Дарт Вейдер с планеты Плутон
Львиная доля юмора в первой части «Назад в будущее» строилась на контрастах между культурой 1950-х и 1980-х. Вспомните хотя бы насмешки завсегдатаев кафе в Хилл-Вэлли 1955-го над модным жилетом Марти МакФлая («парень, ты что, с корабля упал?»), или ремарку Дока «этот актеришка Рейган – президент?». Но одна из самых малоизвестных – и при этом весьма интересных – юмористических отсылок связана с тогдашней модой на сай-фай и хоррор в комиксах. Когда МакФлай в костюме химзащиты выбирается из машины времени посреди фермы, его принимают за «космического человека с Плутона». Эта фраза – намек на типичные для 1950-х фильмы вроде «Захватчиков с Марса», а журнал «Tales From Space» – стилизация под комиксы «Байки из склепа». Но вообще-то на ранней стадии работы над фильмом один из продюсеров всерьез предлагал назвать фильм так. Роберт Земекис и Боб Гейл были против, но боялись обидеть потенциального спонсора, так что ситуацию спас их друг Стивен Спилберг. Он направил продюсеру записку «отличная шутка, пришли еще» - и разрядил ситуацию.
Колеса времени
Ключевым гаджетом всей франшизы стал знаменитый автомобиль «ДеЛориан», способный перемещаться во времени. Несмотря на футуристический внешний вид, в основе кинематографического «ДеЛориана» лежала вполне реальная машина. Это был спорткар DeLorean DMC-12, выпускавшийся с 1981 по 1983 годы. Самой характерной его деталью стали, конечно, двери, не открывающиеся сбоку, а плавно поднимающиеся вверх (так называемые «крылья чайки»). В фильме Док Браун оснастил автомобиль Конденсатором потока, который позволяет перемещаться во времени, когда скорость «Делориана достигает 88 миль в час (это значение было выбрано потому, что авторам понравилось, как цифра выглядит на спидометре — быстро ездить мы не бросим). И, разумеется, после выхода фильма «Делориан» моментально превратился в особо ценный для фанатов раритет, поскольку уже к тому времени их производство было прекращено: компания DeLorean Motor Company обанкротилась в начале 1980-х. Но из 9 тысяч выпущенных экземпляров больше 6 тысяч все еще на ходу, а сам визуальный облик «Делориана» навеки стал ярчайшим символом не только всей трилогии «Назад в будущее», но и эстетики 1980-х.
Рок-н-ролльная революция
В одной из самых известных сцен первого «Назад в будущее» Марти устраивает мощнейший перфоманс на сцене, исполняя ранний рок-н-ролльный хит «Johnny B. Goode». Фрагмент выступления слышит по телефону Чак Берри – и пишет песню, которая перекроит музыкальный ландшафт Америки. Этот эпизод – не только еще один впечатляющий темпоральный парадокс (вроде того, на котором основан «Терминатор»), но и хитроумный оммаж всей истории рок-н-ролла. Во время танца Марти имитирует множество характерных движений самых разных рок-звезд, от Пита Таунсенда через Джимми Хендрикса и до, собственно, Чака Берри. Кстати, в разучивании номера Майклу Дж. Фоксу помогал хореограф, работавший с Мадонной, а на гитаре его учил играть Пол Хэнсон, наставник Джорджа Клуни и Эрика Штольца.
Рейган и «Назад в будущее»
Узнав, что в 1985-м Рональд Рейган – президент США, Док Браун из 1955-го не верит своим ушам: «Кто? Актер из вестернов?!». Между тем, Рейган имел все шансы появиться в трилогии не только как объект для шуток. Во время работы над третьей частью (когда Рейган только завершил свой второй срок в Белом доме), Роберт Земекис связался с представителями экс-президента, предлагая тому роль мэра Хилл-Вэлли в 1885-м. Выбор был вполне логичен, поскольку Рейган задолго до президентства был известен ролями в вестернах вроде «Последнего форпоста» или «Закона и порядка» (хотя лучшей его работой считается роль в исторической драме «Кингс Роу»). Увы, Рейган предложение Земекиса отклонил. А мэра в итоге сыграл Хью Гиллин, больше всего известный по роли шерифа во второй и третьей частях «Психо».
