исходного текста, большая часть изменений выглядят вполне оправданной. В центре внимания здесь — история любви, причем события выстроены так, что отношения Мастера и Маргариты (несмотря на все обилие чертовщины) можно воспринимать и как историю роковой страсти, которая приводит к гибели, и как рассказ о спасительной силе творческого воображения. В этом смысле фильм соответствует духу книги, где до последних страниц сохранялась двусмысленность, оставляющая простор для интерпретаций.

    Что касается недостатков, то их в проекте такого масштаба на удивление немного. Более всего заметна явная недоработка сюжета с Пилатом, который выглядит здесь больше данью уважения первоисточнику, нежели органической частью истории. Колоритной свите Воланда можно было уделить больше внимания: из всех его подручных запоминается лишь кот Бегемот, хотя сцен у него немного. По технической части хочется отметить одно странное решение: хотя в фильме много диалогов на немецком и на латыни, разговоры эти переведены закадровой озвучкой, а не субтитрами — неясно, зачем в таком случае вообще нужна иностранная речь, если зрители ее толком не услышат.

    Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" (2024)

    Но все это, в сущности, малозначимые детали. «Мастер и Маргарита» — безусловно, одна из лучших экранизаций классики ХХ века за последние годы, зрелище, поданное с безупречным чувством стиля, смелостью (местами неожиданной) и великолепно продуманной масштабностью.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    В прокате — героическая драма Алексея Германа-мл. о советских летчицах времен Великой Отечественной войны. Впечатлениями от картины делится Кирилл Горячок.

    В прокат вышла спортивная драма Андрея Богатырева о мастерах боевых искусств, стоявших у истоков самбо. Впечатлениями о комиксе про советскую действительность делится Дмитрий Бортников.

    26 октября в онлайн-кинотеатре KION состоится премьера драмы взросления, получившей приз за лучший актерский ансамбль на фестивале «Одна шестая». Впечатлениями от дебюта Анастасии Борисовой делится Кирилл Горячок.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.