2029 год. Кибернетика развилась настолько, что стала частью повседневной жизни. В мире, где сознание («призрака») можно спокойно пересадить в механическую или биологическую оболочку («доспех»), ожидаемо появились особые подразделения, борющиеся с киберпреступностью. К ним относится и девятый отдел общественной безопасности полиции Токио, куда, в числе прочего, входит майор Мотоко Кусанаги, боевой оперативник. Очередное задание, кажущееся рутинным — устранение иностранного политика, пытающегося увести из Японии важного хакера — становится первой деталькой в череде событий куда более масштабных. За преступлением стоит некий «Кукловод», поиски которого в итоге меняют жизнь майора Кусанаги и тех, кто оказывается втянут в непростое дело.
История «Призрака в доспехах» (не внутренняя, а реальная) стартует в 1989-м — именно в этом году была выпущена одноименная манга Масамунэ Сиро. Это был уже состоявшийся автор, работающий преимущественно в жанре научной фантастики и пишущий для взрослых. Стиль Сиро отличается от того, что интересует Мамору Осии, однако многие затрагиваемые темы как раз укладывались в вектор интересов режиссера. Проблема была не с тем, что, а с тем, как мангака i в своей истории не чурался юмора и эротики (знаменитая двухстраничная сцена, посвященная сексуальности киборгов, стала поводом для нескольких скандалов), сочетая их при этом с более глубокими темами. Как признавался сам Сиро, он искал баланс между сложным и простым, и далеко не всегда это получалось: местами для пояснения концепций приходилось делать крупные сноски, раскрывающие социологические, технологические и другие отличия общества «Призрака» от современного мангаке.
В 1993-м Осии как раз закончил работу над франшизой «Полиция будущего», сняв второй полнометражный фильм, и планировал взяться за «Оборотней» по собственной манге, но получил предложение по экранизации «Призрака» и не смог отказаться. «Оборотни» в конечном счете тоже были сняты, но другим режиссёром, Хироюки Окиурой — Осии там остался сценаристом и раскадровщиком.
Взяться за «Призрака» Осии решился во многом из-за поднятых в манге тем. Режиссер признавался, что научная фантастика привлекает его актуальностью: рассказы о мирах будущего на деле сильно влияют на современный мир. При этом он отметил, что не так много фильмов было снято о влиянии компьютеров на общество, что также откликнулось в нём как творце. Раскрыть темы при этом оказалось куда проще именно через анимацию, за что и зацепился Осии. А благодаря полной творческой свободе, которую позволил Сиро, анимационный «Призрак в доспехах» смог стать чем-то большим, чем просто экранизацией.
Осии со старта решительно отказался от многих элементов оригинала, сосредоточившись на раскрытии заинтересовавших его тем. Изменения пошли уже на уровне дизайна персонажей: например, майор Кусанаги в экранизации получила куда более взрослый вид и лишилась как гипертрофированных ужимок, так и чрезмерно бунтарского духа. Обновленная героиня стала куда серьезнее и взрослее, что, по мнению Осии, больше соответствует реальному возрасту майора. Кроме того, подобное изменение больше работало на историю, задуманную для фильма: на первый план в экранизации вышли сложные экзистенциальные вопросы, а отстраненность и бесстрастие героини отлично отражали задумку Осии.
Кусанаги в фильме олицетворяет проблемы трансгуманизма и места человека в меняющейся реальности. Майор регулярно задаётся вопросами о своей природе, насколько она остается человеком при многочисленных модификациях тела и в целом настраивает на куда более вдумчивый и серьёзный тон. Примечательно, что с подачи Осии это стало нормой для всей франшизы: версию Сиро по большей части забыли, и практически все последующие адаптации равнялись именно на версию 1995 года. Вместо веселого эскапистского боевика Осии решил сосредоточиться на проблемах общества, и это сработало — причем ещё как. Сегодня «Призрака в доспехах» принято считать едва ли не главным произведением в жанре киберпанк, наряду с «Бегущим по лезвию» и «Нейромантом».
Еще в открывающих сценах подчеркивается, что у Кусанаги из «человечного» остался только призрак: всё её тело, включая мозг, было заменено на кибернетическое. Это интересно накладывается на поиски Кукловода: расследование деятельности загадочного хакера приводит не только к внешнему, но и к внутреннему конфликту героини, что интересно отражается с помощью долгих планов и неторопливого в целом повествования. Разумеется, это всё ещё боевик, в котором присутствуют экшен-сцены — но их количество сведено к необходимому минимуму, так как Осии куда больше интересует глубокое погружение в философские, социальные и политические вопросы.
Интересно, что вопросы существования и человечности одинаково отражают и сама майор, и ее противник Кукловод, но с разных сторон. Обе сущности эволюционируют по ходу развития сюжета, не в последнюю очередь подталкиваемые своей смертностью: в определённый момент поднимаются вопросы воспроизведения и конечности существования как необходимых элементов развития. Это пересекается с концепцией Фридриха Ницше о вечном возвращении, причем это не единственная ссылка на немецкого философа. Ближе к финалу в сюжете возникает попытка преодоления границ человечности с помощью самовоссоздания, что перекликается как с ницшеанским сверхчеловеком, так и с волей к жизни по Шопенгауэру.
«Призрак в доспехах» в целом плотно погружается в философские начала: озвученные выше теории здесь интересно переплетаются с дзен-буддизмом (в частности, идеями непостоянства и взаимосвязанности), киотской философской школой (откуда перекочевали идеи пустоты) и учениями Декарта, Хайдеггера и Бодрийяра. Собственно, «синдром одиночки», занимающий важное место во всей франшизе, во многом заимствует концепцию симулякра: это общественно-психологическое явление в мире «Призрака», при котором люди массово берут пример с несуществующей личности.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Актуальность «Призрака в доспехах» неоспорима, причем сегодня она даже выше, чем в момент выхода фильма. Современный мир куда сильнее полагается на ИИ и другие цифровые технологии, порой действительно размывая границы человечности: пример со «смертью» нейросети GPT-4о более чем показателен. И кто знает: глядишь, в недалеком будущем и «рождение» новой сущности, подобной той, что представил миру «Призрак», тоже станет реальностью. Наблюдаем с интересом.
нашего сайта (и не только)