Как приручить ксеноморфа в сериале «Чужой: Земля»

Вот и завершился показа сериала FX про противостояние ксеноморфов, людей и андроидов, написанный шоураннером «Фарго». KNMN разбирается, что же именно пошло сейчас не так и какую главную идею нехитро доносят на протяжении всех восьми серий

Кинофраншиза о ксеноморфах всегда была вещью особенной. Мало того, что все фильмы в ней были очень разными (по крайней мере, до недавнего времени), так еще и штормить ее в поисках своей новой идентичности начало сразу после выхода первого фильма. Нашлось в ней место и бодрому боевику про морпехов, и техносредневековью, и французским комиксам, и философскому эпосу. При этом, если первые два фильма более-менее однозначно и всенародны почитаемы, то все последующие возвращения зубастых чудовищ получали, как минимум, спорный прием. Однако люди продолжают любить ксеноморфов, и выход каждого нового фильма о них встречается с интересом, а не усталостью и отчаянием, как в случае с каким-нибудь «Терминатором». Впрочем, бесконечный поиск себя как будто закончился, когда франшиза перешла под крыло Disney, которые первым делом состряпали ностальгическую некрофилию под названием «Ромул», призванную напомнить всем, как же был хорош оригинал Ридли Скотта. Безотносительно качества той поделки, интерес к франшизе был возвращён, и фанаты замерли в ожидании следующих шагов.


В августе этого года на канале FX началась трансляция сериала «Чужой: Земля», очередного приквела самого первого фильма, за начальными сериями которого последовали восторженные рецензии, заоблачные оценки и крики о том, что никогда (то есть со времен Кэмерона) еще истории о ксеноморфах не были так хороши. И вот, спустя полтора месяца, кажется, что начальный восторг зрителей сменился разочарованием. Так что же случилось?

Хотя Ридли Скотт формально числится продюсером сериала, Ноа Хоули сказал, что 87-летний режиссёр не мешал творческому процессу и «за время съёмок сезона снял три или четыре масштабных фильма»

Хотя Ридли Скотт формально числится продюсером сериала, Ноа Хоули сказал, что 87-летний режиссёр не мешал творческому процессу и «за время съёмок сезона снял три или четыре масштабных фильма»

Итак, на дворе 2120 год, до знакомства Эллен Рипли с инопланетянами ещё два года. Правительства на Земле упразднены за ненадобностью; вместо них теперь всеми делами заправляют 5 могущественных корпораций. Одной из них является «Продиджи» во главе с молодым вундеркиндом Боем Кавалерой (Сэмуэл Блэнкин). На своем удалённом от цивилизации острове он проводит эксперименты по пересадке человеческого сознания в синтетические тела (вы, кстати, не забыли, что «Бегущий по лезвию» и «Чужие» происходят в одной вселенной?). В качестве подопытных же используются смертельно больные дети. Еще Кавалера — большой фанат Питера Пэна, поэтому всем детям перед пересадкой сознания показывают мультфильм про него. А еще все дети, получив взрослые синтетические тела, получают и новые имена, взятые из книги Джеймса Мэтью Барри. Книги, которую Кавалера будет регулярно читать им по вечерам по громкой связи. Собственно, как вы уже могли догадаться, дети эти — Потерянные ребята в Неверлэнде. Если вам вдруг показалось, что референс к летающему мальчику слишком уж навязчивый, то вам не показалось — его будут пихать зрителю в лицо весь сериал при каждом удобном случае. 


Главная героиня сериала Марси была одной из умирающих детей, теперь же она стала Венди (Сидни Чендлер), синтетическим гибридом с очевидно анимешной внешностью, и по плану Кавалеры является новой ступенью эволюции человека. Еще Венди очень сильно скучает по своему старшему брату (Алекс Лоутер), работающему военным медиком на корпорацию «Продиджи»; проблема только в том, что родные подопытных уверены, что те мертвы, и какие-либо контакты с семьей Потерянным ребятам запрещены. 

