Рецензия на фильм «МАЙ ДЕКАБРЬ»

В прокат выходит драма о запретной любви, номинированная на «Оскар» за сценарий. О новой работе Тодда Хейнса рассказывает Кирилл Горячок.

Популярная актриса Элизабет Берри (Натали Портман) получает роль мечты — ей предстоит сыграть скандальную Грейси Этертон (Джулианна Мур), которая двадцать лет назад, когда ей было 36, переспала с 13-летним одноклассником своего сына. Несмотря на шумиху в прессе и угрозу тюрьмы, Грейси и Джо (Чарльз Мелтон) до сих пор вместе и воспитывают троих детей. Чтобы погрузиться в жизнь героини и узнать ее получше, Элизабет ходит за ней с блокнотом и общается с членами ее семьи. Появление в доме звезды обнажает травмы прошлого и особенно болезненно воздействует на Джо.

После нескольких спорных попыток попробовать что-то новое — например, снять сказку («Мир, полный чудес») или остросоциальный детектив («Темные воды») — режиссер Тодд Хейнс вернулся к привычному жанру эстетской синефильской драмы. «Май декабрь», разворачивающийся вокруг фрейдистского соперничества двух женщин, хоть и уступает лучшим его работам, все же заставляет вспомнить, за что мы любим Хейнса.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

«Май декабрь» начинается как тревожный готический триллер, действие которого происходит в отдаленном доме, где женщина средних лет с искусственной улыбкой на лице бесконечно печет кексы. За ширмой благополучия и любви в этой семье скрывается немало боли и неврозов, и актриса Элизабет, словно детектив, жаждет достать сразу все скелеты из шкафов. В сюжете важную роль играют записки, фотографии, статьи из старых газет — все, как и положено в детективе. Вот только Элизабет жаждет реконструировать события далекого прошлого не с целью поиска справедливости, а совсем даже наоборот. Готовясь к роли, она буквально упивается травмой этой семьи.

Впрочем, главным героем картины является вовсе не актриса, и даже не домохозяйка Грейси, а ее молодой муж Джо. Столь ранний сексуальный контакт и последовавшая за ним свадьба лишили его детства и периода взросления. Хотя ему уже за тридцать, он так и остался незрелым мальчишкой, не сумевшим стать настоящим отцом своим детям. Его хобби — выращивать гусениц и наблюдать, как они превращаются в бабочек. Вот только сам он не вылупился из куколки и не сумел взмахнуть крыльями, прожив всю жизнь под властью взрослой жены. История несчастного Джо, травмированного и закомплексованного, в итоге становится самой пикантной подробностью готовящегося биографического фильма с участием Элизабет.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Актер Чарльз Мелтон не только не оказывается в тени именитых Мур и Портман, но и, будем честны, переигрывает их, потому что его роль интереснее и сложнее. Обе же звезды довольно предсказуемо хороши в образах властных хищниц, так похожих друг на друга в стремлении обладать и манипулировать. Сильной стороной режиссера всегда была умелая стилизация под классические фильмы, и «Май декабрь» не стал исключением. Когда Элизабет и Грейс вместе смотрятся в зеркало, играя роли друг друга, одновременно очаровываясь друг другом и соперничая, тут же всплывает в памяти «Персона» Ингмара Бергмана. Музыкальная тема картины — тоже отсылка, на этот раз к фильму Джозефа Лоузи «Посредник», сюжет которого рассказывал о мальчике, влюбившемся во взрослую девушку. «Май декабрь» с точки зрения композиции и картинки сделан очень продуманно и изысканно.

Недостатком же картины можно назвать отсутствие какой-то запоминающейся сцены, которая увенчала бы эту мрачноватую и пессимистическую историю. В «Май декабрь» Тодд Хейнс наглядно показывает, как индустрия развлечений питается чужими травмами и превращает их в товар. Но эта назидательность, пожалуй, больше всего разочаровывает в фильме. Все складывается слишком предсказуемо и от тревожного ретронуара не остается к концу ни следа.

Поделиться