Известный факт, что российский прокат уже на протяжении нескольких лет заполоняют фильмы с локализованными названиями вроде «астрал», «заклятье», «паранормальное явление» и так далее.
Естественно, никакого отношения эти фильмы к титульным франшизам не имеют и зачастую представляют собой низкобюджетные малоизвестные хорроры из самых темных уголков условного Shudderi, тем самым оказываясь мишенью для неиссякаемых шуток. Впрочем, не нужно думать, что эти фильмы обязательно плохие.
Например, «Паранормальное явление. Дом призраков» (Deadstream, 2022) играючи не только уделывал большую часть настоящих представителей титульной франшизы, но и легко мог попасть в списки лучших хорроров 2022 года. Отсюда вывод, что, возможно, с очередным «заклятием астральной братвы» не всё так однозначно, — не исключено, что за смешным названием скрывается отличное кино.
В августе нынешнего года в российский прокат почти одновременно выходит несколько фильмов, заклейменных подобным образом, так что автор этих строк (склонный к исследовательской деятельности, связанной с причинением себе психологического урона) поставил перед собой задачу проинспектировать их все.

Внимательный читатель может заметить в этом названии сразу две любопытных детали. Во-первых, не совсем понятно к какой именно франшизе оно отсылает, — «Заклятье»? «Экзорцист»? Фильмы про экзорцистов тоже выходят на регулярной основе. Ответ на этот вопрос мы узнаем по ходу раскрытия сюжета.
Вторая деталь гораздо более занятна. Франшиза Джеймса Вана в русском переводе всегда называлась «Заклятие», а здесь же мы имеем дело с «Заклятьем». Разница в целой букве! Небольшой лингвистический анализ показал, что это просто два разных варианта написания одного устаревшего слова и никакой смысловой разницы между ними нет. В чем прикол? Никто не знает.
На этом моменте стоит обратиться к оригинальному названию фильма — «Crucifix. Blood of the Exorcist». Как видим, «распятие» ловким движением руки превращается в «заклятье», зато кровь экзорциста на месте.

Уже тут можно было бы более-менее уверенно предположить, что за фильм нас ожидает. Но «Заклятье» удивляет и своими первыми минутами: сразу после титров нам показывают сражение неких бородатых мужчин со щитами и топорами. Затем побежденного викинга ведут на казнь к закутанному в черный капюшон монаху. В последние секунды своей жизни воин успевает проклясть именем Одина как всех присутствующих, так и в целом вообще всех. Да, я это не придумал. Далее начинается, собственно, фильм.
Женатая пара переезжает после неизвестного трагического события на дикое шотландское побережье, чтобы починить свои разваливающиеся отношения. На заднем дворе вскоре обнаруживается страшный череп (принадлежащий, как выясняется, тому самому викингу из начала фильма). Тут можно было бы предположить, что перед нами фолк-хоррор. Посудите сами, шотландская глушь, языческое прошлое, страшный артефакт, найденный в земле. Увы, но нет.
Довольно быстро из-за этого самого черепа жена становится одержимой духом убитого викинга — и, да, начинается очередной никудышный ремейк классического фильма Уильяма Фридкина, из чего можно сделать вывод, что вторая половина названия фильма — правильная.
Снято дешево, на коленке и совсем без вдохновения — на уровне очень плохой телевизионной постановки. Изначальная завязка с викингами внушала надежду, что авторы пойдут хотя бы по пути весёлого цирка, но нет. По большей части это смурное кино про травму, как нынче модно у старших товарищей по жанру. Впрочем, в финале «Заклятью» все-таки удается снова удивить, — привычный христианский ритуал экзорцизма не работает, ведь бедная женщина одержима не демоном из ада, а нордическим воителем, и потому необходим потешный псевдо-языческий ритуал с призывами Одина и дракой на мечах с вредным духом.