Образ Тимоти Олифанта сознательно отсылает к Рою Бэтти, сыгранному Рутгером Хауэром в «Бегущем по лезвию». Ридли Скотт впервые упомянул, что действие двух фильмов происходит в одной вселенной, в режиссерском комментарии к юбилейному переизданию «Чужого» на DVD в честь 20-летия фильма

Образ Тимоти Олифанта сознательно отсылает к Рою Бэтти, сыгранному Рутгером Хауэром в «Бегущем по лезвию». Ридли Скотт впервые упомянул, что действие двух фильмов происходит в одной вселенной, в режиссерском комментарии к юбилейному переизданию «Чужого» на DVD в честь 20-летия фильма

Тем временем исследовательское судно знакомой нам всем корпорации «Вейтланд Ютани», везущее на своем борту ксеноморфа, яйца лицехватов и несколько ранее невиданных инопланетных существ, терпит крушение прямо на земной город, принадлежащий корпорации «Продиджи». Венди узнает, что на место крушения выдвинулся и её брат и уговаривает вундеркинда Кавалеру отправить к кораблю её вместе с другими детьми, чтобы помочь спасателям. Гениальный глава корпорации, конечно же, соглашается рискнуть своими многомиллиардными экспериментальными образцами, но за компанию с ними еще и отправляет Кирша (Тимоти Олифанта), своего главного ученого-андроида, одновременно похожего на Дэвида из приквелов Ридли Скотта и на Рутгера Хауэра из его же «Бегущего по лезвию». На месте команда обнаруживает мертвый экипаж, монстров и единственного выжившего, киборга Морроу (Бабу Сизей), задача которого — любой ценой доставить инопланетные образцы в офис «Вейтланд Ютани». По итогам встречи, раненый брат Венди вместе с этими самыми образцами отправляется на остров Неверлэнд, где на протяжении всех последующих серий над ними будет ставить всяческие опыты Кавалера и Кирш, а Морроу за пределами острова будет строить всяческие козни, чтобы эти самые образцы вернуть.


Как видим по вводным данным, у нас здесь не пересказ успешных старых фильмов, а попытка создать новую историю, что, безусловно, похвально и отвечает духу франшизы. Еще можно заметить, что акценты даже в самой завязке уже словно смещены с ксеноморфов в совсем другую сторону. Помимо очевидной борьбы корпорации, красной линией сквозь сериал проходит линия борьбы новых форм жизни: андроидов, киборгов и гибридов. Инопланетные формы жизни посреди этой трансгуманистической возни скорее случайные попутчики, что вроде как роднит сериал с приквелами Скотта? Да как бы не так.

«Чужой: Земля» с бюджетом больше 250 миллионов стал самым дорогим сериалом в истории американского кабельного телевидения

«Чужой: Земля» с бюджетом больше 250 миллионов стал самым дорогим сериалом в истории американского кабельного телевидения

Ридли Скотт никогда не снимал кино об андроидах. Как «Бегущий…» был скорее разговором о скоротечности жизни, так и его дилогия похождений сбрендившего андроида Дэвида была нигилистическим манифестом ничтожества человечества перед лицом безразличных ложных богов. А что же хочет сказать нам сериал «Чужой. Земля»? Давайте разбираться.


Ноа Хоули, шоураннер сериала, не в первый раз уже в телевизионном формате работает с культовыми киношными первоисточниками — «Фарго», созданный по мотивам фильма братьев Коэн, был более чем удачен, выступая (особенно во втором сезоне) не просто вровень с оригиналом, но и порой превосходя его. Тем грустнее видеть, что талантливый когда-то автор просто плавает и тонет в своём же материале. 