Вестерны
Кстати, о вестернах. Вся третья часть «Назад в будущее» оформлена как оммаж ностальгическим фильмам о Диком Западе, и Роберт Земекис с Бобом Гейлом плотно набили триквел огромным количеством тонких отсылок. В частности, едва ли не каждый заметный житель Хилл Вэлли середины 1880-х сыгран ветеранами вестернов. Бармена Честера играет Мэтт Кларк (мелькал в «Мачо Каллахане» с Джин Сиберг и «Уилле Пенни» с Чарлтоном Хестоном), а трех завсегдатаев салуна – Пэт Баттрем, Харри Кэри-мл. и Даб Тейлор, которые снимались в вестеранх еще с 1940-х.
3D-технологии
Прогуливаясь по Хилл-Вэлли образца 2015 года, Марти Макфлай видит афишу фильма «Челюсти 19» (снятого, кстати, Максом Спилбергом, сыном Стивена Спилберга), и орет от ужаса, когда голографическая рекламная акула раскрывает свою пасть прямо над ошалевшим тинейджером. Это не столько шутка над хорошо известной франшизой (в 1983-м вышла третья часть «Челюстей»), сколько отсылка к буму 3D-фильмов в средине 1980-х. Помимо третьих «Челюстей», в 3D была снята, например, третья часть «Пятницы 13-е», а также «Амитивилль». Но, как мы знаем, в этой шутке оказалась большая доля правды: 3D-фильмы пережили новый всплеск популярности как раз на рубеже 2000-х и 2010-х, вслед за успехом «Аватара». А самое смешное – то, что фильм под названием «Челюсти 19» действительно был снят в 2015-м, и это (да-да!) трэш-хоррор из России!
Кроссовки с автоматической шнуровкой
Самый знаменитый предмет одежды во всей франшизе – пожалуй, кроссовки Nike, которые Марти получает в 2015-м: это обувь с функцией автоматической шнуровки. Хотя на момент выхода «Назад в будущее 2» такой обуви не существовало, искусство тут вдохновило жизнь: в 2011-м компания Nike выпустила кроссовки Nike Air MAG с аналогичным дизайном – правда, без самозавязывающихся шнурков. Но уже в 2016-м была выпущена серия кроссовок Nike HyperAdapt 1.0 с той самой функцией автоматической завязки. Правда, тираж был ограничен, а цены больно кусались: $270 за пару (у перекупщиков планка позже доходила до баснословных $200 тысяч!).
Ховерборд
Скейт на магнитной подушке стал вторым – после несравненного «Делориана» - самым ярким гаджетом франшизы. Хотя это предсказание франшизы оказалась ошибочным (мы до сих пор живем в мире гироскутеров и моноколес, а никаких ховербордов на горизонте нет), некоторое время люди всерьез верили, что доски на магнитной подушке давным-давно изобретены. Дело в очередной шутке Роберта Земекиса: в одном из интервью он рассказал, что показанные в сиквеле «Назад в будущее» ховерборды разработаны, но не продаются, поскольку родители сочли их травмоопасными для детей. Эта ремарка привела к тому, что люди начали спрашивать о наличии ховербордов в магазинах – и получали разочаровывающие ответы.
Видеоигры
Если не считать отсутствия на (воздушных) дорогах летающих машин и ховербордов, то франшиза пестрит на удивление точными предсказаниями. Стоит назвать хотя бы обстановку «умного дома» (вспомните сцену в доме взрослого Марти МакФлая), или шлемы виртуальной реальности из второй части. Но одной из самых распространенных технологий, показанных в сиквеле, стали видеоигры, управляемые с помощью движений. Во второй части дети в кафешке смеются над МакФлаем, когда он показывает им, что в аркадный автомат надо «играть руками». И понять их можно: хотя в нашем 2015-м мы все еще управляли игровым процессом в основном при помощи геймпадов, уже были привычными технологии вроде Kinect, позволяющие двигать объекты в видеоигре при помощи движений своего тела. Правда, в отличие от киношного 2015-го, полностью «ручное» управление они не вытеснили, будучи скорее нишевой фишкой в отдельных играх, чем всеобщим стандартом.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.