Здесь всё сразу прекрасно. Пожалуй, стоило бы пойти чуть дальше и заменить «мёртвых» на «зловещих мертвецов», чтобы уместить в название сразу три франшизы.
Настоящее название фильма — «Siccin 7» — и, в особенности, цифра 7, — сразу должно натолкнуть на определенные мысли. Перед нами очень успешная у себя на родине турецкая хоррор-франшиза, которая насчитывает уже восемь фильмов. Можно было бы посмеяться от того, как одна серия превращается в другую из-за вольностей перевода, но на самом деле подобные прецеденты встречались и раньше.
Достаточно вспомнить уже упомянутых «Зловещих мертвецов» (в оригинале Evil Dead). Первые две части франшизы в итальянском прокате назывались La Casa 1 и La Casa 2, а затем уже итальянские режиссеры, вроде знаменитого Умберто Ленци, сняли сиквелы «La casa 3, 4, 5», не имеющие ничего общего ни с фильмами Сэма Рэйми, ни друг с другом. И всё бы ничего, но в ту же декаду выходил американский хоррор с названием House, то есть «Дом», чем собственно «La Casa» и является. Итальянцам пришлось обозвать его «Chi è sepolto in quella casa?» * (Кто похоронен в этом доме?) Весело, не правда ли? Подумайте об этом на досуге. Фильмы из серии Siccin, впрочем, настолько самодостаточны, что их можно спокойно смотреть в любом порядке.
Итак, седьмая часть франшизы, она же «Астрал», начинается с рассказа о некоем страшном ритуале Черной луны, который проводится раз в несколько лет. Затем пожилая женщина приходит в гости к жуткой колдунье, похожей на лорда ситхов, и просит ее провести этот самый ритуал, чтобы отомстить обидчику. Ведьма соглашается, но есть нюанс: женщина должна заплатить темным духам страшную цену — закопать живьем (любого) ребенка. Темное колдовство проходит успешно, и обидчик (некий седой дед), ведомый силами зла, убивает из ружья сначала всю свою семью, а затем и себя.

Далее действие переносит нас в роскошный дом, где живет семья недавно уволившегося врача. Пожилая женщина из вступления устраивается сиделкой для его сильно больной матери и чуть менее больной младшей дочери. Вскоре оказывается, что цену духам она не заплатила (точнее, заплатила, но не совсем), а потому вокруг неё теперь витает злая сила, отравляющая всё и всех вокруг себя.
При этом история включает в себя и различные криминальные аспекты. Например, в какой-то момент выясняется, что тот самый седой дед убил мужа и сына главной героини из-за земельного спора, а ребенка для ритуала она приобрела у местных торговцев детьми. История при этом подается довольно сбивчиво, не всегда можно понять, когда именно происходят события и какие из них реальны. Впрочем, авторы фильма позаботились и о невнимательном зрителе, — и вот уже врач смотрит на проекторе краткий пересказ всех хитросплетений сюжета в исполнении темных духов. Стриминговым сервисам на заметку!

В финале, когда дела семьи становятся совсем уж плачевны, в фильм заявляется местный экзорцист, красивый статный мужчина, который силой духа вызывает тёмные силы на серьезный разговор где-то на мрачном пляже, находящемся в астрале?.. Возможно, это редкий случай, когда локализованное название все-таки попало в точку.
Турецкий «Астрал» — вполне компетентное кино, которое способно и удивить, и насмешить, и даже возможно кого-то напугать. Выглядит оно довольно обаятельно, напоминая одновременно российские и турецкие сериалы, плюс довольно умело сталкивает оголтелую мистику с криминальной чернухой. К тому же здесь довольно умелая постановка с весьма симпатичными дизайнами декораций, чем нынче может похвастаться далеко не каждый хоррор, даже из первого эшелона.

Главная героиня, переживая утрату близкого человека (который, почти как в фильме Алекса Гарленда «Род мужской», вышел из окна), не находит утешения в группе поддержки, из-за чего в поисках альтернативного способа душевного исцеления приходит к медиуму, от которой узнает, что ее скорбь буквально приняла форму злобного существа по имени Киллгрин.
Ну да, оригинальное название фильма — «The Killgrin», и, читая его синопсис, легко заподозрить канадку Джоанну Цанис если не в плагиате, то хотя бы подражании хитовому хоррору 2022 года. Неужели российские прокатчики оказались правы? На самом деле, ситуация с этим фильмом несколько сложнее, и, чтобы проиллюстрировать ее наглядным образом, не обойтись без небольшого графика:
2020 - MOURN (к/м) реж. Джоанна Цанис
2020 - LAURA HASN’T SLEPT (к/м) реж. Паркер Финн
2021 - SMILE (к/м) реж. Джоанна Цанис
2022 - SMILE реж. Паркер Финн
2024 - SMILE 2 реж. Паркер Финн
2025 - THE KILLGRIN реж. Джоанна Цанис
Внимательный читатель заметит, что первые короткометражки, являющиеся предтечами больших работ, как Цанис, так и Финн выпустили в один год. Более того, фильм с названием Smile, то есть «Улыбка», пускай и короткометражный, вышел у Джоанны на год раньше хитового хоррора 2022 года.

Выводов никаких я здесь делать все-таки не хочу: сложно сказать, кто кем вдохновлялся и вдохновлялся ли вообще, — к 2020-му году терапевтические ужасы про персонифицированные травмы уже не были чем-то новаторским.
«Улыбка. Новый кошмар» сконцентрирована на проблемах, знакомых каждой девушке: помимо того, что героине постоянно дает о себе знать сталкер из прошлого, странный мужчина из группы поддержки, похожий на Джеффа Голдблюма, настойчиво пытается к ней подкатить. Тут и кроется главная проблема фильма — он слишком хочет казаться серьёзным хоррором о преодолении травмы и слишком мало заботится о том, чтобы зрителю это было хоть сколько-то интересно. Весь этот тревожный фон периодически путается сам в себе и скорее мешает фильму, отвлекая зрителя от, собственно, Киллгрина, который в свою очередь, работает в духе героев слэшеров — просто убивает всех персонажей по очереди.
«Улыбку» есть за что похвалить, — за дизайн монстра-убиваки. Тварь могла бы достойно смотреться во вселенной «Восставшего из ада». Жаль, что экранного времени ей выделяют лишь немного, и то под самый занавес.

Неожиданно, но родина этого фильма — Таиланд. Слово «Заклятие» написано как положено, но тут кроется еще одна хитрость. Франшиза Джеймса Вана осенью этого года дополнится четвертым фильмом, который в российском прокате будет называться «Заклятие. Последний обряд» (в оригинале — The Conjuring: Last Rites). Достойный ход, снимаю шляпу.
Настоящее же название таиландского фильма можно примерно перевести как «Хранитель гробниц» — но, впрочем, не суть. Давайте разбираться, соответствует ли локализация содержанию.

Кино встречает нас кратким пересказом истории любви. Главный герой, мужчина маньячного вида со смешной бородкой, встречает женщину своей мечты. Они без ума друг от друга, свадьба, счастливая семейная жизнь. Но вдруг возлюбленная из-за какой-то болезни сначала надолго засыпает, а затем и вовсе отправляется на тот свет.
Прошло время. Мужчина маньячного вида со смешной бородкой приезжает на выходные в загородный дом, — но уже с другой женщиной. Это его любовница, ранее работавшая в подчинении у мертвой жены. Вступление было обманом: никакой счастливой семейной жизни никогда не было.
Романтические выходные на даче омрачаются несколькими проблемами. Во-первых, по округе бродит местный шаман и пытается проводить какие-то ритуалы. Во-вторых, дома, в стеклянном гробу, лежит мертвая жена главного героя. Согласно ее завещанию, этот дом перейдет в собственность уже бывшего мужа только при условии, что они с любовницей проведут в нем 100 дней. С телом мертвой жены под боком. В стеклянном гробу.

И тут начинается сущий кошмар, ведь мстительный призрак обманутой супруги будет изводить любовников по полной программе. Похоже примерно на сотню других фильмов? И правда, предложить таиландскому фильму особо нечего.
Неловкие джампскейры и женщины, раскрашенные серой краской, чтобы изобразить тем самым призраков, — вот весь хоррор-арсенал, которым «Последний ритуал» может похвастаться. Да и тот подсмотрен у японского кино многолетней давности. Окончательно добивают фильм постоянные флэшбеки из жизни главных героев, которые превращают происходящее в занудную мелодраму.
Единственная радость — потрясающие в своем идиотизме диалоги.
• Ты из-за меня завел себе другую?
• Ты тут не при чем. Я сам виноват. Прости меня.
• Будем разбираться с этим вместе.
Поддержка всем, кто подобные разговоры переживал сам. А фильму все-таки не подходит его российское название.

Ради смешного символизма последним этапом в своем страшном путешествии я выбрал фильм с таким названием. Забавно, что из-за недавнего успешного возвращения франшизы «Пункт» теперь встает в один ряд с более приевшимися «Астралами», «Заклятьями», «Проклятьями» и «Экзорцистами». Ждем в скором времени пополнение в виде «Городских легенд», хотя сердце, конечно же, просит как минимум новых «Лепреконов». Фильм, кстати, из Тайваня.
Еще одна шутка кроется в том, что никакой высотки 613 в нем нет. Вообще. На это намекает и настоящее название фильма, которое можно было бы перевести как «Призраки здания Баттерфляй». В российском переводе же табличку, на которой огромными буквами написано настоящее название зданияя, откровено игнорируют, упорно продолжая называть его высоткой 613. Почему? Подход достоин уважения.

По сюжету в дешевый, откровенно загнивающий многоквартирный дом заезжают молодая женщина с маленькой дочкой, очевидно, обе скрываются от отца ребёнка. Их заселяют в квартиру 606 (заметьте, тоже не 613!), в которой — конечно же — живут призраки. Можно было бы подумать, что вот он — очередной опоздавший на 20 лет закос под японские хорроры, но не тут-то было. Если японцы ограничивались одним-двумя призраками, то здесь авторы пускаются во все тяжкие. Высотка просто до отвала набита привидениями, они есть буквально в каждом углу, в каждом коридоре, в каждом утюге, в каждом отхожем месте. Чтобы вы понимали — девочка становится одержимой еще в первые полчаса фильма, а излечивают ее уже через пару минут. Предпосылка достойная современного комедийного аниме, которое могло бы называться в духе «Я переехал в многоквартирный дом ради дешевого жилья, но обнаружил в нем 999 призраков и теперь должен привести их всех к покою путем игры в нарды».
Увы, но подобный комедийный тон этому фильму чужд. Вскоре оказывается, что призраки — далеко не самое страшное, что есть в этом доме (эти призраки вообще зачастую ведут себя как герои «Битлджуса», просто мечтая побыстрее уйти из этого постсмертия куда-нибудь подальше). Не нужно бояться мертвых, живые — вот что по-настоящему страшно. Буквально каждый персонаж этого произведения — либо убийца, либо маньяк-педофил, либо абьюзер-наркоман, ну и так далее. Акценты плавно смещаются от мистического хоррора в сторону того, что у нас в народе принято нежно называть «чернухой». Чернуха, впрочем, здесь скорее смешит, поскольку написана и сыграна на уровне лучших представителей сериалов с телеканала ТВЦ.

Сюжет часто сбивает с толку частыми перемещениями во времени и пространстве, а в финале находится место даже временным парадоксам! Не стоит волноваться, — известный факт, что близкое присутствие привидений прерывает дней связующую нить (что совсем недавно продемонстрировал нам Стивен Содерберг в «Присутствии»).
Под конец «Пункт» окончательно уходит в отрыв, бессовестно цитируя «Темную воду» (или сериал «Ганнибал», зависит от степени вашей испорченности), а главная героиня и вовсе, подобно великому поэту, находит себя на горе из трупов. «Пункт назначения. Высотка 613» — это очень длинный, бессвязный и действительно опоздавший на 20 лет фильм, а бессмысленность его российского названия хорошо соотносится с бессмысленностью того, что за этим названием скрывается.

На этом мое путешествие по миру эксклюзивных сиквелов сразу всех известных хоррор-франшиз можно считать завершенным. Как можно заметить, зачастую практика фейковых названий даже попадает в точку или подсвечивает какие-то сходства с оригиналами, о которых сам прокатчик возможно даже и не догадывался.
Что касается самих фильмов — они, хоть зачастую и содержат некоторые любопытные идеи, по большей части страдают от плохой режиссуры и желания авторов закосить под больших авторов так называемого премиального хоррор-сегмента. Хотелось бы все-таки больше, извините, приколов.
Понравился ли мне хоть какой-то из этих фильмов? Приятно удивил турецкий «Астрал», вызвав желание продолжить знакомство с франшизой «Siccin». Что ж, возможно всё впереди — уже в сентябре нас ждет новая порция свежих «Пунктов назначения» и даже самое настоящее новое «Заклятие»!