Итак, у нас есть, как было уже написано выше, андроиды, киборги и гибриды. Что их всех объединяет? Конечно же, то, что они не принадлежат себе, они — собственность корпораций. Андроиды вынуждены быть их вечными слугами, киборги — вечно расплачиваться за аугментации, а Потерянные ребята, как экспериментальные прототипы, обязаны вечно оставаться выставочными образцами (ведь Кавалера по аналогии с Питером Пэном не желает их взросления). Ксеноморфы же, вместе с остальными инопланетными формами жизни, представлены как этакая плавающая форма собственности, предмет спора между корпорациями, чья потенциальная опасность не так важна, как потенциальная выгода от их использования. Очевидна некая схожесть между всеми нечеловеческими героями этой истории, не правда ли?

Это первый фильм франшизы, где появляется глава корпорации «Вейтланд Ютани». Её сыграла Сандра И Сенсидивер, актриса американо-корейского происхождения, отметившаяся в датских сериалах «Мост» и «Убийство»

Это первый фильм франшизы, где появляется глава корпорации «Вейтланд Ютани». Её сыграла Сандра И Сенсидивер, актриса американо-корейского происхождения, отметившаяся в датских сериалах «Мост» и «Убийство»

Посмотрим на главного антагониста сериала, вундеркинда Боя Кавалеру. Бесячий, заносчивый, разгуливающий босиком и закидывающий грязные ноги на стол во время юридических прений, очень глупый и эмоционально нестабильный миллиардер. Нетрудно догадаться, что это очередной, так сказать, референс на одного (а то и двух) реально существующих миллиардеров. Конфликт между местным Питером Пэном и Потерянными детьми, на почве их взросления и тяги к свободе, напрашивается с первой же серии и, собственно, он и происходит.


В какой-то момент девушке из Потерянных детей корпорация стирает память о травмирующем опыте взаимодействия с инопланетным монстриком, чтобы она не вела себя из-за него «ненормально». Это подчёркивает тот факт, что гибриды вплоть до своих воспоминаний являются чужой собственностью, и именно он становится катализатором бунта детей против своего создателя. Смешно то, что, если разобраться, авторы сериала аналогичным образом поступают со своими хорошими начинаниями, буквально отменяя их на ходу.


Идея сделать нечто новое оборачивается очередными заимствованиями дизайнов оригинального фильма, странно выглядящими на фоне дизайнов новых. А затем и вовсе происходит пятая серия, в которой зрителю снова предстоит смотреть вольный пересказ фильма 79-го года, и это спустя всего лишь год после аналогичной некромантии «Ромула»! Все интригующие идеи сценария ожидает похожий итог. Странные манипуляции андроида Кирша другими персонажами никуда не ведут, а его конфликт с киборгом Морроу оборачивается нелепой минутной дракой. Осьминогоглаз, самый любопытный из инопланетных существ, получает минимум экранного времени и даже в самом финале сериала так и остается тизером (конечно же, здесь имеется задел на второй сезон) чего-то более интересного.

Сигурни Уивер посмотрела сериал и осталась им очень довольна: «Я восхищена его размахом, который намного глобальнее, чем в очередном фильме про Чужого»

Сигурни Уивер посмотрела сериал и осталась им очень довольна: «Я восхищена его размахом, который намного глобальнее, чем в очередном фильме про Чужого»

Здесь нужно все-таки сделать важную оговорку. Приквелы Скотта всегда чрезмерно ругали за глупость действующих там людей, потому сделать главными героями буквально детей в телах взрослых — гениальный по своему замыслу сценарный ход, способный перечеркнуть сразу любые претензии к поведению персонажей. Проблема в том, что детской инфантильностью оказался пронизан весь сериал.


Будь «Чужой. Земля» аниме (причем не самым хорошим), многое встало бы на свои места. Собственно, кажется, что Хоули и так очень сильно вдохновлялся японскими мультфильмами, ведь вся эта история с детьми больно уж похожа на симбиоз «Призрака в доспехах» с «Обещанным Неверлэндом». Отсюда и режиссура, позволяющая героям вести эмоциональные беседы посреди преследования монстрами; ксеноморфы, сначала за секунду вырезающие десятки человек, а потом любезно уносящие спрятать живым важного для истории персонажа, и прочие условности, более свойственные «Атаке титанов». Видимо, поэтому Венди к финалу превращается во всемогущего персонажа, полностью подчиняющего себе всё вокруг — ведь окружающему миру буквально нечего ей противопоставить.


Инфантильностью можно было объяснить и чудовищный выбор песен для местного саундтрека в диапазоне от Tool до Smashing Pumpkins. Не из-за какой-то художественной целостности, а просто внутреннему ребенку автора показалось, что так будет «круто». При этом насилие и всяческие метаморфозы выполнены в очень мультяшном, максимально безобидном стиле (потому, наверное, на саундтреке нет какого-нибудь Slipknot). И это во франшизе, которая всегда славилась максимальной тактильностью своих физиологических подробностей! Да что тут говорить, если и сами зубастые ксеноморфы лишились здесь былого кровожадного обаяния, окончательно порвав со своим темным, гигеровским прошлым. Местные зубастики в какой-то момент буквально становятся ручными зверьками главной героини, ведь, помимо всех своих других сверхспособностей, она еще и умеет с ними общаться! А раз у них так много общего, а враг общий (мерзкие взрослые с их капитализмом), то почему бы им не подружиться? Надо ли говорить, что всякое чувство опасности, ранее свойственное этим тварям, окончательно стирается для зрителя.

Единственная часть франшизы, где действие происходит на Земле. Правда, были ещё «Чужой против Хищника» (2004) с Антарктикой в качестве сеттинга и «Чужой против Хищника: Реквием» (2007) с маленьким городком в горах Колорадо, но Ридли Скотт не считает эти фильмы частью вселенной не Чужих, а скорее Хищника

Единственная часть франшизы, где действие происходит на Земле. Правда, были ещё «Чужой против Хищника» (2004) с Антарктикой в качестве сеттинга и «Чужой против Хищника: Реквием» (2007) с маленьким городком в горах Колорадо, но Ридли Скотт не считает эти фильмы частью вселенной не Чужих, а скорее Хищника

Наконец, сериал инфантилен и по своему смысловому содержанию. Если Скотт вызывал к ответу всю мировую культуру, буквально философствуя молотом (к неудовольствию гиков), то Хоули топчется с книжкой про Питера Пэна и историей про роботов, которую сам уже где-то миллион раз уже подслушивал. А предложить что-то новое по теме трансгуманизма он не в силах, да и не очень-то пытается.


Фактически «Чужой. Земля» не становится ничем из того, чем была франшиза ранее. Это и не космохоррор, и не боевик, и не философский сайфай. Это довольно посредственный янг-эдалт с наспех состряпанными актуальными политическими аллюзиями. Но что ещё страшнее, он лишен всякой интриги, ведь никаких интересных вопросов в нём решаться не будет; зритель заранее знает о том, что все дела на острове приведут к катастрофе, и вынужден просто на протяжении долгих часов ожидать её пришествия. Да и здесь его ждет лишь разочарование, ведь даже бодрого аттракциона в духе все того же «Ромула» не выходит; вялотекущий сериал приходит к вяленькой же развязке, где разве что не грозят пальцем всем, кто плохо себя вел. В финале все плохие взрослые оказываются повержены, союз новых синтетических людей с ксеноморфами торжествует, задел на продолжение наличествует, но что же стоит за всем этим?

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

В конечном итоге, сериалу решительно нечего сказать, кроме простого «корпорации — плохие». Все эти синты, гибриды, инопланетяне — просто мишура. Сама по себе мысль может и неплохая, но явно не стоит семи часов дорогого продукта, угодившего в известную совсем другими идеями вселенную. «Настоящие монстры» — так называется последняя серия и, само собой, авторы сериала прилагают максимум усилий, чтобы зритель понял — монстрами являются кто угодно (корпорации, люди, андроиды, взрослые), но только не сами настоящие, извините, космические монстры. Довольно самокритично, учитывая, что за этот сериал отвечают люди на службе настоящей корпорации зла. 

 

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram